Положение об отделе внутреннего аудита

1. Общие положения

2. Структура отдела

4. Функции

8. Ответственность

9. Заключительные положения

1. Общие положения

1.1. Отдел внутреннего аудита является самостоятельным структурным подразделением.

Отдел создается и ликвидируется приказом генерального директора по согласованию с Правлением и подчиняется непосредственно генеральному директору.

Непосредственное руководство отделом осуществляет начальник отдела, который назначается приказом генерального директора по согласованию с Правлением.

На должность руководителя отдела назначается высококвалифицированный специалист, имеющий вуза экономическое образование, опыт бухгалтерской работы не менее 5 лет или опыт работы в аудите не менее С лет. Руководитель отдела внутреннего аудита назначается и освобождается от занимаемой должности генеральным директором.

1.2. Отдел внутреннего аудита создается с целью обеспечения эффективной деятельности аппарата управления, по защите законных имущественных интересов компании, совершенствование системы бухгалтерского и налогового учета и содействие повышению эффективности работы ОАО, укреплению его финансового состояния.

В своей практической работе отдел внутреннего аудита руководствуется действующим законодательством Украины, решениями Правления, приказами, распоряжениями генерального директора, настоящим Положением.

2. Структура отдела

2.1. Состав отдела внутреннего аудита включает руководителя отдела и аудиторов. Численный состав отдела утверждается генеральным директором Общества по предложению руководителя отдела. Обязанности работников отдела регламентируются должностными инструкциями, которые разрабатываются руководителем отдела внутреннего аудита и корректируются в случае изменения функций или объема и утверждаются генеральным директором по согласованию с Правлением ОАО.

3.1. Предоставление Правлению и генеральному директору по требованию заключений (отчетов):

О состоянии активов, производственно-хозяйственную и финансовую дисциплину;

Об оценке качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой;

Об оценке экономической безопасности систем бухучета и системы внутреннего контроля;

О соблюдении внутренних правил и процедур.

3.2. Подготовка консультаций и информационное обеспечение:

налогообложения, аудита;

Информационное обслуживание и консультирование по вопросам бухгалтерского учета,

налогообложения и правового регулирования предпринимательской деятельности;

Проведение семинаров, повышение квалификации, обучение персонала, оказание помощи кадровой службе в подборе и тестировании бухгалтерского персонала;

4. Функции

В функции работников отдела внутреннего аудита относятся:

4.1. Проведение аудиторской проверки бухгалтерского учета и финансовой отчетности:

Правильности составления и оформления первичных документов, учетных регистров по

участкам учета, включая экспертизу средств, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также изучение отдельных статей отчетности и операций, остатков по бухгалтерским счетам;

Достоверности учета затрат на производство, полноты отражения дохода от реализации, доходов от внереализационных операций, точности определения размера прибыли, правильности распределения прибыли и оформления расчетов.

4.2. Осуществление тематических проверок:

Соблюдение законодательства, нормативных актов, учредительных документов, системы

внутренних регламентов и процедур контроля (приказов, распоряжений, инструкций, распределения

полномочий и ответственности между сотрудниками и т.д.);

Правильности составления и точности выполнения условий хозяйственных договоров;

Проверка наличия, состояния, правильности оценки активов, эффективности использования всех видов ресурсов, соблюдения расчетной дисциплины, полноты и своевременности внесения налоговых платежей;

Оценка программного обеспечения, используемого предприятием;

Оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных

проверок в структурных подразделениях.

4.3. Разработка предложений:

По улучшению организации бухгалтерского учета;

По формированию учетной политики;

Повышение системы внутреннего контроля;

Усиление материальной ответственности должностных лиц;

По обеспечению сохранности ресурсов;

По предупреждению злоупотреблений;

По материальному стимулированию работников, дисциплинарных и финансовых взысканий.

4.4. Проведение по поручению Правления и руководства проверок эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов:

Проверка системы внутреннего контроля и разработка предложений по улучшению организации системы внутреннего контроля, бухгалтерского учета, расчетов, изменения.

4.5. Консультирование и информационное обслуживание учредителей, администрации и

сотрудников по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения.

4.6. Участие в подготовке материалов для внешнего аудита, налоговых проверок и

проверок других контролирующих органов.

Отдел внутреннего аудита имеет право на:

5.1. Проверку бухгалтерских учетных регистров и первичных документов, ценных бумаг,

планов и других документов по финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

5.2. Ознакомление с приказами, распоряжениями, решениями собраний акционеров, правления и должностных лиц ОАО;

5.3. Проверка наличия, состояния и сохранности товарно-материальных ценностей у материально-ответственных лиц;

5.4. Получение необходимых для аудиторской проверки документов, справок, расчетов, устных и письменных объяснений по вопросам, возникающим в ходе проверок;

6. Взаимоотношения (служебные связи)

6.1. Отдел внутреннего аудита получает от подразделений по мере надобности:

6.1.1. От Бухгалтерии:

Первичные документы, действующие нормативы и другие сведения, необходимые для проведения проверок, экспертиз, анализа;

Промежуточную и годовую финансовую отчетность, учетные регистры и другую учетную информацию;

Отчеты о работе, проведенной соответствующим подразделением по результатам аудиторской проверки.

6.1.2. От договорного отдела:

Хозяйственные договоры с приложениями, соглашения, акты и т.

6.1.3. От юридического отдела:

Учредительные документы, векселя, страховые свидетельства, сертификаты, лицензии, доверенности и другие юридические документы.

6.1.4. От отдела персонала:

Приказы, штатные расписания, документы по кадровой работе.

6.1.5. От других подразделений:

Необходимые для проведения аудита материалы.

6.2. Отдел внутреннего аудита выдает Бухгалтерии, отдела персонала и другим подразделениям:

Акты проверок, заключения, предложения и рекомендации по вопросам учета и контроля.

7. Взаимодействие с Правлением ОАО

7.1. Правление определяет требования к квалификации и профессионального опыта сотрудников отдела и дает рекомендации Генеральному директору ОАО по подбору сотрудников отдела.

7.2. Генеральный директор согласовывает состав отдела по Правлением непосредственно перед назначением сотрудников на должность.

7.3. Правление имеет право отдавать приказы Генеральному директору на отзыв сотрудников с должности, занимается.

7.4. Отдел внутреннего аудита получает от администрации:

Утвержденные планы работ отдела внутреннего аудита, в том числе:

Годовые планы (с разбивкой по кварталам) в срок до 20 декабря на следующий год, квартальные, в срок до 20 числа до начала квартала;

Поручения, задания (по мере возникновения);

7.5. Отдел внутреннего аудита составляет и предоставляет:

Отчеты о проделанной работе за год;

Отчеты о проделанной работа за квартал;

Другие отчеты, справки;

Другие документальные материалы.

8. Ответственность.

8.1. Ответственность за качество и своевременность выполнения функций отделом несет руководитель отдела.

8.2. На начальника отдела возлагается персональная ответственность за:

Соблюдение действующего законодательства в процессе руководства отделом;

Составление, утверждение и представление достоверной информации о деятельности отдела;

Своевременное и качественное исполнение приказов руководства.

8.3. Ответственность других работников отдела устанавливается соответствующими инструкциями.

9. Заключительные положения.

9.1. К настоящему Положению могут вноситься дополнения и изменения по согласованию с Правлением, которые утверждаются приказом (распоряжением) руководителя.

9.2. Срок действия настоящего Положения не ограничен.

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела внутреннего аудита

Председатель правления

Начальник отдела персонала

Начальник юридического отдела

Как известно контроль – неотъемлемая часть процесса управления. Как организовать и провести самостоятельную оценку достоверности бухгалтерского баланса и связанных с этим рисков.

Контролируем себя

Создавая отдел внутреннего аудита, руководству с самого начала необходимо определить степень его независимости. От этого во многом зависит эффективность работы внутренних аудиторов. Абсолютная независимость внутреннего аудита недостижима, ведь внутренние аудиторы такие же сотрудники компании, зависят от руководства. Уровень организационной независимости этого отдела непосредственно влияет на объективность внутренних аудиторов. А от того, кому подчинен отдел внутреннего аудита (финансовому директору подразделения, директору компании по внутреннему аудиту, Президенту или Правлению) формируется отношение руководителей разных уровней к его рекомендациям. Важно отметить, что рекомендации СВА ни в коем случае не должны носить характер директив, обязательных для исполнения – только советы и консультации. Решения и ответственность должны оставаться полностью в компетенции менеджмента.

Очень важно, чтобы кандидаты имели хорошие перспективы карьерного роста. Ведь если аудиторы испытывают неуверенность такого рода, то на их объективность легко влиять. Для поддержания и развития необходимых навыков и качеств, внутренние аудиторы должны посещать соответствующие семинары и тренинги, изучать профессиональную литературу, включая периодические издания, обмениваться опытом и знаниями с коллегами из других компаний (например, участвовать в профессиональных объединениях внутренних аудиторов).

Необходимо учитывать, что срок пребывания аудитора в должности составляет обычно 2-3 года, после чего он переходит на другую позицию, возвращается в отдел, из которого пришел во внутренний аудит. А при аудите им этого отдела возникает конфликт профессионального и личного интересов, что может привести к субъективности. Следует по возможности избегать подобных ситуаций.

На объективность внутреннего аудитора в большой степени влияет внутренняя культура и обстановка в самой компании. При нетерпимости к ошибкам и недостаткам есть риск, что работа внутреннего аудитора сведется лишь к выявлению лиц, допустивших ошибку, а не к выявлению и решению самой проблемы.

Стоит ли создавать отдельную структуру для выполнения задач внутреннего аудита? Внешний аудитор будет более беспристрастным, но он не сможет в полной мере понять всю глубину взаимодействий и процессов конкретной компании. Периодически создаваемые комиссии (по типу ревизионных) неизбежно будут стремиться к регламентации своей деятельности, и вряд ли достигнут максимальной эффективности из-за бессистемных проверок то одних отделов, то других. Само существование СВА нередко предотвращает нежелательные события - например, мошенничества или халатность. Для отдельных задач целесообразно создавать комиссии, в которых кроме сотрудников СВА будут участвовать и внешние аудиторы.

Как проверять

Ни в действующем законодательстве, ни в современной методической литературе по вопросам организации внутреннего контроля и аудита не определена методика проведения внутренних аудиторских проверок (далее - проверка). Результатами таких мероприятий должны быть объективная оценка и предложения по оптимизации действующей системы внутреннего контроля компании. Таким образом, проверка – это сбор, оценка и анализ аудиторских доказательств, касающихся отражения бизнес-процесса, подлежащего аудиту. Результатом внутреннего аудита будет выражение мнения аудитора о степени надежности системы внутреннего контроля этого бизнес-процесса.

Проведение внутренней аудиторской проверки можно разделить на несколько этапов:

  • Инициирование аудита.
  • Планирование аудита.
  • Проведение аудиторских процедур.
  • Формирование результатов аудита.
  • Работа с материалами после утверждения отчета.

Когда важен каждый шаг

Рассмотрим подробнее каждый этап – в чем он заключается, на что направлен и как документируется. Ведь недоработка на любом этапе проведения внутреннего аудита чревата неверными результатами. А тогда теряется смысл всего мероприятия.

Аудит инициирует руководитель службы внутреннего аудита. Перечень таких уполномоченных лиц должен быть закреплен в Положении о СВА компании и зависит от уровня подчиненности СВА.

Планирование ВАП позволяет уделить внимание всем важным областям, чтобы были выявлены потенциальные проблемы, чтобы работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. При этом эффективно распределяется работа между членами группы проверки и координируется их работа.

Для эффективного планирования предстоящей проверки проводят предварительное обследование объекта или бизнес-процесса. Задача данного обследования заключается в изучении целей бизнес-процесса, его структуры или изменений в нем со времени предыдущей проверки.

Аудиторы на этом этапе проводят анализ следующих данных:

Внутренней нормативной документации, регламентирующей организацию процесса;

Результаты прошлых проверок бизнес-процесса;

Фактические цели процесса на предмет соответствия стратегии развития компании и принципам целеполагания (конкретизация, измеримость, согласованность, релевантность, временная ограниченность достижения);

Результаты оценки рисков, проводимой менеджментом компании;

Систему оценки и показателей, используемых для определения эффективности и экономичности процесса.

Для получения данных также проводят ознакомление с базами данных и программным обеспечением, обслуживающим бизнес-процесс, идентифицируют и интервьюируют владельца и других участников процесса по вопросам его организации, формируют фактическую схему организации рассматриваемого бизнес-процесса с указанием существующих контрольных процедур. Для этого составляются план обследования и отчет о его проведении.

По итогам обобщения полученной информации о рассматриваемом бизнес-процессе и формирования адекватного понимания его функционирования руководитель СВА принимает решение о дальнейшем проведении аудита или об отказе от такового. В последнем случае причины отказа должны быть доведены до лица, инициировавшего данную проверку.

После принятия решения о проведении проверки по итогам предварительного обследования надо точно определить ключевые аспекты (прежде всего, это сроки и объемы) предстоящего аудита, проинформировать о них аудируемое лицо, для чего составляется задание на аудит. Например, в одних случаях необходимо проведение процедур финансового анализа – скажем, для выявления рисков инвесторов, а в других это совсем не обязательно – если необходимо лишь проверить достоверность бухгалтерского учета перед налоговой проверкой. Вот эти процедуры и описываются в задании на аудит.

Непростые процедуры

Проведение аудиторских процедур – это сбор доказательств для формулирования выводов, которые становятся основой аудиторского заключения об эффективности системы контроля, выраженного в аудиторском отчете.

Одной из основных аудиторских процедур является тестирование. Оно направлено на определение вероятности достижения цели контрольной процедуры, с помощью которой можно эффективно управлять данным риском. Как правило, тестирование проводится выборочным методом. Объем выборки может определяться по специальным формулам, полученным на основе теории вероятности и математической статистики, либо проводится направленная выборка на основе профессионального суждения аудитора. Обычно берут самые крупные по стоимости объекты, что позволяет охватить большую часть от общей стоимости, при этом количество работы не возрастает.

Именно по результатам тестирования аудитор дает оценку надежности действующей системы внутреннего контроля бизнес-процесса в части управления тем или иным риском. Всё это описывает «аудиторский тест», сопровождая указанием возможных последствий от реализации данного риска, при необходимости аудитор формирует рекомендации по построению или оптимизации действующей системы для достижения целей бизнес-процесса.

Не забудьте про отчет

Стандартная форма внутреннего аудиторского отчета законодательно не определена. Поэтому этот документ СВА создает по форме, разработанной в самой компании. Он должен отвечать требованиям объективности, ясности, лаконичности, конструктивности и своевременности.

Формирование результатов аудита проводится для обобщения и уточнения выводов и рекомендаций, сделанных на предыдущих этапах. Свои замечания аудируемые лица предоставляют в СВА в виде Протокола разногласий по результатам аудита, которые затем обсуждаются на завершающем совещании между аудиторами и представителями аудируемого лица. Ответственные лица аудируемого сектора предоставляют в СВА План корректирующих мероприятий по результатам аудита, в котором описаны мероприятия, указаны ответственные, сроки выполнения.

Для привлечения внимания высшего руководства к наиболее важным выявленным проблемам, а также для упрощения процесса формирования отчетности СВА отдельно выделяют наиболее существенные выводы о недостатках организации анализируемого бизнес-процесса и системы внутреннего контроля, а также рекомендации по устранению причин и снижению последствий наиболее высоких рисков.

Необходимо к Внутреннему аудиторскому отчету прилагать протокол разногласий по результатам аудита и План корректирующих мероприятий.

Следует отметить, что направление утвержденного аудиторского отчета заинтересованным пользователям является лишь промежуточным этапом. Только последующая совместная работа внутренних аудиторов и менеджмента компании обеспечивает разумную уверенность в достижении стратегических целей компании и ее акционеров. Такая совместная работа заключается в контроле исполнения плана корректирующих мероприятий. Контроль может осуществляться посредством анализа отчетов аудируемого объекта о выполнении мероприятий или проведением проверок объекта.

Полученная при внутреннем аудите информация используется для своей внутренней работы при составлении отчетности для высшего руководства и планирования своей дальнейшей работы.

Внедрение эффективных методов работы во всех сферах – это явное преимущество внутреннего аудита. Иногда наблюдения, сделанные в процессе аудита, могут повлечь за собой серьезные изменения для всей организации. Это отличный способ увеличения ценности организации с наименьшими затратами ресурсов.

Например, для одной из компаний концерна проводился аудит процесса окупаемости, направленный на предоставление рекомендаций по оптимизации движения денежных средств. Были даны рекомендации о привлечении лизинга и товарного кредита. Впоследствии предложенные СВА эффективные методы были применены всем концерном в целом.

Ещё один пример: процесс закупок, в которых должным образом не учитывается соотношение цены и качества. Внутри организации может существовать осознание неадекватности этих процессов, что требует составления рекомендаций службой внутреннего аудита – например, усиление входного контроля материалов, включение санкций в договоры о закупках и т.п. Эти рекомендации послужат толчком для последующих действий.

Во время финансового кризиса такие методы наиболее актуальны. Необходимость систематического внутреннего аудита сродни диспансеризации - как человеку необходимы регулярные медицинские осмотры, чтобы поддержать здоровье, так и компаниям нужна служба внутреннего аудита для оценки своей деятельности.

Уже прочно вошел в систему контроля за различными процессами организации и деятельностью сотрудников. В развитых странах этот вид аудита сопоставим со своим внешним собратом по контролю, в то же время внутренняя проверка является действенным инструментом, способным повысить эффективность работы компании и исключить вероятные ошибки.

Для внутренних проверок различного уровня в компаниях создаются службы аудита. Они бывают разных видов, обладают определенной структурой и выполняют заданные функции, являясь по сути неотъемлемой частью высокоэффективной компании. Итак, давайте рассмотрим сегодня законы и положения о службе внутреннего аудита и узнаем, кому она должна подчиняться.

Функции службы внутреннего аудита

Для начала давайте определим функции службы внутреннего контроля и аудита. Малые компании с небольшим штатом сотрудников вполне способны обойтись без полномасштабной службы внутреннего аудита, но руководство должно предусмотреть наличие специалиста, проводящего внутренние проверки для исключения ошибок. Крупные корпорации часто имеют несколько служб внутреннего аудита для более эффективной работы.

Также иногда даже большая компания обходится 1 службой ВА, если она в силах выполнять все необходимые функции:

  • Контрольные
  • Консультационные
  • Методологические
  • Информационно-аналитические.

Каждая из этих функций имеет множество своих подвидов, но основой деятельности любой службы ВА является контроль Проверка необходима разным сферам деятельности, именно по этой причине существуют несколько видов служб ВА.

Отчет руководителя службы внутреннего аудита

Отчет руководителя службы внутреннего аудита — 1

Отчет руководителя службы внутреннего аудита — 2

Отчет руководителя службы внутреннего аудита — 3

Отчет руководителя службы внутреннего аудита — 4

Виды служб внутреннего аудита и планирование работы таких служб описаны ниже.

Виды таких субъектов

Законодательно государство обязывает обеспечивать внутреннюю проверку только в области финансовой отчетности. Для этих целей подразумевается создание отдельной службы внутреннего аудита. Всего же часто выделяют три разновидности ВА:

  1. Операционный аудит.
  2. Аудит на соответствие.
  3. Аудит финансовой отчетности.

Каждый из этих видов аудита подразумевает наличие собственных разделов и подвидов.

  • Для этого могут быть созданы отдельные подразделения или дополнительный отдел внутри имеющейся системы менеджмента качества (СМК ). Часто именно в эту структуру компании встраивается внутренний аудит.
  • В то же время существует особы отдел - СВК . Это система внутреннего контроля, качественно выполняющая все функции ВА и позволяющая проводить надлежащие проверки на более высоком уровне.

Структура службы внутреннего аудита описана ниже.

Формирование службы внутреннего аудита в бюджетных организациях описано в этом видео:

Структура

В целом под службой внутреннего аудита может пониматься и 1 штатная единица, то есть в зависимости от масштаба компании функции контроля иногда возлагаются на единственного сотрудника. Средние и большие компании имеют более разветвленную структуру службы ВА.

Условно выделяют всего 2 звена:

  • Руководитель
  • Специалисты различного уровня.

В зависимости от и для службы внутреннего аудита требуется разное число сотрудников. Это могут быть специалисты из числа работников или привлеченные лица. Помимо этого служба ВА может делиться по 4 основным функциям, создавая отдельные разделы. При этом и основные функции также решают более мелкие контролирующие задачи, что тоже может потребовать наличия отдельного специалиста. Если организация имеет широкую сеть филиалов, то вполне возможно создание службы ВА на каждом из них.

Рабочая документация служые внутреннего аудита рассмотрена в данном видеоролике:

Особенности создания

Главным пунктом при создании службы ВА является приказ или распоряжение руководителя компании. После этого требуется пройти следующие этапы:

  1. Определить цели, задачи и объекты контроля.
  2. Указать четкие функции службы ВА и критерии эффективности работы.
  3. Объединить однотипные функции и создать структуру СВА.
  4. Разработать систему взаимоотношений и распределить обязанности.
  5. Интегрировать службу ВА в систему управления компанией.
  6. Разработать и внедрить внутренние стандарты ВА.

Уже на этапе создания службы ВА возможно изменение ее структуры, определение несоответствия выбранных или привлеченных сотрудников для или появление других организационных нюансов. В ряде случаев требуется уволить участников СВА или даже ее руководителя.

Критерии эффективности деятельности службы внутреннего аудита

О том, как предприятия увольняют руководителя или участников службы внутреннего аудита банка и других организаций, читайте ниже.

Увольнение участников

Для увольнения любого участника СВА необходимы основания. Если для контрольных целей была привлечена сторонняя компания, то допускается расторжение договора по сроку или обоюдному согласию сторон. Создание службы ВА из числа внутренних специалистов усложняет процесс исключения работников из системы контроля.

Некоторые организации увольняют начальника или участников службы внутреннего приказом руководителя компании или решением совета директоров. Это не является юридически верным - в таком случае необходимо подтвердить основания для увольнения или перевести сотрудника на другую работу.

Крупные предприятия нередко организуют для внутреннего контроля над управлением особые аудиторские подразделения. В этом материале расскажем, чем занимается отдел аудита и какие функции исполняет.

Собственный отдел аудита позволит руководству:

  • контролировать деятельность автономных подразделений и филиалов;
  • оценить производственные резервы и определить перспективы развития;
  • проводить консультации для бухгалтеров и финансистов в филиалах.

Как организовать отдел аудита?

К организации внутреннего отдела аудита на предприятии следует подходить логично.

  1. Обозначение задач, для решения которых открывается подразделение, сообразно политике предприятия.
  2. Указание функций, которые будет решать отдел.
  3. Конгломерация схожих функций и создание в рамках подразделения обособленных структурных звеньев.
  4. Определение круга обязанностей и прав для каждой структурной единицы с закреплением этой информации в должностных инструкциях.
  5. Определение статуса отдела аудита, выпуск положения.
  6. Указание точек взаимодействия отдела с остальными структурами корпорации.
  7. Создание внутреннего стандарта проведения аудита.

При этом функции подразделения, число сотрудников в нем и их должностные обязанности определяют исходя из целей, преследуемых руководством, и объема ресурсов, а также вида деятельности организации.

Задачи, которые решает отдел внутреннего аудита

  • Проверки операций, проводимых другими подразделениями.
  • Оценка качества выполнения задач, выявление особенностей взаимодействия между отдельными структурами.
  • Оценка чистоты информации со стороны контрагентов перед проведением важных сделок.
  • Участие в налоговом планировании, если на предприятии нет отдела, отвечающего за этот вид деятельности.

Профессия аудитор: должностные обязанности, требования к образованию

Профессия аудитора обозначает деятельность по проведению внешнего и внутреннего аудитов. Эта специальность достаточно молодая, в России она была зарегистрирована 25 лет назад. В данный момент аудитором может стать только специалист, который получил сертификат, подтверждающий его квалификацию, от Московской аудиторской палаты. Для получения сертификата обязательно:

  • сдать квалификационный тест;
  • получить опыт работы по ведению бухучета и аудиторской деятельности от 3 лет (2 из них — в профильной компании);
  • получить аттестат не позднее года после прохождения квалификационного теста.

Как правило, для получения опыта будущие специалисты работают помощниками аудиторов. Пройти стажировку могут выпускники профильных вузов. После практики стажеры получают возможность получить место в штате.

Карьерный рост в аудиторских компаниях бывает двух типов:

1) по вертикали — от помощника аудитора до руководителя отдела;

2) по горизонтали — с переходом в международную корпорацию.

Профессиональные навыки

Специалист, который занимается аудиторской деятельностью должен обладать рядом профессиональных навыков, включая:

  • знания в сфере финансов, экономики, бухучета;
  • знакомство с финансовым и налоговым законодательством;
  • умение формировать финансовую документацию;
  • умение находить и анализировать допущенные в отчетности ошибки;
  • умение вникать в особенности деятельности компании, в которой проводится аудиторская проверка;
  • знание иностранных языков и специализированных программ.

Срок обучения по специальности составляет 3,5-5 лет. Дополнительно аудиторы ежегодно проходят обучение на специализированных курсах для увеличения числа своих компетенций.