Я читаю детям потому, что сама люблю читать. Любовь к книгам досталась мне от мамы - в детстве она читала нам каждый день. Возможно, вы спросите, зачем это младенцам или тоддлерам? Ведь они всё равно не понимают смысла слов, убегают или вообще жуют книжки. И совсем не слушают.

Думаю, что даже такой опыт ежедневного чтения позволяет привить детям любовь к книгам. Надеюсь, эти 10 причин убедят вас и книги станут важной частью жизни ваших детей.

Как чтение книг детям влияет на их развитие

Расширяет словарный запас

Знаете ли вы, что в детской литературе на 50% больше редких слов, чем в разговорах взрослых? Обычная беседа обеспечивает детям только основной лексикон. Редкие слова они могут узнать только из книг. В письменной речи используется больше слов, чем в устной. Дети, которым часто читают, начинают использовать редкие слова в своей речи. Это помогает построить свой богатый устный язык. С ним проще облекать мысли в слова, общаться с разными людьми, выстраивать отношения.

Эксперты убеждены, что словарный запас дети получают косвенно - через общение, из мультфильмов и книг. Но не через прямое обучение. Именно объём чтения, а не устный язык, влияет на широкий словарный запас.

Успокаивает и дарит чувство комфорта

Во время совместного чтения устанавливается прочная связь между родителем и ребёнком. Любовь к книгам становится ещё одним объединяющим фактором.

Книга для малыша должна быть с картинками и описывать знакомые для ребёнка ситуации. Среди знакомых вещей он чувствует себя в безопасности

Учит различать реальность и вымысел

При чтении важно обращать внимание ребёнка на сходства и различия реальности с книгой. Например: «Медвежонок Тедди - медведь, но у него, как и у тебя, есть папа и мама». Можно задавать наводящие вопросы: «Какие ещё мы читали книги о семье?» Или: «Папа-медведь съел на завтрак бочонок мёда, а что мы едим на завтрак?»

Показывает новые идеи

Чтение знакомит детей с различными сюжетами и идеями. Из книг они узнают, как можно вести себя в разных ситуациях и примеряют на себя модели поведения героев. После прочтения книги, попросите ребёнка пересказать, что он запомнил. Или задайте несколько вопросов. Так вы убедитесь, что сын или дочь правильно понимают новый сюжет или тему.

Помогает осваивать новые навыки

Обращение с книгами. Дети учатся держать книгу и переворачивать страницы слева направо. Подражание поведению читателя. Малыш делает вид, что читает - повторяет слова и звуки родителя. Понимание сюжета истории по картинкам. Например, любимая книга моей дочери в полтора года «Где же мой утёнок?». Хотя там практически нет слов, дочь с восторгом переворачивает страницы в поисках пропавшего утёнка.

Даёт знания об окружающем мире

Мои дети очень любят рассказы, особенно о животных. А сын очень любит книги о технике, космических кораблях, поездах и тракторах. С помощью книг с хорошими иллюстраций дети получат информацию задолго до того, как научатся читать самостоятельно. Я часто совмещаю книги с новым опытом. Например, книги о животных до или после посещения зоопарка или книги о технике перед поездкой на ферму.

Перед тем как лепить снеговика, можно сначала прочитать с детьми книжку

Чтение помогает понять, что слова, предложения и рассказы состоят из букв

Взаимодействуя с книгой, ребёнок постепенно обнаруживает в словах звуки и слоги, узнаёт про рифмы, учится видеть первую букву в слове. Мой сын недавно начал указывать на слова, когда «читает» - а это начальная стадия чтения. Так, шаг за шагом, дети получают знания о словообразовании, чувстве ритма и фонетическом строении слова.

Знакомит с поэзией

Чтение стихов в раннем возрасте - отличный тренажёр для развития памяти. Малыши легко запоминают небольшие стишки и потешки, ещё задолго до того, как начнут читать самостоятельно. Запоминание - это пожизненный навык, который пригодится при обучении и во взрослой жизни. Кроме того, поэзия обогащает словарный запас ребёнка и формирует чувство языка.

Приучает к самостоятельному чтению

Покажите своему ребёнку, что вы любите читать, станьте для него примером. И тогда малыш поймёт, что чтение - полезное и приятное времяпрепровождение. Со временем вы увидите, с каким нетерпением дети ждут того момента, когда можно самому выбрать книжку и удобно устроиться за чтением.

Сближает нас

Конечно же, у нас бывают раздоры, как и в любой другой семье. Но я нашла способ как успокоить своих детей. Я просто читаю им. И теперь они знают, что со мной или без меня, чтение всегда поможет успокоить их душу.

Я счастлива, когда вхожу в комнату сына или дочери, и вижу их с книгой. Они оба обожают читать. Моя малышка в полтора года самостоятельно берёт книги с полки, листает их, рассматривает картинки и изучает по ним сюжет. Она делает это каждый день. Я часто вижу улыбку сына, когда он узнаёт знакомых персонажей на страницах своих книг. Мне очень нравится, когда он начинает «читать» вслух свои истории.

Список полезных книг для детей до 3 лет от Монтессори-педагогов поможет подобрать книги по возрасту и интересам ребёнка

Правда, в Советском Союзе исследований PISA вообще не проводилось. Так что мы не можем сравнить результаты того времени с нынешними. У нас вообще никогда не проводилось серьезных исследований, связанных с детским чтением, поэтому мы не можем объективно судить о его динамике. И все наши катастрофические настроения обычно имеют под собой один аргумент: мы читали с фонариком под одеялом, а наши дети не читают.

И наши способы «спасения культуры» примерно такие же. Мы наказываем ребенка за «нечтение» (лишаем его возможности играть на компьютере) и поощряем за послушание: дочитал книжечку? Умница! Выделяю тебе лишний час на те же самые игры. Мы выдумываем лукавые ухищрения с запретными плодами: эту книжку тебе читать еще рано, поэтому я ее вот сюда, повыше поставлю - видишь, куда? Мы надоедаем ребенку своим брюзжанием, что он недостоин быть нашим сыном (дочерью), в отличие от Вани из пятого подъезда, который вон сколько читает - прямо как мы в детстве! Мы даже готовы купить своему ребенку какой-нибудь хитрый фонарик, чтобы он наконец залез с ним под одеяло.

И иногда нам кажется, что мы достигаем какого-то результата…

Я, по крайней мере, так долго думала.

В течение почти двадцати лет своей работы в школе я чего только не придумывала - демократическое, тираническое, бюрократическое, - вынуждая своих учеников читать.

И мне все время казалось, что я наконец нашла - вот он, золотой ключик, который откроет заветную дверцу в страну читающих деток.

Но недавно на книжной ярмарке в Красноярске я встретила своего любимого ученика - из тех, кого я считала читающим ребенком. Он приехал на ярмарку с проектом «Интерактивная книга» и в доверительной беседе объяснил мне, что ключик к чтению есть: надо просто отказаться от книги в классическом понимании этого слова. Книга должна стать чем-то средним между компьютерной игрой и проводником в социальную сеть. И если я не желаю этого признавать, то являюсь «устаревшей моделью человека», отрицающего неотвратимость технического прогресса. Что я вообще так ношусь с этим чтением? Среди нечитающих тоже есть приличные люди. И ничуть они не глупее читающих. Наоборот - умнее, ведь среди них очень много компьютерщиков, программистов. И жизнь у них очень даже нормальная - не то что у меня. (Это, признаться, сильный аргумент.)

Иными словами, возникают вопросы.

И прежде чем искать ключик, надо, видимо, сначала ответить на вопрос: а зачем нам надо, чтобы ОНИ читали?

По отношению к детям разного возраста ответ будет звучать по-разному.

Малыши читают не сами. Малышам читают. И это - одно из основополагающих условий развития: чтение формирует детскую речь. А речь - основа мышления.

В частности - логического мышления. Любой педагог всегда с первого взгляда отличит ребенка, которому читают, от ребенка, которому не читают, - по тому, как он умеет сосредотачиваться, удерживать внимание, слушать и слышать, понимать. Когда ребенок слушает книжку, он слышит не просто речь, а книжную речь. Книжная речь существенно отличается от речи устной. Она гораздо сложнее устроена, так как не связана с конкретной ситуацией общения, т.е. не дополняется визуальным восприятием собеседника, мимикой и жестикуляцией. Она оперирует гораздо большим количеством слов, чем устная речь, и ее всегда отличают более сложные грамматические конструкции. А грамматика (способы построения высказывания, способы связывать слова, то есть формальные структуры языка) отражает способы человеческого мышления.

По отношению к ребенку начальной школы нам тоже довольно легко объяснить, зачем учить его чтению и побуждать читать книжки. Чтение было и остается базовым навыком обучения. Это, прежде всего, инструмент для извлечения информации.

Казалось бы, что можно еще добавить? Тренируй ребенка на технику - и получишь то, что хотел.

Но вот читает наш четвероклассник со скоростью 150 слов в минуту. И вроде нет у него никаких проблем с пониманием учебных текстов. А книги художественные он как не читал, так и не читает. И это нас почему-то сильно расстраивает - несмотря на его показатели техники чтения.

Когда-то я обсуждала эту проблему со своими третьеклассниками. (Я с ними много чего обсуждала.) Я спросила, как они думают: зачем человеку читать?

Мы довольно быстро пришли к выводу, что старая формула: «Читать, чтобы много знать» (которая работала в прежние времена, когда нынешние учителя сидели с фонариками под одеялами) - отпадает. Сегодня получать нужную информацию можно из других источников. В частности - из научно-популярных фильмов. «Чтобы умнеть» - причина более веская. Мы решили, что читать сложнее, чем смотреть, и значит, чтение сильнее заставляет нас напрягаться - тренирует наше внимание, восприятие. Мы ведь во время чтения и «расшифровкой» знаков занимаемся, и одновременно должны представлять себе, какие образы и понятия стоят за словами и выражениями.

Но тогда можно было бы ограничиться чтением энциклопедий и научных книжек. А художественное зачем? Если только для развлечения - это кажется странным. Зачем развлекаться таким сложным образом, когда можно кино посмотреть?

Я помню, они сильно думали, мои третьеклассники. И кто-то один сказал: во время чтения я всегда представляю себя кем-то из героев. Когда я читаю, то могу быть и принцессой, и крокодилом. А в жизни я так не могу.

Я воскликнула: вот оно! Именно так считали большие ученые. Великий психолог Лев Выготский, который жил в прошлом веке, написал, что искусство позволяет человеку в воображении проживать разные жизни и дает ему опыт, которого он никогда бы не смог получить в реальности. Благодаря книгам мы действительно можем побыть и принцессой, и крокодилом. И в результате мы понимаем, как сложно устроен мир и как сложно устроен человек.

Вот ради этого - ради понимания человеческой сложности - мы и должны читать книги. Чем больше людей это понимает, тем меньше ужасных действий совершается вокруг нас.

Что дает чтение ребенку вслух

Я хочу сказать, что не вижу других серьезных причин бороться за детское чтение. Но эта причина кажется мне достаточно веской.

Однако это не значит, что следом за ответом на вопрос «зачем читать книги?» сам собой придет и ответ на вопрос «как побудить читать?».

Хуже того, я думаю, что универсального ответа на этот вопрос не существует. Не существует какого-то единственного и безошибочного метода, который позволил бы нам вырастить читающего ребенка. Читающим ребенок (как и взрослый) становится в результате множества разных внутренних причин и внешних обстоятельств.

Зато точно известно, что можно делать, чтобы книга вошла в детскую жизнь.

Это не бог весть какое открытие. Мы все этим занимались и занимаемся. Но это надо было обосновать рационально. И сделали это «проклятые» американцы в 80-х годах ХХ века. Они раньше нашего пережили появление видеомагнитофонов «в каждой семье» и собственных телевизоров у детей и зафиксировали падение интереса к чтению. Это было еще до появления персональных компьютеров. Но их тревоги были основаны не на субъективных наблюдениях, фиксировавших исчезновение фонариков в детских спальнях, а на масштабных исследованиях. В 80-е годы в США ежегодно запускалось по 1200 исследовательских проектов, темой которых становилось детское чтение.

В 1983 году американцы создали Комиссию по чтению, которая в течение двух лет изучала результаты исследований и к 1985 году подготовила объемный доклад под названием «Стать читающей нацией» («Becoming a Nation of Readers»).

В этом докладе был сформулирован важнейший тезис: «Единственным наиболее важным фактором, необходимым для успешного чтения, является чтение детям вслух». За этим докладом последовали «эксперименты». К примеру, в одной из школ Бостона приглашенный энтузиаст стал каждую пятницу приходить в шестой класс и читать детям вслух. Через год учебные показатели этого класса заметно улучшились, а через два года взлетели вверх. Еще через год учащиеся класса имели наивысшие показатели по чтению в Бостоне, и образовалась огромная очередь из желающих попасть в эту школу.

В штате Коннектикут на работу пригласили шесть внештатных учителей-чтецов, которые три раза в неделю по 20 минут читали ученикам четвертых-шестых классов в разных по уровню школах. В результате у учеников возникла потребность в самостоятельном чтении. (Нечто похожее описал в своей книге «Как роман» французский педагог и писатель Даниэль Пеннак.)

Власть книги и чтение вслух как миссия

Конечно, и чтение детям вслух не может считаться панацеей от всех бед. Но это то, что в наших силах. И по отношению к детям любого возраста верно то, что было сказано о чтении маленьким детям: даже если ребенок сам и не станет читать, то, что ему прочитали, войдет в его культурный багаж.

Понятно, что начинать читать вслух подросткам уже поздновато (хотя и небесполезно, как показывает опыт Пеннака и Стивена Льюэнберга из бостонской школы). Правильнее начинать читать ребенку, когда он еще совсем маленький. И начинать с пониманием, что это важнейший из видов общения с ребенком.

Ребенок еще не умеет читать сам. Взрослый, этим умением обладающий, выступает в роли медиума, посредника между книгой и ребенком, заменяя собой невидимого собеседника (автора). Родителя в момент чтения можно уподобить Моисею, спустившемуся с горы Синай с Книгой, осиянной высшим светом. Здесь наша культурная роль безусловна, наше воздействие зримо, наши средства обладают испытанной силой.

Взять хотя бы привычную для нас форму книги. Это гениальное изобретение человечества, сродни колесу. Книга в форме кодекса - четырехугольных пергаментных страниц, вложенных между деревянными дощечками, - появилась во II веке до нашей эры и постепенно вытеснила глиняные таблички и свитки. С тех пор менялся материал для изготовления страниц, способ украшения книг, было изобретено книгопечатание, - а форма книги осталась неизменной.

Книга-кодекс обладает способностью структурировать общение в пространстве и во времени. Она, к примеру, диктует вам, с какой стороны посадить ребенка. Вы посадите малыша справа от себя - так чтобы ему было удобно следить за открывающимися страницами с картинками. (Если вы читаете не одному, а нескольким детям, то справа вы наверняка посадите того, кто нуждается в наиболее комфортных условиях и телесном контакте с вами - скорее всего, младшего.)

Открывая книгу, вы примерно знаете, сколько времени потратите на чтение: главы, части, небольшой сказки или стихотворения.

Вам гарантировано качественное содержание общения. Не говоря о том, что в момент чтения вы с ребенком оказываетесь в поле общих переживаний.

Во время чтения ваш голос больше, чем просто голос. Как уже говорилось, вы позволяете автору говорить вашим голосом. Но, кроме того, вы еще и «разворачиваете» авторский голос в сторону ребенка. Благодаря вам автор обращается не к собирательному образу «благодарного потомка», не к читателям «вообще», а к конкретному, вашему ребенку.

А личная обращенность - важнейший фактор развития.

Психологи сделали интересное наблюдение: в группах раннего возраста, которые посещают дети, не достигшие трех лет, невозможно сказать: «Дети! Подойдите скорее ко мне!» Дети не отреагируют. Нужно непременно каждого назвать по имени: «Ванечка, подойди ко мне скорее! Машенька, иди сюда!»

Ситуация прямого личностного взаимодействия ребенка со взрослым первична по отношению к собственно речевому общению, предопределяет саму возможность развития речи. Поэтому, например, речь «техническая» (записанная на магнитофон, звучащая из телевизора и т.д.) никак не сказывается на речевом развитии малыша раннего возраста. Если вы установите в Доме малютки магнитофон, и он будет петь по 10 часов кряду колыбельные песни или что-нибудь говорить, это никак не отразится на психическом развитии несчастных младенцев.

Конечно, ребенок постарше будет с удовольствием слушать и детские передачи по радио, и аудиокниги. Но слушание технически воспроизведенной речи возможно и целесообразно только в уже «разработанном» пространстве речи. И оно, конечно же, не может полностью заменить живого, личностно обращенного чтения.

Личностная обращенность в передаче информации сохраняет свою значимость на протяжении всей жизни человека. Именно поэтому, например, индивидуальные занятия с педагогом по какому-нибудь предмету (и особенно - занятия языком) более эффективны, чем групповые. Именно поэтому так важно, чтобы у подростков был человеческий контакт с педагогом и т.п.
Поэтому, видимо, и чтение детям вслух в любом возрасте оказывается действенным механизмом развития.
Поэтому ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ ВСЛУХ.
Это не означает, что чтение вслух - простое и легкое дело. Особенно в ситуации общения с подростками (тут тоже можно вспомнить Моисея).
Но, мне кажется, для начала важно сжиться с идеей.

Марина Аромштам

Информация об исследовательских проектах по детскому чтению в США и о докладе «Becoming a Nation of Readers» взята из статьи известного американского педагога Джима Трилиза «Новое руководство по чтению вслух» (перевод с английского Н. Гончарук», сборник материалов «Чтение с экрана и «на слух»: опыт России и других стран» - М.: «Русская библиотечная ассоциация», 2009)

Чтение несет в жизни культурного человека сразу несколько важнейших функций. Наиболее очевидная из них – познавательная. Благодаря книге перед ребенком открывается целый мир, о котором он еще почти ничего не знает. Книга расширяет естественные границы познания, позволяя малышу узнать о том, что ему, возможно, даже не придется никогда увидеть.

Другая, еще более значимая функция литературы – воспитательная. При помощи простейших, постепенно усложняющихся образов, ребенок учится законам жизни в обществе, правилам общения с себе подобными. Часто хорошая книга позволяет родителям объяснить ребенку те вещи, которые сами они не смогли бы точно сформулировать. Иногда именно книжные примеры исподволь помогают ребенку усвоить те правила, которые он не мог или хотел воспринять из родительских уст.

На первый взгляд, познавательную и воспитательную роль могли бы взять на себя телевидение и Интернет. Однако, даже если не упоминать о том, что телеэфир и сетевое пространство заполнено отнюдь не только полезной для детей информацией, никакие высокие технологии не смогут заменить ребенку чтение. И вот почему. Даже если представить себе идеальное для детей телевидение, весь эфир которого состоит сплошь из качественных детских фильмов и научно-популярных передач, оно все равно проигрывает по отношению к хорошей библиотеке. Во-первых, потому, что частая смена картинок, многообразие эмоций и постоянное звуковое сопровождение утомляют головной мозг, затрудняя усвоение информации. Во-вторых, в отличии от видеоряда, книга дает пространство для человеческого воображения, для осмысления и осознания прочитанного.

Информация, полученная из книг, близка к эмпирическому опыту человека, потому что читающему приходится самостоятельно вникать в текст, вычленять необходимое, отделяя главное от второстепенного. Информация с экрана приходит в готовом виде, не задействует ресурсов нашего сознания и не развивает ни фантазию, ни интуицию, ни познавательные способности человеческого мозга. Иначе говоря, такая информация «влетает в одно ухо, вылетает в другое».

Помимо духовного просвещения есть еще и абсолютно прагматическая необходимость в чтении книг. Для педагогов давно не секрет, что у «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи. Во-первых, во время чтения ребенок незаметно для себя усваивает законы красивого, литературного языка, учится не только говорить и писать, но думать грамотно. Ошибки в словоупотреблении и в управлении режут слух начитанного человека. Во-вторых, все знают, что каждая прочитанная книга увеличивает словарный запас даже взрослого человека, не говоря уже о детях и подростках.

Проблема грамотности школьников стоит сегодня особенно остро. Все большему количеству детей ставится печальный диагноз «дисграфия», а банальные ошибки в орфографии и пунктуации допускает большинство молодых людей. Между тем, доказано, что так называемая «врожденная грамотность» - тоже результат начитанности человека. Дело в том, что в процессе чтения зрительная память фиксирует визуальные образы слов. При письме эти образы «всплывают в голове» автоматически, и человек, не задумываясь, пишет грамотно, и сразу замечает орфографические ошибки на бумаге. Такому человеку нет необходимости зубрить сложные правила и исключения, достаточно только чаще читать.

Задавая вопрос «Как заставить ребенка читать?» родитель уже совершает ошибку. Заставить читать с интересом не возможно, как невозможно заставить ребенка играть в скучную игру. Многие учителя изначально внушают детям, что читать «тяжело, но надо», вместо того, чтобы увлечь ребенка интересной книгой. Дети, которые в начальной школе читают «из-под палки», с радостью забудут о книгах, как только закончится родительский и школьный контроль. Да и информация, которую человек постигает «через силу», не оставляет следа в его душе. Поэтому необходимо научить ребенка любви к чтению, а это практически полностью в руках мам и пап.

Огромную роль здесь играет совместное чтение. Читать ребенку сказки необходимо с самого раннего возраста. Но не стоит думать, что читать вслух надо только до тех пор, пока ребенок не научится читать самостоятельно. Совместное чтение в семье – это увлекательнейшее занятие, которое необычайно сближает всех ее членов. Читать ребенку – это не просто обязанность родителей, это уникальный способ общения, который практически не имеет замены.

Значимые аспекты развития ребенка, которые затрагиваются в процессе совместного чтения:

Удовлетворение потребности в безопасности.

Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.

Чувство ценности и значимости своего «Я» и своих интересов.

Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди – родители).

Формирование ценностей.

Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.

Отреагирование значимых переживаний.

Книга – это и средство отреагирования (разрядки) переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком), если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности.

Обучение новым или необходимым моделям поведения .

Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.

Любовь к чтению, привитая с детства, сопровождает человека на протяжении всей жизни. И время, потраченное на чтение, непременно окупится с лихвой, потому что книга учит человека мыслить, адекватно оценивать ситуацию и свою роль в жизни, книга учит человека думать и принимать решения, способствует формирования собственного, уникального философского взгляда на мир.

1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.

3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.

4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.

5. Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.

6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.

8. Книги - ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.

9. Книги придают СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

10. Чтение - самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой, куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.

1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи - все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.

2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы.

4. Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы предлагаемые иллюстрации были как можно более реалистичными.

5. Во время прочтения литературного произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите это время для своего ребенка.

6. Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному.

7. Прививайте ребенку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.


Мы все прекрасно осознаем важность чтения для детей. Оно не только увеличивает словарный запас ребенка, но и помогает ему понять, как нужно читать и писать, а также погрузиться в разные темы о мире и повседневной жизни. Поэтому задача родителей – научить ребенка читать и показать ему, что это интересно. Рассказываем о 10 преимуществах чтения своим детям, которые не сможет заменить ни один гаджет.

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя», – В.А. Сухомлинский .

Чтение маленьким детям помогает им добиться успеха

Чем больше вы читаете своим детям, тем больше знаний они поглощают, а знание важно во всех аспектах жизни. Есть много исследований, которые показывают, что чтение младенцам и малышам подготавливает их к школе и к будущей жизни в целом. В конце концом, когда вы читаете детям, они получают навыки чтения.

Важно, чтобы дети учились следовать за словами на странице слева направо, переворачивать страницы и так далее. Нам все это кажется понятным, но ребенок сталкивается с этим впервые, поэтому ему нужно показать, как правильно читать. Также важно привить ребенку любовь к чтению, поскольку это не только улучшает язык и грамотность, но и помогает ему во всех аспектах жизни.

Чтение развивает языковые навыки

Хотя вы можете разговаривать со своими детьми каждый день, словарный запас, который вы используете, часто ограничен и повторяется. Чтение книг гарантирует, что ваш ребенок будет сталкиваться с разной лексикой по разным темам, а это означает, что он будет слышать слова и фразы, которые не сможет услышать в повседневной речи. А чем больше слов ребенок знает, тем лучше. Для детей, говорящих на нескольких языках, чтение – это простой способ увеличения словарного запаса и развития свободного владении языком.

Чтение тренирует мозг ребенка

Чтение для маленьких детей влияет на их мозговую деятельность и может дать им тот импульс, который необходим им для поддержки и развития навыков чтения в раннем возрасте. Исследования показывают, что определенные области головного мозга начинают работать лучше, когда ребенку читают книги с раннего возраста. Эти области имеют решающее значение для развития речи ребенка.

Чтение повышает концентрацию ребенка

Можно подумать, что читать бесполезно, если малыш хочет просто перелистывать страницы и смотреть картинки, однако даже в очень раннем возрасте очень важно привить ребенку усидчивость во время чтения. Читайте своему ребенку каждый день, чтобы он научился концентрироваться и сидеть неподвижно в течение длительных периодов времени. Это поможет ему позже, когда он пойдет в школу.

Ребенок обретает жажду знаний

Чтение провоцирует вашего ребенка задавать вопросы о книге и информации в ней. Это дает вам возможность говорить о том, что происходит, и использовать это как опыт обучении. Ребенок также может проявлять интерес к различным культурам и языкам, он становится любознательным, у него появляется больше вопросов, на которые он хочет получить ответы. Родителям приятно видеть ребенка, который любит учиться.

Книги дают знания на разные темы

Важно предоставлять своему ребенку книги по разным темам или даже на разных языках, чтобы у него был широкий спектр информации для изучения. Существуют самые разные книги с самой разной информацией: научной, архитектурной, культурной, книги о животных и т.д. Также есть книги, которые могут научить детей жизненным навыкам, таким как доброта, любовь, общение. Представляете, сколько всего можно дать ребенку, просто читая ему такие книги?

Чтение развивает воображение и творчество ребенка

Одно из самых больших преимуществ чтения детям – наблюдать их растущее воображение. Во время чтения они представляют, что делают персонажи, как они выглядят, как говорят. Они представляем себе эту реальность. Увидеть волнение в глазах ребенка, когда он ждет, что же случится на следующей странице – это одна из самых удивительных вещей, которые можно испытать родителю.

Чтение книг помогает развить эмпатию

Когда ребенок погружается в историю, в нем развивается чувство сострадания. Он идентифицирует себя с персонажами и чувствует то, что чувствуют они. Так дети начинают испытывать эмоции, понимать их, у них появляется сочувствие и сопереживание.

Книги – это разновидность развлечений

С такими технологиями, какие есть в наши дни, трудно не использовать гаджеты для развлечения своего ребенка. Телевизоры, видеоигры, смартфоны и приложения очень популярны среди детей, есть даже специальные программы для обучения. Тем не менее, чтение хорошей книги, которая заинтересует вашего ребенка, может быть столь же интересным и даже более полезным. Подумайте о последствиях, которые влечет за собой проведенное у экрана время, и выберите книгу, которая будет интересна вашему ребенку. Кстати, дети с большей вероятностью выберут книгу для удовлетворения своей потребности в развлечении, когда им скучно, чем что-либо другое.

Чтение помогает сблизиться с ребенком

Нет ничего лучше, чем обниматься со своим малышом в постели, читая ему книгу или рассказ. Вы проводите время вместе, читаете и разговариваете, а это может сблизить вас и создать между вами прочную доверительную связь. Для родителей, которые работают или ведут активный образ жизни, расслабление вместе с ребенком и просто наслаждение компанией друг друга – лучший способ отдохнуть и сблизиться со своим малышом.

Чтение ребенку имеет огромное количество преимуществ, поэтому родители должны уделять особое внимание этому, чтобы помочь ему добиться успехов в будущем.

Екатерина Романова