Различают чистые частные и чистые общественные блага. Чистое частное благо – благо, каждая единица к-ого может быть продана за отдельную плату. Оно обладает свойствами конкурентности при потреблении (одним субъектом исключается возможность потребления другими) и исключаемости доступа. Все затраты в связи с производством несет производитель, а все выгоды достаются потребителю. Полной их противоположностью выступают чистые общественные блага. Чистое общественное благо – благо, к-ое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Они не имеют денежной формы выражения, а значит, не могут быть произведены непосредственно рынком.

Свойства ОБ : неисключаемы (потребляют все индивиды), неконкурентны в потреблении (потребление одним человеком не снижает их доступности для других), производство ОБ обеспечивается гос-вом, объемы индивидуального потребления ОБ равны м/у собой и соответствуют совокупному предложению. Товар неконкурентен в потреблении, если при любом заданном уровне его объема предельные издержки на его производство для дополнительного потребителя равны нулю. Товар неисключаем, если очень высоки издержки по отстранению отдельных индивидов от его потребления.

Виды ОБ : перегружаемые (блага, неконкурентность к-ых в потреблении сохраняется только в рамках определенного числа потребителей – посещение парка; потребление может быть избирательным), исключаемые (коллективные – смешанные блага, обладающие высокой степенью исключаемости и низкой степенью избирательности – кино, образование).

49. Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный (суммарный) спрос на общественные блага.

Спрос на общественное благо определяется при условии, что возможно выявить предпочтения всех потребителей и все потребители готовы платить за предоставление каждой дополнительной единицы общественного блага.

Функция спроса на ОБ имеет форму зав-ти получаемой индивидом предельной выгоды от объема потребления блага.

Предельная выгода (MB) – полезность, получаемая индивидом от потребления дополнительной единицы ОБ, и, соответственно готовность индивида платить за данную дополнительную единицу.

Кривая спроса на ОБ имеет отрицательный наклон, что отражает общую закономерность убывания предельной полезности от каждой дополнительной единицы блага.

При построении кривой суммарного спроса необходимо учитывать, что цена общего спроса есть сумма цен спроса индивидуального, т.к. ОБ обладает свойством неконкурентности в потреблении – неделимо. Каждый индивид потребляет весь объем ОБ, а не какую-то его часть. Чтобы определить суммарную предельную выгоду (MSB) данного блага, необходимо сложить предельные индивидуальные выгоды всех потребителей. Объем потребления ОБ каждым потребителем, то он будет равен объему предложенных ему ОБ.

50. Производство общественных благ через кооперацию товаропроизводителей (частное предложение общественных благ) и проблема «безбилетников». Роль государства в обеспечении предложения общественных благ. Оптимальный выпуск общественного блага.

Производство ОБ эффективно, если суммарная предельная выгода потребителей равна предельным издержкам производства (MSB=MSC) или цене, по к-ой производитель готов предложить данное кол-во ОБ.

Неисключаемость ОБ создает возможность уклонения от уплаты взноса отдельными индивидами при его потреблении. Проблема «безбилетников» – затрудненность осуществления взаимовыгодных коллективных действий из-за возможности получения эконом. агентами выгоды без участия в общих издержках. Чем больше размер группы, тем меньше часть общей выгоды достается среднему члену и, соответственно, тем меньше у него стимулов активно заниматься обеспечением всей группы коллективно предоставляемым благом и участвовать в коллективных действиях, а след-но, тем острее для группы становится проблема «безбилетников».

Для устранения проблемы «безбилетников» вводятся налоговые цены (модель Линдаля) или налог Кларка (с доминантного потребителя). Предложенные меры не в полном объеме решают проблему уклонения от уплаты за предоставление ОБ, поэтому эффективное производство ОБ финансируется гос-вом. Формы участия гос-ва в обеспечении общественными благами могут быть разными, от непосредственного производства блага – национальная оборона, пожарная охрана, до финансирования производимых частной структурой общественных благ – уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи. Но в обоих вариантах решение вопроса об оптимальном объеме производства ОБ основывается на коллективных действиях.

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

13.2 Общественные блага

До сих пор мы рассматривали рынки так называемых частных благ. Этим благам присущи две характеристики: исключаемость и конкурентность .

Исключаемость – способность исключить индивида, который не платит за благо, из процесса потребления.

Например, если вы не заплатите за планшет, то не сможете пользоваться им, потому что он будет не ваш. Если вы не купите билет в кинотеатр, то не попадете в него, и не посмотрите фильм. Однако такое благо, как набережная реки не является исключаемым. Вы можете прогуляться по ней, даже если не заплатите. Поэтому исключаемые блага как правило бесплатны.

Конкурентность – уменьшение возможности потребления блага другими людьми при потреблении его определённым человеком.

Если вы потребляете планшет, он более не доступен ни для кого в данный момент. Это конкурентное благо (rival good). Также происходит, когда вы потребляете предметы одежды или продукты питания. Однако когда вы потребляете сеанс в кинотеатре или идете в ночной клуб, вы не делаете эти блага менее доступными для остальных потребителей. Это неконкурентные блага (non-rival goods).

Существуют еще и анти-конкурентные блага (anti-rival goods) . Чем больше потребителей потребляет данное благо, тем более ценным оно является. Классическим примером является программное обеспечение.

Практически все блага, за которые мы привыкли платить, являются исключаемыми и конкурентными . Но бывают блага, которые не в полной мере обладают этими свойствами.

В зависимости от этих характеристик все блага можно разбить на четыре категории:

  1. Конкурентные и исключаемые. Это частные блага , которые каждый из нас привык получать на рынках в обмен на деньги. Автомобиль, компьютер, продукты питания, одежда – практически все, что мы привыкли покупать, являются частными благами. Например, возьмем вашу куртку. Если вы за нее не заплатите, то вы ее и не получите. Это благо является исключаемым. Далее, если вы носите курку в данный момент, ее не могут носить другие люди. Это благо является конкурентным.
  2. Конкурентные, но не исключаемые блага. Это так называемые общие ресурсы . Классическим примером является рыба в океане. Если вы поймаете рыбу, ее не поймает и не сможет съесть кто-либо еще. Это благо конкурентное. В то же время практически нельзя кому-либо запретить (за некоторыми исключениями) ловить рыбу в океане. Это благо неисключаемо. Другим примером является скамейка в парке: если вы ее займете, она станет недоступной для других потребителей по-крайней мере, на какое-то время. В то же время нельзя сделать это благо платным, потому что отделить тех, кто платит за скамейку, от тех, кто не платит.
    Существует способ превращения данных благ в частные – обеспечить дорогостоящие институты контроля. Например, в примере с рыбой это может быть водная полиция, а в случае скамейки – обнести ее забором и поставить рядом билетного контролёра.
  3. Неконкурентные, но исключаемые блага.
    Это так называемые клубные блага . Клубными благами в экономике называются неконкурентные блага, доступ к которым ограничивается платой или правилами пользования - неперегруженная платная дорога, закрытый пляж, концерт, спутниковое телевидение. Классическим примером является концерт известного музыканта. Исключить из пользования данным благом легко: тот, у кого нет билета, не попадает в клуб или на стадион. Однако это благо является неконкурентным: если вы приедет на концерт, это не будет означать, что на него не смогут прийти другие люди.
    Другой пример – это рынки естественных монополий. Например, возьмем водопровод. Исключить того, кто не платит за благо, легко: со временем в квартиру этого индивида перестанет поступать вода. Однако это благо является неконкурентным: если вы пользуетесь водопроводом, это не снижает его доступности для остальных потребителей. На рынках подобных благ издержки на обслуживание дополнительного пользователя так малы, что они не существенны, большие постоянные издержки составляют существенную часть издержек.
  4. Неконкурентные и неисключаемые блага. Это чистые общественные блага (иногда их называют просто общественные блага). Классическим примером является уличный светофор. Нельзя отделить того, кто платит за данное благо от того, кто не платит. Потребление данного блага одним человеком не делает его менее доступным для остальных.

Когда благо является неисключаемым, при его потреблении возникает проблема безбилетника (free-rider problem) . Проблема заключается в том, что плату за пользование этими благами трудно получить, и поэтому у частных фирм могут отсутствовать стимулы к производству подобных благ. С пешеходов и пользователей автомобилей трудно получить плату за пользование светофором. Если ваш сосед по даче решает провести фейерверк, и вы насаждаетесь зрелищем, то ему трудно получить с вас плату за зрелище. То есть рыночный механизм не обеспечивает производство этих благ в количестве, эффективном ля общества, потому это считается одним из провалов рынка.

Рассмотрим некоторые примеры общественных благ

Национальная оборона

Национальная оборона является неисключаемым и неконкурентным благом. Граждане получают данное благо от государство в обмен на уплачиваемые налоги, которое поддерживает необходимые для этого военные институты на деньги налогоплательщиков. Данное благо представляется одинаково для всех граждан. Если кто-то не платит налоги, то он все равно получает данное благо. В этих условиях у индивидов могут существовать стимулы к уклонению от уплаты налогов, в ответ на это государство создает систему институтов контроля уплаты и сбора налогов. Бенджамин Франклин говорил, что «есть только две неизбежные вещи – смерть и налоги». В разное время велось множество дискуссий о том, какой уровень расходов на национальную оборону является приемлемым для общества. Определить это непросто, поскольку трудно посчитать реальные выгоды от разной величины предложения данного блага.

Фундаментальные научные исследования

Фундаментальные научные исследования также являются общественным благом. Результаты подобных исследований используются повсеместно, от медицины до производства продуктов питания. При этом ученый практически не может извлечь выгоду из произведенных открытий, поскольку их трудно запатентовать, и они являются общедоступными. Поэтому во всем мире подобные исследования субсидируются государством. Выгоду от проводимых исследований и полученных результатов определить весьма трудно, поэтому вокруг вопроса об оптимальном уровне субсидий на фундаментальные исследования также ведутся дискуссии.

Оптимальный размер частного блага определить легко – для этого достаточно создать условия для беспрепятственного обмена данного блага на рынке со множеством покупателей и продавцов, и невидимая рука рынка сама определит оптимальный размер производства и потребления. Оптимальный размер общественного блага определить сложно . В первую очередь, потому что в процесс его потребления вовлечено множество индивидов, которые не хотят раскрывать свои предпочтения в виде цен. Иными словами, они не хотят платить за данное благо, а значить сообщать рынку определенную информацию. В результате проблему предоставления общественных благ приходится решать не с помощью рынка, а с помощью других механизмов, например, государственного вмешательства. Для принятия решения об оптимальном объеме того или иного общественного блага правительство обычно привлекает экономистов, которые производят анализ «затраты-выгоды» , что в случае общественных благ является сложной задачей. Сложность задачи заключается в том, что экономисты не могут воспользоваться ценовыми сигналами для получения оценки выгод от потребления данного блага. Какие же существуют способы оценки выгод участников, когда ценовой механизм не работает? Очевидным способом является опрос возможных получателей выгод. Например, при предоставлении такого блага, как фундаментальные научные исследования в сфере робототехники, опрос может звучать так: «Дайте оценки своих выгод от использования робота-уборщика по дому?»

Однако подобные опросы никогда не смогут дать точных результатов по двум причинам:

  1. Невозможно получить предпочтения всех участников процесса потребления блага, поскольку их может быть очень много
  2. Индивиды будут искажать свои оценки. Те индивиды, которые заинтересованы в роботе-уборщике, будут завышать оценки выгод, чтобы получить быстрее данную разработку. Индивиды, которые боятся прогресса, будут говорить, что их выгоды равны нулю, несмотря на существование реальных выгод от робота-уборщика.

Итак, мы поняли, что оптимальный объем общественного блага определить трудно, и для этой задачи обычно привлекаются экономисты (ведь главная цель экономики как науки – сделать лучше жизнь всех нас ). Кто же представляет общественные блага, если у частного сектора нет стимулов этого делать? Ответ таков: государственные предприятия и частные фирмы, получающее государственный заказ (его в этом случае также оплачивает государство). Например, дороги и тоннели во всем мире строят как государственные компании, так и смешанные (государственно-частные компании), так и полностью частные.

В сфере общественных благ одной из наиболее интересных задач, стоящих перед экономистами, является определение оптимального объема благ, связанных с обеспечением безопасности жизни индивидов. Данная проблема может быть хорошо проиллюстрирована с помощью такого примера, как решение о том, ставить или нет светофор в городе.

Светофор является чистым общественным благом, поскольку у него есть признаки неконкурентности и неисключаемости. Светофор приносит выгоды пешеходам и автомобилистам в виде уменьшения числа аварий, и как результат, спасенных жизней. Светофор имеет издержки, заключающиеся в том, что бюджету города необходимо оплатить производство и установку светофора.

Чтобы принять решение об установке светофора, городскому совету следует соотнести затраты на него с получаемыми выгодами. Но поскольку выгодами являются спасенные жизни людей, то как оценить эти выгоды? Иными словами, как оценить человеческую жизнь? Подобная постановка вопроса является, вероятно, крамольной для обычного человека, но она имеет смысл для экономиста. Обычная логика подсказывает, что ответа на вопрос нет, поскольку жизнь человека бесценна. Многие люди ответят подобным образом на вопрос: «Сколько стоит ваша жизнь?», поэтому проведения опроса для получения оценок – это бессмысленное занятие. Но с точки зрения экономиста данная задача имеет решение, и цена жизни может быть определена более или менее достоверно. Люди, реагируя на стимулы, предложенные им в реальном мире, могут раскрывать информации об их оценках жизни, при этом даже искренне считая, что жизнь человека бесценна. Например, люди выбирают более рискованные профессии, соглашаясь работать за более высокую заработную плату. Заработная плата в схожих профессиях с различным уровнем риска также отличается. Например, угольщики, которые добывают уголь в шахте, оплачиваются выше, чем угольщики, которые добывают уголь открытым способом. Или же люди согласны существенно переплатить за более безопасный автомобиль, таким образом раскрывая информацию об оценках собственной жизни. Приводя грубые расчеты, Сергей Гуриев в книге «Мифы экономики» приводит приблизительные оценки человеческой жизни россиянина, которые колеблются от 1 до 3 млн долларов .

Таким образом, с точки зрения экономиста, цена жизни может быть определена, а значит, задача о светофоре имеет решение. Для этого нужно сопоставить выгоды от светофора с затратами на него. Выгоды грубо можно оценить таким образом: оценить вероятность аварий со светофором и без него, и умножить ее на оценку человеческой жизни.

13.2.2. Трагедия общин

Трагедия антиобщин (tragedy of anticommons)

Материалы данного раздела не публикуются на сайте, а доступны в полной версии данного пособия, которое я использую на занятиях с учениками.

Общественные блага. Определение оптимального объема производства общественных благ.

ОТВЕТ

ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА – блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.

Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени.

Заметим, что кроме общественных благ существуют еще и общественные «антиблага» – общественные блага, равномерно налагающие издержки на группу людей. Это нежелательные побочные продукты производства или потребления: тепличный эффект, при котором сгорание полезных ископаемых угрожает глобальной переменой климата; загрязнение воздуха, воды и почвы отходами химической промышленности, производством энергии или использованием автомобилей; кислотные дожди; радиоактивные выбросы из-за испытаний ядерного оружия; истончение озонового слоя.

Различают чистые общественные блага и чистые частные блага.

Чистое общественное благо – благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно.

Чистое частное благо – благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат.

Если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага может эффективно распределить рынок.

Следовательно, чистое частное благо приносит полезность только покупателю.

Целый ряд благ не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, услуги полиции, с одной стороны, представляют собой общественное благо, а с другой – раскрывая кражи со взломом, они оказывает частную услугу конкретному лицу.

Чистые общественные блага имеют две основные особенности.

1. Чистые общественные блага обладают свойством неизбирательности в потреблении, означающим, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других.

2. Потребление чистых общественных благ не обладает исключительностью в потреблении, т. е. не является исключительным правом. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Чистое общественное благо невозможно выпускать «мелкими порциями», которые можно было бы распродать через кассовый автомат.

Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения его индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене, что предполагает суммирование по вертикали индивидуальных кривых спроса.

Кривая спроса на чистое общественное благо, как и кривая спроса на чистое частное благо, имеет нисходящий наклон. Однако кривая спроса на чистое общественное благо отличается от кривой спроса на чистое частное благо двумя моментами. Первый – цена не является переменной величиной на вертикальной оси, поскольку нельзя назначить цену за отдельную единицу, ибо ее потребление не выступает исключительным правом. Второе отличие состоит в том, что в случае чистого частного блага люди корректируют объем спроса таким образом, чтобы приспособить его к своим вкусам и своему экономическому положению. Для чистого общественного блага это невозможно, поскольку на единицу этого блага не назначается цена. Все потребители должны потреблять объем производства целиком. Следовательно, при любом объеме предложения объем потребления такого блага каждым потребителем должен равняться объему предложения.

На рис. 49.1 и 49.2 изображены отличия между кривыми спроса на общественное и частное благо.

Рис. 49.1

Частное благо

Рис. 49.2

Общественное благо

Для чистого частного блага совокупный объем спроса при каждой возможной цене равен сумме индивидуальных объемов спроса:

где i = 1,...N.

Кривая спроса на чистое частное благо получается посредством сложения объемов спроса для каждой цены вдоль горизонтальной оси.

Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения предельных полезностей для каждого объема вдоль вертикальной оси. Каждый из потребителей всегда потребляет одинаковые объемы блага.

Определение оптимального объема производства общественных благ

Существует некоторый однозначно определяемый оптимальный объем общественного блага, обеспечивающий наибольшую эффективность использования ресурсов.

Оптимальный объем общественного блага может быть определен следующим образом:

MSB (Q s) = МС (Q s),

где MSB (Q, s) – предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве: Q s ; MC(Q s) – предельные издержки производства и обеспечения потребителей данными общественным благом в количестве Q s (рис. 49.3).

Рис. 49.3. Оптимальный объем общественного блага

Таким образом, для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно выпускаться в таком объеме, при котором предельная общественная полезность – выгода от потребления данного объема – равняется предельным общественным издержкам. Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для производства дополнительной единицы блага.

Выделяют перегружаемые и исключаемые общественные блага.

Целый ряд товаров и услуг по своим свойствам находятся между чистыми общественными и чистыми частными благами. Во многих случаях потребление блага неизбирательно лишь до определенного уровня потребления. Такие блага называют перегружаемыми общественными благами, которых может не хватить на всех потребителей. Начиная с определенного количества потребителей появление дополнительного потребителя приводит к уменьшению полезности, которую уже получали существующие пользователи.

В других случаях потребление благ неизбирательно, однако затраты на элиминацию дополнительных потребителей незначительны. Такие блага называются исключаемыми общественными благами, доступ к которым ограничен. Эти блага могут предлагаться фирмами, действующими с целью извлечения прибыли.

Примером перегружаемых благ может служить дорога. Дополнительные пользователи не сокращают доступность услуг шоссе, но уменьшается скорость движения существующих пользователей, что делает шоссе более опасным. Примером исключаемого блага может служить телевещание. Использование платежей и сборов за установку телевизоров помешает получению полезности теми, кто отказываются платить.

Исключаемые общественные блага – это такие блага, на которые легко назначить цену.

Чистые общественные блага, отличающиеся очень невысокой исключительностью, могут изготовляться и реализовываться в частном секторе посредством пакетирования (пакета) – объединения чистого общественного блага с другим благом, характеризующимся достаточным уровнем исключаемости, с целью участия всего пакета в операциях на рынке. Так, факт пакетирования был проиллюстрирован английским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике 1991 г. Рональдом Гарри Коузом на частном владении маяками в Англии в XVII–XIX вв. при сборе маячных пошлин в портах за портовые услуги судам.

Однако если уровень исключаемости общественных благ невысокий для их изготовления в частном секторе экономики, то они могут выпускаться в государственном секторе. В этом случае издержки производства возмещаются за счет налогов, что дает возможность решить проблемы «безбилетника» (неплательщика за выгоду одного экономического агента за счет другого агента). Выпуск благ в государственном секторе отнюдь не предполагает обеспечения экономически эффективного количества их производства, но вместе с тем – это более оптимальное средство удовлетворения ими покупателей.

Из книги Экономическая теория автора

Вопрос 62 Общественные блага: виды и особенности

Из книги Микроэкономика автора Вечканова Галина Ростиславовна

Вопрос 31 Монополистическая конкуренция: определение объема и цен. ОТВЕТМОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с

автора Кошелев Антон Николаевич

ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике 1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и

Из книги Национальная экономика: конспект лекций автора Кошелев Антон Николаевич

1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и

Из книги Экономика предприятия: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

4. Теория оптимального объема выпуска продукции 1. Определение оптимального объема производства и реализации продукции методом сопоставления валовых показателей.Предприятие, как правило, стремится получить максимальную прибыль.При прочих равных условиях наибольшее

автора

10.4. Определение объема производства и цен в условиях монополистической конкуренции Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

11.3.1. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся совершенным конкурентом на рынке факторов и товаров Конкурентный рынок факторов производства – это рынок, на котором имеется большое число продавцов и покупателей фактора производства, причем

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

11.3.2. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся совершенным конкурентом на товарном рынке и монопсонистом – на факторном Монопсония – рыночная структура, при которой множеству продавцов противостоит один, не имеющий потенциальных

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

11.3.3. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся монополистом на товарном рынке и совершенным конкурентом на рынке факторов Построение рыночной кривой спроса на труд со стороны предприятий, обладающих монопольной властью на товарном рынке, в

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

11.3.4. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся монополистом на товарном и монопсонистом на факторном рынках Когда фирма обладает и властью монопсонии на рынках рабочей силы и монопольной властью на рынках ее готовой продукции, работники

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

12.5. Общественные блага Еще одна ситуация, при которой рыночный механизм оказывается «несостоятельным», связана с так называемыми «общественными» благами. К их числу можно отнести национальную оборону, охрану общественного порядка, радио– и телепередачи, прогнозы

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

Занятие 15 Общественные блага Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Чем отличаются чистые общественные блага от чистых частных благ?2. Почему чисто рыночные механизмы оказываются неэффективными в ситуациях с общественными

автора Кошелев Антон Николаевич

23. Общественные блага: понятие, сущность Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

24. Классификация общественных благ По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:1) общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;2) индивидуальные, отличающиеся

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

25. Виды общественных благ Основной особенностью общественных благ выступает граница, в рамках которой они потребляются. От этого зависит специфика производства, распределения и потребления благ.На основании территориальных границ, в рамках которых осуществляется

Из книги Экономический анализ автора Климова Наталия Владимировна

Вопрос 36 Обоснование объема производства и оценка эффективности ассортиментных программ Анализ эффективности ассортиментных программ проводится по показателям: уровень выполнения плана по ассортименту, коэффициент обновления ассортимента, процент снижения

К общественным благам мировая экономическая наука и хозяйственная практика относят те товары и услуги, которые рынок не поставляет, поскольку их особенности противоположны свойствам товаров индивидуального потребления. Для определения их сущности следует вспомнить свойства изученных ранее частных благ. В основу классификации благ положено два критерия – характер распределения полезности блага среди потребителей и степени его доступности в потреблении. В соответствии с первым выделяют признаки избирательности или неизбирательности, а со вторым – исключаемости и неисключаемости.

Чистое частное благо (ЧЧБ) – это благо, каждая единица которого может быть продана потребителю за отдельную плату. К нему относятся: продукты питания, одежда, индивидуальный транспорт, бытовая техника и т.д. Рынки идеально подходят для обращения на них чистых частных благ, обладающих признаками избирательности и исключаемости в потреблении.

Свойство избирательности в потреблении означает, что частные блага приобретаются в индивидуальном порядке в соответствии с системой вкусов и предпочтений потребителя. Эти товары делимы, т.е. они выступают в виде совокупных самостоятельных единиц. Потребление данных благ одним человеком делает невозможным их потребление другими людьми.

Свойство исключаемости связано с недоступностью данных благ для тех, кто не способен заплатить за них рыночную цену. В случае чистых частных благ предполагается, что все затраты на их производство полностью несет производитель товара, а все выгоды достаются потребителю. Цена блага соответствуют его предельной полезности.

Чистое общественное благо (ЧОБ) – такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от оплаты. Классическими примерами общественных благ являются услуги национальной обороны, органов безопасности, структур по профилактике и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природно-климатического и техногенного характера целый ряд аналогичных благ и услуг. Потребление данных благ связано со значительными положительными внешними эффектами, что препятствует их реализации при помощи механизма цен.

Основными свойствами чистых общественных благ являются: неизбирательность и неисключаемость в потреблении. Неизбирательность, или неконкурентность , в потреблении означает, что появление дополнительного потребителя не уменьшает доступность и полезность блага для других. Например, рождение ребёнка на территории страны не уменьшает величину безопасности, предоставленной другим гражданам. Поэтому эти блага неконкуренты в потреблении.

Неисключаемость в потреблении означает невозможность запрета дополнительным потребителям пользоваться общественными благами, не оплачивая их. Чистое общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только оно произведено, становится доступным для всех, что, в свою очередь, порождает чрезмерно высокие издержки исключение не заплативших за благо потребителей. Например, лишить жителя страны услуг обороны иначе, чем выдворив его из страны, нельзя.

Чистое общественное благо характеризуется следующими свойствами:

1. оно не делимо, т.е. индивид не может выбирать объёмы потребления таких благ;

2. совместное использование, потребление;

3. производство и потребление ЧОБ сопровождается внешними эффектами, как правило, положительные;

4. предельные издержки (МС) предоставляемые ЧОБ дополнительному потребителю равны 0.

5. потребление ЧОБ не влияют на предоставление его объема другим лицам.

6. включение в потребление ЧОБ дополнительному потребителю не уменьшит выгод, которые имеют существующие потребители.

Кроме ЧОБ можно выделить ещё и 4 группы общественных благ:

1. т.к. классификационные признаки имеют разную степень проявления у различных благ

2. т.к. классификационные признаки могут быть скомбинированы различным способом

Дополнительные 4 примера:

· коммунальные общественные блага – это блага, характеризующиеся высокой степенью избытка и низкой степенью исключаемости.

Особенность: ограничение доступа к благу связано с высокими издержками.

· коллективные блага – высокая степень исключаемости и низкая избирательность. Их специфика в том, что доступ к ним может быть ограничен невысокими издержками.

· перегружаемые общественные блага – это блага, неконкурентные в потреблении, которые сохраняются только в рамках определенного числа потребителей.

· клубные общественные блага – это блага, доступность которых ограничена членством в особых организациях – клубах.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в микроэкономику

Введение Тема Введение в микроэкономику Тема Теория поведения потребителя Тема Основы рыночного поведения конкурентных.. Тема Введение в микроэкономику..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Экономических наук
Микроэкономика является структурным элементом экономической теории - общей методологии всех известных экономических наук, поэтому в отношении выделенных четырёх блоков экономических

Участия государства
Таким образом, микроэкономика изучает поведение отдельных хозяйствующих субъектов в условиях рыночных организационных структур. Логика микроэкономике соответствует логике н

Особенности методологии микроэкономики
Фундаментом микроэкономической методологии является классическая концепция «homo economicus» - модель «человека экономического» (А.Смит XVII-XVIII вв.). К осн

Аксиомы ординализма. Кривая безразличия. Карта безразличия
Основные аксиомы ординалистов: 1. Аксиома полной упорядоченности покупательских предпочтений. Для любой пары наборов A и B, или А

Бюджетная линия покупателя. Равновесие потребителя в ординализме
Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения, однако при этом не учитываются цены товаров и доход потребителя. Они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает

Рыночный спрос и построение кривой рыночного спроса
Рыночный спрос определяется путём суммирования индивидуального спроса покупателей на данном рынке. Суммирование происходит по горизонтали, т.е. суммируются индивидуальные объёмы спроса при соответс

Типы конкуренций и основные рыночные структуры. Два метода анализа рыночных структур
Конкуренция (от лат. сoncurrere – сталкиваться) – форма столкновения интересов субъектов рынка, их соперничества. Условия, в которых протекает рыночная борьба, называются

Все субъекты рынка имеют полную информацию о рыночных условиях
И покупателям и продавцам известны цены на продукцию, прибыли, величина спроса и предложения. 7. Неспособность конкурентной фирмы удержать экономическую прибыль в долгосрочном периоде по п

Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Кривая предложения конкурентной фирмы
В краткосрочном периоде возможно несколько равновесных предложений, в зависимости от того, какой уровень рыночной цены будет установлен. Логика такова: при повышении уровня цены, фирма ура

Оценка эффективности совершенной конкуренции
Условием долгосрочного равновесия конкурентной фирмы является равенство цены, предельных и минимальных средних издержек. Это тройное равенство определяет некоторые выводы, касающиеся эффективности

Основные черты чистой монополии. Виды монополии
Монополия (от греч. “monos” – один, единственный, “polio” – продаю) – рынок одного продавца. Чистая монополия

Экономические последствия монополии
Экономические последствия монополии можно выявить, сравнивая рынок совершенной конкуренции и рынок чистой монополии при разном соотношении издержек производства на э

Оценка эффективности чистой монополии
Оценка эффективности чистой монополии осуществляется на основе сравнения рынка чистой монополии с рынком совершенной конкуренции, исходя из условия долгосрочного равновесия на рынке совершенной

Основные черты монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, выпускающих неоднородную продукцию и имеющих свободный вход и выход с рынка. Монопол

Равновесие монополистического конкурента в долгосрочном периоде
В долгосрочном периоде фирма монополистической конкуренции сталкивается с проблемой избыточной производственной мощностью, которая означает, что фирмы предлагают несколько меньше, чем оптимальный о

Оценка эффективности монополистической конкуренции
Оценку эффективности монополистической конкуренции делаем на основе модели долгосрочного равновесия на рынке монополистической конкуренции.

Основные признаки олигополии
Олигополия (от греч. “oligos” – несколько, “poleo” – продаю) – такая рыночная модель, в которой несколько производителей осуществляют стратегическое взаимод

Типология моделей олигополии
1. Первый подход (1838г.) – теория олигополии Курно. Это первая попытка анализа рынка олигополии и дуополии (2 производителя на рынке) при предположении, что конкуренты

Бизнес-игра двух фирм
Построим матрицу действий олигополистов. Исходы действий фирмы №1 будем фиксировать внизу слева, а фирмы №2 – вверху справа. Предположим, что максимальное число рыночных долей – 4

Модель олигополии с ломаной кривой спроса
Дано: 1. Рынок олигополии с некооперативной стратегией, т.е. фирмы действуют независимо друг от друга. 2. 3 фирмы – A, B и C. A – ведущая фирма, которая проводит активную

Показатели антимонопольной власти и антимонопольное законодательство
Рыночная монопольная власть – способность фирмы воздействовать на цену товара, изменяя продаваемое его количество в собственных интересах. Причины монопольной власти р

Спрос на ресурсы, общий подход. Предельная доходность ресурса, предельные издержки ресурса
Ранее внимание было сосредоточено на изучении экономических процессов, которые складывались между потребителями и

Модель конкурентного рынка труда
Труд принципиально отличается от всех других ресурсов производства, поэтому в рыночной экономике выделился особый рынок – рынок труда. Рынок труда в обыденном смысле представляет собой мес

Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции
Монопсония на рынке труда – это ситуация, когда существует только один покупатель данного вида труда, т.е. один работодатель. Особенности рынка монопсонии:

Номинальная и реальная заработная плата. Формы и системы заработной платы
Заработная плата – вознаграждение за труд или цена труда, признанная рынком. Принято различать номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная

Теория человеческого капитала
Капитал – любое благо, отдача от которого в виде дохода возможна только в будущем. В таком понимании употребляется: § физический капитал (капитальное благо);

Рынок капитала и его структура. Рынок капитальных благ
Капитал – любая ценность, которая может в будущем принести доход. В этом смысле под капитал попадают: основной и оборотный капитал, земля, банковский депозит, рабочая

Рынок ссудного капитала и ссудный процент. Номинальная и реальная ставки процента
Спрос на реальный капитал выступает в форме спроса на денежные средства (денежный капитал), а денежный капитал покупается (продаётся) на рынке ссудного капитала.

Дисконтирование будущих доходов. Критерий чистой дисконтированной стоимости
Дисконтирование – сопоставление текущих инвестиций (затрат) с потоком будущих доходов. Оно позволяет пересчитывать денежные потоки, полученные в разное время, и приво

Рынок ценных бумаг. Цены и доходы на рынке ценных бумаг
Рисунок 8.4 – Хозяйственный кругооборот В экономической сис


Предпринимательская способность – важный фактор производства наряду с трудом, капиталом и землёй. Выражается в способности использовать наиболее эффективное сочетание

Земля как фактор производства. Ограниченность земли
Под землей, как фактором производства, понимаются все природные естественные факторы, которые могут быть использованы, во-вторых, сама земля как основной фактор производства

Частичное и общее равновесие. Взаимосвязи на рынках продуктов и ресурсов
Принято различать частичное и общее равновесия. Частичное равновесие – равновесие, возникающее на отдельных или нескольких тесновзаимосвязанных рынк

Эффективность обмена. Кривая потребительских возможностей
При анализе общего экономического равновесия необходимо исследовать: 1. Как достигается эффективность при обмене произведенными благами. 2. Как достигается эффе

Эффективность производства. Кривая производственных возможностей
Для анализа эффективности производства используется аналогичная модель с одной лишь разницей: происходит распределение ресурсов L и K между производител

Общественные и частные положительные и отрицательные внешние эффекты
Прежний анализ функционирования рынков основывался на допущении, что осуществление рыночных операций не оказывает влияние на кого-либо, кроме участников этих операций, а все издержки и выгоды учтен

Использование теории внешних эффектов в экономической практике
Выбор оптимальной формы интернализации внешних эффектов не может осуществляться по шаблону. Он определяется спецификой конкретной ситуации, формой внешнего эффекта и практической целесообразностью

Особенности спроса на общественные блага
Характер формирования спроса на общественные блага существенно отличается от характера формирования спроса на частные блага. Дифференциация запросов потребителей в отношении частного блага

Теория общественного выбора
1.Методология анализа общественного выбора. 2.Модель взаимодействия политиков и избирателей. Модель бюрократии. Поиск политической ренты. 3.Полит

Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.

В обобщенном смысле блага - это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.

В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.

Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.

Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.

Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:

1. отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения;

2. неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства;

3. нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;

4. тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным.

По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:


§ общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;

§ индивидуальные (частные блага), отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.

26) Внешние эффекты (экстерналии) - ситуация, когда издержки или выгоды от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме. При отрицательных (положительных) внешних эффектах деятельность одного лица вызывает издержки (выгоды) других лиц. Если цементный завод производит выбросы в атмосферу, налицо отрицательный внешний эффект для окрестных жителей (они терпят издержки, не учитываемые в цене цемента, и ничего не получают взамен). Если же завод проведет дорогу и окрестные жители смогут ею бесплатно пользоваться, налицо положительный внешний эффект.

Среди издержек, которыми занимается экономическая наука, мы должны различать два типа издержек:

§ трансформационные издержки (издержки технологии);

§ трансакционные издержки.

Трансформационные издержки - это издержки, сопровождающие процесс физического изменения материала, в результате чего мы получаем продукт, который обладает определенной ценностью.

Обычно выделяют пять основных форм трансакционных издержек:

§ издержки поиска информации;

§ издержки ведения переговоров и заключения контрактов;

§ издержки измерения;

§ издержки спецификации и защиты прав собственности;

§ издержки оппортунистического поведения.

Издержки поиска информации связаны с ее асимметричным распределением на рынке: на поиск потенциальных покупателей или продавцов приходится тратить время и деньги.

Издержки ведения переговоров и заключения контрактов также требуют затрат времени и ресурсов. Издержки, связанные с переговорами об условиях продажи, юридическим оформлением сделки, нередко значительно увеличивают цену продаваемой вещи.

Весомую часть трансакционных издержек составляютиздержки измерения, что связано не только с прямыми затратами на измерительную технику и сам процесс измерения, но и с ошибками, которые неизбежно возникают в этом процессе.

Особенно великииздержки спецификации и защиты прав собственности. В обществе, где отсутствует надежная правовая защита, нередки случаи постоянного нарушения прав. Затраты времени и средств, необходимых для их восстановления, могут быть чрезвычайно высоки. Сюда же следует отнести расходы на содержание судебных и государственных органов, находящихся на страже правопорядка.

Издержки оппортунистического поведения также связаны с асимметрией информации, хотя и не ограничиваются ею.

Таким образом, трансакционные издержки возникают до процесса обмена, в процессе обмена и после него.

27) Национальная экономика - это совокупность экономиче­ских субъектов и связей между ними, характеризующаяся хозяй­ственной целостностью, общностью в определенных временных и пространственных рамках.

Национальная экономика - это хозяйство многонациональной страны, которое составляет единую основу существования раз­ных наций в пределах определенного государства.

Основными признаками национальной экономики являются:

° наличие тесных экономических связей между хозяйствующи­ми субъектами страны на основе разделения труда;

Единая экономическая среда, в которой действуют хозяйствую­щие субъекты. Ее образуют прежде всего:

Единое хозяйственное законодательство;

Единая денежная система;

Общая финансовая система;

Общий экономический центр, контролирующий деятельность хозяйствующих субъектов. Этим центром является государство;

Общая система экономической защиты. Это наличие своего рода экономических границ в виде экспортно-импортных пош­лин, квот и т.д.

Современное национальное хозяйство имеет три основных уровня организации: микроэкономика, мезоэкономика, макроэко­номика. Эти уровни различаются по экономическим признакам:

Степени разделения и кооперации труда;

Формам собственности;

Формам организации хозяйства;

Видам управления.

Важнейшим показателем, характеризующим мощь и потен­циальные возможности национальной экономики, является нацио­нальное богатство.

Национальное богатство - стоимость всех запасов, накоп­ленных в данном обществе, материальных ценностей, созданных человеческим трудом для производства и потребления, запасов драгоценных металлов и камней, валюты, долгов других стран и собственности данной страны в зарубежных странах за выче­том долгов данного государства.

логическая модель макроэкономики

Из множества рынков Кейнс выделил 4 основных:

1. Рынок благ. Продавцом выступают фирмы, покупателем – домохозяйства, фирмы и государство.

2. Рынок денег. Продавец – государство, покупатель – фирмы, домохозяйства и государство.

3. Рынок труда. Продавец – домохозяйства, покупатели – все субъекты.

4. Рынок ценных бумаг. Продавец – фирмы и государство, покупатели – все субъекты.

Эти рынки дополняются макроэкономическими связями:

§ фирмы и домохозяйства выплачивают государству налоги;

§ государство осуществляет дотации фирмам и трансфертные платежи домохозяйствам;

§ фирмы часть прибыли превращают в инвестиции (будущее предложение), а домохозяйства часть дохода сберегают (будущий спрос);

§ государство часть бюджета использует для финансирования нерыночных секторов экономики (наука, образование, оборона, здравоохранение, производственная и социальная инфраструктура);

§ государство вступает в кредитные отношения с заграницей.

Макроэкономика использует широко различные модели.

Макроэкономические модели представляют собой формализованные (логически, графически и алгебраически) описания различных экономических явлений и процессов с целью выявления функциональных взаимосвязей между ними.

Любая модель является упрощенным, абстрактным отражением реальности. С помощью моделей определяется комплекс альтернативных способов управления динамикой уровней занятости, выпуска, инфляции, инвестиций, потребления, % ставок, валютного курса и др. внутренних (эндогенных) экономических переменных , вероятностные значения которых устанавливаются в результате решения модели.

В качестве внешних (экзогенных) переменных , величина которых определяется вне модели, нередко выступают основные инструменты фискальной политики правительства и монетарной политики Центрального банка – изменения в величинах государственных расходов, налогов и денежной массы.

С помощью моделей обеспечивается многовариантность способов разрешения экономических проблем, которая позволяет добиваться необходимой альтернативности и гибкости макроэкономической политики.

28) Основными макроэкономическими показатели являются:

§ Валовый национальный продукт

§ Валовый внутренний продукт

§ Чистый национальный продукт

§ Валовый национальный доход

§ Валовый национальный располагаемый доход

§ Конечное потребление

§ Валовое накопление

§ Чистое кредитование и чистое заимствование

§ Сальдо внешней торговли