Покой среди покоя - не истинный покой.
- Лишь когда обретешь покой в свободном движении, тогда постигнешь небесную природу свободного движения.

Радость тела!
«»»
- Веселье среди веселья - не истинная радость. Буйство истощает сердце и ведет к его ожесточению.

Лишь когда постигнешь радость и в печали, поймешь, чем живет сердце.

Сердце живет в тонкой радости.
- Прозрачный родник тихо струится утром

Чжуан-Цзы родился в бедной семье, и в доме нередко не хватало еды. И вот как-то раз родители послали его занять немного риса у богача. Тот ответил:

Разумеется, я могу помочь. Скоро я соберу подати с моей деревни и тогда смогу одолжить тебе триста монет серебром. Этого хватит?

Чжуан-Цзы гневно посмотрел на него и сказал:

Вчера я шёл по дороге и вдруг кто-то окликнул меня. Я оглянулся и увидел в придорожной канаве пескаря. «Я повелитель вод Восточного океана, - сказал пескарь. - Не...

Кто поднялся на цыпочки, не может [долго] стоять.
Кто делает большие шаги, тот не может [долго] идти.

Кто сам себя выставляет на свет, тот не блестит, а слепнет

Кто сам себя восхваляет, тот не добудет славы!

Кто нападает на слабого,тот не достигает успеха! Только позор!

Кто сам себя возвышает, не может стать старшим среди других.

Если исходить из Дао, все это называется лишним желанием и

Бесполезным поведением. Таких ненавидят все существа. Поэтому человек...

Научись видеть, где всё темно...
(ЧТО ТЕМНО? сиди и жди
когда включится внутренний свет и узришь)
Научись слышать, где всё тихо...
(ДА В ВАННОЙ!
Сиди и слушай!
Музыка польется сама изнутри)
Во тьме увидишь свет,
в тишине услышишь гармонию.
А- Ха!
А- Ха - Ха!
От переполнения светом
Начнешь безудержно смеяться.
А- Ха!
А- Ха - Ха!
А!!!...
Теперь удивляешься - как это просто!

Глава 1. Через пустыню по Великому Пути

1.1 Очередной оазис

Вечерело. Караван торговцев и слуг из двух сотен людей добрался, наконец, до очередного источника в пустынном каньоне. Зеркальная гладь маленького озера приветливо блеснула путникам, предлагая уют и прохладу для ночной стоянки.

Длинные полосы облаков, похожие на птичьи перья, сделали небо привлекающим взгляд символом небесных перемен, которые радуют красотой, но не спешат раскрывать свои тайны….

Вогаз, 27-летний охранник...

В начале была Великая пустота, бесформенная, бессознательная, аморальная, равнодушная. Она и не подозревала, что в ней есть потенциал Великого гончара (Великого программиста). Ибо подозревать было нечем. Она и не думала, что много лет спустя ей будет поклоняться самый мудрый из китайцев, Великий учитель Лао Цзы.

Ибо думалка тоже отсутствовала. Не было ни цели, ни процесса, ни результата. Отсутствовали не только противоположности, но и их единство.

Спустя какое-то время Великая пустота...

Цзы-Гун возвращался домой из путешествия в Чу вместе со своими учениками и по пути увидел старика, который вскапывал огород и поливал его, лазая в колодец с глиняным кувшином. Старик трудился неутомимо, сил тратил много, а работа у него шла медленно.

Цзы-Гуну стало жаль старого человека, и он обратился к нему с такими словами:

Разве ты не знаешь, что существует механизм для полива? Это такое чудесное устройство, что за один день может полить сотню грядок! Много сил с ним тратить не нужно...

· О своих заслугах перед другими не нужно помнить. О своих проступках перед другими нельзя не помнить. О милости других к себе нельзя забывать. А об обидах, нанесенных вам, нельзя не забывать.
· Поведение должно быть возвышенным, но не причудливым. Мысли должны быть тонкими, но не мелочными. Характер должен быть уравновешенным, но не безвольным. Манеры должны быть воспитанными, но не жеманными.
· Если тебя преследуют неудачи, подумай о тех, кто неудачливей тебя, и твои обиды рассеются. Если в твое сердце закрадется нерадивость, подумай о тех, кто преуспел больше тебя, и ты воспрянешь духом.

· Воюя с негодяями, оставляй им путь к отступлению. Быть с ними беспощадным - все равно что закупоривать мышиную нору: мыши, сдохшие в норе, отравят все вокруг.

· В получении наград не будь впереди других. В совершении добрых дел не будь позади других. Получая от других, не бери больше положенного тебе. В добрых делах не делай меньше доступного тебе.

· Все радости и несчастья людей созданы их собственными мыслями.

· Годы и месяцы тянутся долго, а суетливый человек сам себя торопит. Небо и земля простираются широко, а низкий человек сам себя стесняет. Времена года повинуются непреложному закону, а человек докучливый не перестает сомневаться и всю жизнь пребывает в суете.

· Гони от себя злобу - вот лучший способ держаться подальше от беды.

· Добротой можно часто причинить вред, поэтому, когда хочешь сделать добро, тщательно все обдумай.

· В каждом человеке есть мир подлинного. В нем не слышишь звуков свирелей и струн, но всегда царит радость. В нем не обоняешь ароматы курительных свеч и чая, но всегда разлито благоухание. Очисть разум и отрешись от вещей, забудь о мыслях и предоставь телу свободу - тогда сможешь туда проникнуть.

· Власть и выгода, блеск и слава: кто не касается их, тот воистину чист. Но тот, кто касается и не имеет на себе грязи, тот чист вдвойне. Многознайство и хитроумие, сметливость и проницательность: кто лишен их, тот воистину возвышен. Но тот, кто ими наделен, а не пользуется, тот возвышен вдвойне.

· Я знатен - и люди чтут меня. Но то, что они чтут, - это высокая шапка и широкий пояс. Я унижен - и люди презирают меня. Но то, что они презирают, - это холщовый халат и соломенные сандалии. Но ведь в действительности люди меня не чтут - чему же мне радоваться? Они в действительности меня не презирают - чему же мне огорчаться?

· Только когда сердце очищено от скверны, можно браться за чтение книг и изучение древности. Иначе, узнав про один добрый поступок, захочешь извлечь из него пользу для себя, а услыхав одно умное слово, захочешь оправдать им свои пороки. Учиться с такими мыслями в голове - все равно что «дарить оружие врагу и посылать провиант разбойникам».

· Тот, кто много накопил, многого лишится.

· Тот, кто учится, не размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.

· Для того, кто в себе хранит правду, жизнь сжимается в мгновение. Для того, кто жаждет власти над другими, жизнь тянется вечно. Постигший истину человек взыскует вещи, коих нет в мире вещей, и думает о том, кем он будет, когда его не будет. Он примет бег мгновения и отвергнет оцепенение вечности.

· В мире десять тысяч вещей, в человеческой душе десять тысяч чувств, на земле десять тысяч дел. Если смотреть на них помраченным оком, они Предстанут бессмысленной путаницей. А если смотреть на них прозревшим оком, во всем обнаружится незыблемый порядок. К чему беспокоиться о различиях? К чему выбирать да выгадывать?

· Если чересчур заботиться о своей репутации, не сможешь помогать людям.

· Есть одно изречение, гласящее: «Поднимаясь в гору, имей мужество пройти по обрывистой тропе. Идя по снегу, имей мужество пройти по скользкому мосту». В слове «мужество» заключен глубочайший смысл! Если на опасных поворотах жизни и на ухабах мирских путей тебе не хватает мужества, ты непременно застрянешь в какой-нибудь заросшей бурьяном яме.

· Если ты пользуешься доверием, не обманывай даже злодея. Если ты наделен силой, не кичись своим превосходством. Если у тебя есть достоинства, не обнажай недостатков других. Если у тебя нет способностей, не завидуй умению других.

· Если у человека нет ни одной искренней мысли, он подобен нищему который отовсюду уходит с пустыми руками. Если у человека нет ни одного подлинного увлечения, он подобен деревянному идолу, стоит там где его поставили.

· Если у человека появится хотя бы одна корыстная мысль, его твердость обернется малодушием, его знание - безрассудством, а чистота порочностью. Вся жизнь его будет загублена. Вот почему древние считали бескорыстие величайшим достоянием. Тот, кто обладает им, вознесется над целым миром.

· Мучимые страстями души пышут огнем. Такие испепелят любого на своем пути. Лишенные милосердия холодны как лед. Такие заморозят каждого, кто им встретится. Те, кто привязан к вещам, подобны тухлой воде и гнилому дереву: жизнь ушла из них. Такие никогда не смогут сотворить добро или сделать другого счастливым.

· На узкой тропе придержи шаг и дай пройти путнику, идущему навстречу. За едой возьми себе третью часть, а остальное отдай ближнему. Вот секрет того, как всегда быть счастливым в этом мире.

· Когда, содеяв зло, человек боится, что о том узнают люди, он еще может найти путь к добру. Когда, сделав добро, человек старается, чтобы о том узнали люди, он порождает зло.

· Когда судишь других, ищи в их вине отсутствие вины. Тогда в людях будет согласие. Когда судишь себя, ищи вину там, где вины не видно. Тогда твои добродетели еще более упрочатся.

· Люди между собой и ладят и не ладят, но можно ли сделать так, чтобы все угождали одному? Каждому что-то нравится, а что-то не нравится, но может ли быть так, чтобы всем нравилось то, что нравится одному? Сравнивай свои желания с желаниями других и делай для себя выводы - вот простой способ учиться мудрости в этом мире.

· Не враждуй с низшим человеком.

· Не давай обещаний сгоряча. Не сердись во хмелю. Не строй планы в радостном возбуждении. Не думай о предстоящих делах уставшим.

· Не жаждай успеха в мире. Не впасть в заблуждение - это уже успех. Не ищи милости людей. Не заслужить их ненависти - это уже милость.

· Не пеняй другим за мелкие проступки. Не уличай других в злом умысле. Не припоминай другим старых обид. Если следовать этим трем правилам, можно взрастить в себе добродетель и избежать неприятностей.

· Непредназначенное тебе счастье, необоснованное приобретение, не уготовленная Творцом всего сущего удача - это все западни, расставленные миром для людей. Если, натыкаясь на них, не задирать к верху нос, непременно их обойдешь.

· Когда кто-нибудь из домашних совершает проступок, не нужно набрасываться на него с попреками, но не следует и делать вид, будто ничего не произошло. Если об этом проступке неудобно говорить напрямик, скажите намеком, приведя подходящий к случаю пример. Если вас не поймут сразу, повторяйте свои наставления день за днем, и они возымеют действие подобно тому, как весенний ветер разгоняет холод и теплый воздух топит лед. Вот как нужно вести себя в семейной жизни.

· Когда рождается ребенок, жизнь матери в опасности. Если ты скопил много денег, к тебе залезут воры. Нет радости, которая не сулила бы огорчений. Бедность научит воздержанию, болезнь - заботе о здоровье. Нет несчастья, которое не предвещало бы радости. Поэтому постигший истину человек не отделяет радость от огорчения, но забывает и о том и о другом.

· Если хотя бы немного не отстраниться от мира, то уподобишься мотыльку, летящему в огонь, и барану, бодающему ворота. Как же тут найти покой и счастье?

· Когда, делая добро, не думаешь ни о себе, ни о других, горсть зерен дарит милостью за тысячу пудов хлеба. Когда, помогая другим, бахвалишься своей щедростью и требуешь от людей благодарности, то сотня золотых не принесет тебе пользы даже и на половину медяка.

· Когда жадному человеку преподносят золото, он недоволен тем, что ему не поднесли яшму, а когда его производят в гуны, негодует на то, что ему не пожаловали титул хоу. Хотя он могуществен и богат, ему нравится казаться нищим. Тому, кто знает, как жить в довольстве, похлебка из лебеды покажется слаще отборного риса, холщовый халат - теплее лисьей шубы; удел податного человека - завиднее судьбы царедворца.

· Если в доме нет хозяина и всем распоряжается слуга, то разве не воцарятся в нем бесовщина и помрачение?

· Если поля перед нашим взором расстилаются широко, вид их не забудется. Если добро, которое мы оставляем после себя, распространяется далеко, память о нем не оскудеет. Друзьям оставь втрое больше, чем себе. Для себя сохрани хотя бы крупицу первозданной чистоты сердца.

· Слово - врата ума. Если держать их открытыми, ум ускользнет наружу.

· Страсти и заботы проистекают из суетности сознания. Побори суетное сознание в себе, и в тебе проявится сознание истинное.

· Страсти обжигают, подобно пламени. Но стоит мелькнуть мысли о болезни, и душа уподобится хладному пеплу. Мечты о славе и наградах сладки, как мед. Но стоит подумать о смерти, и они покажутся безвкусными, как лед. Поэтому, кто всегда печалится о смерти и думает о болезнях, сможет отринуть иллюзии и думать о праведном пути.

· Покой среди покоя - не истинный покой. Лишь когда обретешь покой в движении, воистину постигнешь небесную природу. Веселье cреди веселья - не истинная радость. Лишь когда постигнешь радость в печали, поймешь, чем живет сердце.

· Продолжительность времени определяется нашим восприятием. Размеры пространства обусловлены нашим сознанием. Поэтому, коли дух покоен, один день сравнится с тысячей веков, а коли помыслы широки, крохотная хижина вместит в себя целый мир.

· Путь небесной истины невообразимо широк. Стоит лишь немного помечтать о нем, и на сердце становится легко и просторно. Путь людских страстей поразительно узок. Стоит вступить на него, и перед глазами вечно будут колючие травы да грязные лужи.

· С друзьями не будь развязен, иначе в друзьях у тебя окажутся одни ничтожества.

· Скряги, даже если они богаты, думают, что им не хватает. Им не понять, отчего бессребреники хоть и бедны, а всего имеют в избытке. Люди честолюбивые трудятся, а удовлетворения не получают. Им не понять, отчего люди, не хвастающие способностями, праздны и живут в свое удовольствие.

· Счастья никакими ухищрениями не добьешься. Учись находить в жизни радость - вот лучший способ привлечь счастье. Беды никакими стараниями не избегнешь. Гони от себя злобу - вот лучший способ держаться вдали от беды.

· Те, кто гордится своими заслугами и блистает ученостью, живут, ища опору вне себя. Они не знают, что сердце само по себе сияет, словно драгоценная яшма. Тот, кто сохранил в себе первозданный свет сердца воистину велик, даже если он не имеет ни одной заслуги и не прочтет ни одного иероглифа.

· В зле страшна секретность. В добре страшно стремление быть на виду. Поэтому вред, причиненный видимым злом, поверхностен, а причиненный злом скрытым - глубок. Когда добро очевидно, польза от него мала, а когда оно скрыто - велика.

· Благородный муж, попав в беду, не горюет, а оказавшись на пирушке, не сторонится веселья. Он не робеет перед сильными мира сего и сострадает убогим и сирым.

· В жизни часто приходится слышать неугодные нам речи и заниматься делами, которые доставляют нам неудовольствие. Но только так мы найдем оселок, на котором отточится наша добродетель. А если слушать лишь то, что угодно слышать, и думать лишь о том, о чем приятно думать, то всю жизнь проживешь, словно одурманенный ядовитым зельем.

· Давая волю желаниям, не радуйся красивым вещам и не позволяй себе увлечься ими. Стоит хотя бы раз возжелать их, и ты увязнешь вглубь на тысячу сажен. Предаваясь думам о правде, не страшись трудностей и не отступай перед ними. Стоит отступить перед ними хотя бы на шаг, и ты будешь отброшен назад за тысячу гор.

· Движущая сила Небес непостижима. Она сгибает и расправляет, расправляет и сгибает. Она играет героями и ломает богатырей. Благородный муж покорен даже невзгодам. Он живет в покое и готов к превратностям судьбы. И Небо ничего не может с ним поделать.

· Чтобы продвигаться по стезе добродетели и взращивать в себе правду, нужно быть бесстрастным, как дерево или камень. Стоит лишь единожды что-либо возжелать, и ты окажешься в плену мира страстей. Чтобы приносить пользу миру и водворять порядок в государстве, нужно быть безучастным, как плывущее облако и водная гладь. Стоит лишь единожды увлечься чем-либо, и ты погрязнешь в мире суеты.

· Чужие пороки нужно исправлять молча. Если выставлять их всем напоказ, ты будешь порок изгонять пороком. Человеческое упрямство нужно побеждать поучениями. Если же нападать на него в открытую, ты будешь упрямство понапрасну исправлять упрямством.

· Учись находить в жизни радость - вот лучший способ привлечь счастье.

· Хлопотливый человек беспокоится и о себе, и о других, никогда не оставаясь безучастным. Человек равнодушный не заботится ни о себе, ни о других, будучи ко всему безразличен. Благородный муж умеет соблюдать меру. Он не слишком хлопотлив и не слишком безучастен.

· Честный человек душой возвышен, поэтому его счастье глубоко и неизбывно. На всех делах его лежит печать свободы. Подлый человек душой низок, поэтому радость его мелка и скоротечна. Все содеянное им выдает ущемленность.

· Честолюбие и гордыня - обманчивое возбуждение духа. Стоит это возбуждение унять, как проступают истинные свойства натуры.