Научиться делать красивые и выразительные фотографии может каждый. Надо лишь запастись терпением и не растерять по дороге свой энтузиазм. Ведь, начиная обучение, новички совершают ошибки, которые могут отбить желание продолжить приобщение к искусству фотографии.

Сегодня мы предлагаем Топ-10 ошибок начинающего фотографа . Зная, какие «подводные камни» встречаются чаще всего, можно избежать досадных недоразумений.

Конечно, чтение мануала для фотокамеры – не самое веселое занятие. Но часто незнание возможностей собственной техники приводит к ошибкам. Даже могут оказаться не так просты в освоении, если заранее не ознакомиться с инструкцией.

9. Неумелое применение вспышки

Как правило, новички снимают со встроенной вспышкой. А ее использование «в лоб» засвечивает передний план, создавая черные тяжелые тени на заднем фоне. Кроме того такая вспышка делает снимки плоскими.

8. Игнорирование правила третей

Очень часто начинающие фотографы при съемке пейзажей размещают линию горизонта точно по середине кадра, теряя ощущение пространства. Завышая или занижая точку съемки можно добиться гораздо более интересных фотографий природы. Стоит лишь помнить, что не стоит совсем уводить линию горизонта за пределы границ кадра.

7. Неудачный ракурс

Самая распространенная ошибка, это съемка высоких зданий и людей снизу. При этом возникает иллюзия падающего небоскреба или искажение пропорций человеческого тела. Профессионалы порой используют такой прием намеренно, но для удачного снимка в таком случае требуется навык.

6. Неудачные границы кадра

Конечно можно кадрировать снимки в графическом редакторе, смещая главный объект съемки или вырезая чьи-то затесавшиеся на фото руки. Но обрезка ухудшает качество фото. А значит, уже во время съемки надо продумывать композицию. Самое простое правило — избегать расположения главного элемента снимка в центре кадра, так как подобные фото выглядят статичными и скучными.

5. Обрезанный объект съемки

Чаще всего эта ошибка возникает при съемке портретов. Обрезанные локти, ступни, макушки и одежда приводят к тому, что фотография выглядит куцей. Поэтому, стремясь максимально близко снять свою модель, стоит все же убедиться, что в кадр помещается все необходимое.

4. Недостаточная резкость изображения

Чаще всего такой дефект возникает при съемке в условиях низкой освещенности, когда необходима длинная выдержка. Стоит помнить, что камера воспримет даже самую незаметную дрожь в руках фотографа, а значит, в такой ситуации понадобится штатив.

3. Неправильно определенная экспозиция

Величина экспозиции – это количество света, которое попадает на матрицу в единицу времени. При съемке необходима экспокоррекция, так как автоматически камера не всегда выбирает правильные настройки. Главное правило: при съемке светлых общих планов следует увеличивать экспозицию, при фотосъемке общих планов в темной тональности – уменьшать.

2. Неверный выбор ISO

При съемке нужно выбирать минимальную чувствительность, подходящую для условий съемки. Завышенное значение приведет к зернистости кадра, а заниженное не позволит сделать достойные снимки при недостаточном освещении.

1. Злоупотребление графическими редакторами

Конечно, современные фотографии немыслимы без обработки. Съемка в RAW-формате позволяет править контраст и корректировать цвета. Но важно не переусердствовать. Часто начинающие фотографы увлекаются чрезмерным насыщением оттенков, излишней контрастностью или лишенной малейших изъянов кожей на портретных снимках. Важное правило – сохранять естественность на фотографиях.

Как говорится, не выдержала душа поэта.
Постоянно просматривая рубрику "Хочу критики", пришла к выводу, что ошибки у всех новичков одинаковые. Воспользовавшись информацией сторонних сайтов, решила объединить основные ошибки в этой статье, взяв в качестве примера фотографии из выше указанной рубрики. Помимо этих ошибок можно сыскать массу других неправильностей и недопустимостей. У кого будет желание, можно в комментариях вносить дополнения к статье.

На мой взгляд, самыми страшными ошибками являются:

1. Смазанность снимков

Это особенно сильно проявляется при съемке с длинной выдержкой. Иногда смазанность является задумкой и частью композиции, но чаще всего такие снимки отбраковываются.

2. Обрезанные части людей или достопримечательностей

Говорить тут подробно, думаю, не нужно.

Итак все понятно, что это плохо и как этого избежать.


3. Пересветы

Пересветы скрывают детали изображения и сильно отвлекают внимание.

Желательно не допускать пересветов на этапе фотосъемки. В крайнем случае, от пересветов можно избавиться, если снимок был сделан в RAW-формате.

4. Плохое освещение объекта

По возможности для подсветки объекта съемки нужно использовать вспышку.

5. Нарушение пропорций тела человека

Неправильный ракурс может исказить естественные пропорции тела. Например, при съемке сверху, человек будет казаться с большой головой и короткими ногами. При съемке снизу всё будет наоборот. Если получение такого снимка не является вашей целью, всегда следите за ракурсом и пропорциями.

6. Заваливание горизонта

Многие допускают ошибку, держа фотоаппарат во время съемки слегка наклоненным. Линия горизонта на снимках должна быть параллельна нижнему и верхнему краю снимка. многие фотоаппараты могут отображать на экране сетку, которая помогает выравнивать и кадрировать кадр. Проблему завала горизонта также можно решить и при обработке.

7. Что растет из головы? Дерево, фонарь или столб?

Вне зависимости от того фотографируете ли вы в помещении или на улице, отслеживайте фон: есть ли в нём объекты, произрастающие из голов портретируемых? В помещении это может быть светильник, верхушка новогодней ёлки, на открытом воздухе - чаще всего - деревья, столбы, уличные фонари и дорожные знаки.

8. Следите за фоном!

Фон не должен отвлекать внимание от главного объекта в кадре.

9. Пейзаж снимать легко!

При фотографировании пейзажей не старайтесь, чтобы горизонт был посередине. По правилу золотого сечения, делить кадр лучше 2 к 3.

10. Оставляйте пространство перед человеком

В зависимости от того, куда человек смотрит, или куда развернуто его тело, там и должно быть свободное пространство.

11. Много мусора и отвлекающих деталей в кадре

С точки зрения композиции есть такая категория объектов - "фотомусор". Это нежелательные объекты, попадающие в кадр. Они не несут никакой смысловой нагрузки и только отвлекают внимание.

Ошибок много, но основными, я считаю, именно эти.

И еще хочется в заключение добавить, если человек хочет создавать уникальные фотокартины, то он найдет нужную информацию, запомнит ее и примерно через пару лет научится грамотно нарушать все известные каноны фотографирования.

Информация с сайтов: http://www.takefoto.ru/

http://photo-monster.ru/

P.s. Все фотографии взяты из рубрики "Хочу критики"

Научиться делать отличные кадры может каждый. Для этого даже не надо ходить на курсы и покупать дорогое оборудование - достаточно освоить основные правила построения фотокомпозиции. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию подборку базовых ошибок, которые совершает каждый второй начинающий фотограф. Учтите эти простые моменты при создании своих работ, тогда вы в разы повысите свое мастерство фотосъёмки.

Ошибка первая. Нет сюжетного центра.

У каждого фотоснимка должен быть свой сюжетный центр. На крупном портрете - это глаза модели; на фотографии, сделанной в полный рост, - её лицо. В отдельных случаях сюжетный центр может быть разделен и расположен в разных местах снимка. Но даже здесь важно проследить за тем, чтобы все составляющие композиции взаимодействовали друг с другом. В противном случае фотография получится захламленной, и зритель не поймет вашей задумки, так как главный объект потеряется в кадре.


При изучении уже сделанной фотографии вы поняли, что на ней присутствует не один, а несколько сюжетных центров? Ситуацию можно исправить с помощью функции кадрирования. Чтобы ею воспользоваться, вам нужно . В программе перейдите в меню «Композиция» и выберите одноименную опцию. С помощью рамки обозначьте границы обрезки. Если на фотографии запечатлен объект в движении, то оставьте место для маневра.


Ошибка вторая. Объект в центре кадра.

Если вам хочется создать яркий и динамичный снимок, то постарайтесь не размещать главный объект в центре кадра. С вероятностью в 95% фотография получится неповоротливой и скучной.



При проведении съемки вспомните о правиле золотого сечения. Мысленно разделите будущий кадр двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями. Места, где они пересекаются - это сильные точки, которые всегда привлекают взгляд. Постарайтесь поместить все важные объекты рядом с ними, тогда успех будет гарантирован.

Своевременно не задумались о расположении элементов в кадре? Не беда! Воспользуйтесь уже знакомой функцией кадрирования. В раскрывающем списке выберите подходящую сетку, а затем расположите ее на фото так, чтобы все важные элементы находились рядом с линиями.


Ошибка третья. Заваленный горизонт.

Этот досадный дефект периодически встречается в работах не только начинающих фотографов, но и профессионалов. Выявить его очень просто - линия горизонта на таких снимках расположена не параллельно нижней и верхней границе кадра, а уходит куда-то в сторону. Особенно ярко этот недостаток всегда виден на пейзажных фотографиях.



Предотвратить появление дефекта можно с помощью опции «Электронный уровень», которая встроена в большинство современных фотоаппаратов. Если же заваленный горизонт удалось обнаружить только постфактум при просмотре фотографий на ПК, то запустите «ФотоМАСТЕР». В меню «Композиция» выберите опцию «Геометрия». Включите сетку, а затем начните передвигать бегунок на шкале «Поворот» до тех пор, пока не выровняете горизонт.



При редактировании пейзажных фотографий проследите за тем, чтобы горизонт не находился точно посередине фото. Если небо выглядит эффектно, располагайте линию ниже, если же на фото выигрывает поле, то ее лучше сдвинуть вверх. Так вы сможете сделать акцент на более интересно части фотографии.

Ошибка четвертая. Невыгодные цветовые акценты.

Фотографии, на которых есть яркие цветные детали, всегда привлекают внимание. Но красочные элементы тоже могут сыграть с вами злую шутку. Удачным кадр можно назвать только в случае, если основные цвета контрастны друг другу. Например, на фото, сделанном на пляже, - это голубое небо и желтый песок. Если же на фотографии присутствуют нежелательные вещи других, более насыщенных цветов, то это может стать настоящей проблемой и очень сильно отвлекать внимание от вашей изначальной задумки.



В программе «ФотоМАСТЕР» вы можете приглушить или усилить любой оттенок. Для этого перейдите в меню «Улучшения» во вкладку «Цвета» > «Насыщенность». Для уменьшения насыщенности потяните бегунок на шкале нужно цвета влево, для усиления - вправо.



Если изменения затронули не только нежелательный предмет, то перейдите в меню «Ретушь» и воспользуйтесь инструментом «Корректор». Мышкой выделите предмет, а затем убавьте его насыщенность.


Конечно же, это далеко не полный список ошибок, которые могут испортить любую, даже, казалось бы, самую гениальную идею. Но учитывая эти простые моменты, вы сможете сделать ещё один шаг на пути к созданию профессиональных фотокадров, а «ФотоМАСТЕР» поможет вам в этом. Установите софт и убедитесь, и создание идеальных кадров - это проще, чем кажется на первый взгляд.

Published by on Wed, 06/20/2012 - 13:56

Горизонт

Горизонт присутствует на многих фотографиях, сделанных на природе. Будь то пейзаж или портрет с рыбой на фоне озера. Наверное именно поэтому очень многие снимки страдают именно от ошибок, связанных с тем горизонтом.

Самая распространённая, самая легко исправимая и самая раздражающая ошибка, которая появляется сплошь да рядом и очень заметна это кривой горизонт. Вобщем, распространяться об этом долго не надо, всем понятно. Горизонт должен быть горизонтальным в 95% случаев. Чуть сложнее ситуация, когда горизонта в кадре нет, но есть другие отправные элементы, вроде стен домов, береговой линии, деревьев, столбов или ножек мебели, к примеру. Стоит стараться всегда компоновать кадр натуральным образом. Т.е. так, как мы видим его своими глазами не склоняя голову вправо-влево.

Менее заметная, но не менее дилетантская ошибка - располагать горизонт посредине кадра. Особенно, когда фотография резкая по всей глубине и что-то - человек, к примеру имеется на переднем плане. Тогда линия горизонта "режет" того человека налапапам, что не очень здорово смотрится, на самом-то деле. Кроме редких-редких случаев стоит смещать горизонт либо вверх, либо вниз. Насколько смещать - зависит. Обычно следование правилу третей(см. ниже) даёт приятный глазу результат. Куда смещать - опять же зависит. Если хочется показать небо с закатными облаками, например - располагаем линию горизонта в 1/3 от нижнего обреза кадра, а если гладь озера со световой дорожкой - поднимаем горизонт к 1/3 от верхнего обреза. И уж заведомо стоит стараться при съёмке портретов выбрать такой угол, чтобы снимаемый человек целиком помещался либо "на земле" либо "на небе".


Как вам кажется, какой из вариантов выше лучше смотрится?

Деревья из головы

Кстати о портретах. Их тоже снимают много, поэтому очень часто они выходят криво. И очень раздражающая кривизна это заметный предмет на заднем плане, "пробивающийся" через фигуру портретируемого. Типа ветки дерева растущего из головы или пролёта моста, проходящего через уши. Ну а про горизонт я уже писал.

Портреты на природе лучше всего снимать либо при ровном освещении, например когда небо затянуто облаками, либо когда солнце низко над горизонтом, т.е. ранним утром или ближе к закату. При этих условиях освещения легче всего схватить черты лица без чёрных ям теней от носа или бровей. Если же-таки надо сделать портрет ближе к полудню, стоит следить, чтобы лицо было освещено более-менее равномерно, без теней от посторонних предметов и козырька.

Шумная картинка

Имеется в виду не цифровой шум сенсора камеры, а шум визуальный. Очень часто хочется засунуть в кадр как можно больше, чтобы было интереснее. Это неправильно. Когда всего на фотке много, часто непонятно, на что обращать внимание, что было причиной для фотографирования конкретного сюжета. Глаза бегают по снимку и не могут остановиться, в результате снимок вызывает внутреннее раздражение, и не нравится. Всегда стоит выделять основной объект съёмки. Чаще всего это можно сделать приблизив его либо зуммируя, либо подходя ближе. При съёмке зеркальными камерами часто применяется размытие фона.

Уши фотографа

Часто настолько увлекаешься картинкой и забываешь приглядеться к деталям. Тем более видоискатель или мониторчик на камере размера небольшенького. И в детали пролезают так называемые "уши фотографа". Обычно это раздражающая и бросяющаяся в глаза тень от человека с камерой через половину кадра. Иногда - отражение. Иногда даже какая-то часть тела или оборудования. Мне так кажется, что таких ляпов стоит избегать:)


Размещение в кадре

Вообще, композиция это сложная тема, про которую написано бессчётное множество книг и статей. Не будем увлекаться деталями, потому что есть одно простое правило, следование которому может улучшить большинство снимков начинающих фотографов. Это правило - правило третей. Звучит оно очень просто: Мысленно разделите кадр на три равные части по вертикали и по горизонтали. Всегда помещайте главные объекты сюжета на пересечении или вдоль линий, обеспечивающих такое разделение. Что главное на снимке - решать вам. Часто это глаза при съёмке людей и животных, центр цветка, пролёт моста или тот же горизонт... Конечно, не стоит делать культа из точности разбиения кадра. Небольшие отклонения в ту или иную сторону это нормально, тем более, без таких отклонений часто невозможно и кадр построить. Но лучше те отклонения сводить к разумному минимуму. Ну и за очень редким исключением не стоит помещать объект съёмки в центр кадра. Снимки от этого становятся скучными до зевоты.

Один из примеров применения правила третей - это съёмка движущихся объектов. Например едет лодка. Как её разместить в кадре. Ответ простой - размещать её надо на пересечении линий третей, но обязательно оставляя больше места в том направлении, куда она движется! Т.е. если лодка проплывает по кадру справа налево, то её стоит поместить в районе правой вертикальной линии третей. Несколько менее очевидный пример - фотографии чего-то "смотрящего" будь то человек, рассматривающий что-то на горизонте, будь то склонённых цветок. В этих случаях стоит размещать объект так, чтобы по направлению "взгляда" на кадре оставалось больше места, чем в обратном направлении. Ну и о третях не забывать, конечно:)

Так получилось!

Очень часто приходится слышать, что тот или иной кадр, вобщем-то удачный, но с мелкими техническими ошибками, попал на всеобщее обозрение потому, что автор не знал, как его поправить. Как мне кажется, это неправильный подход. На современном этапе развития и распространения вычислительной техники, бла-бла-бла. Короче, есть масса легкодоступных, вплоть до бесплатных, программ обработки изображения, работать с которыми можно научиться за один-два вечера. Было бы желание. Некоторые из тех программ могут к тому же существенно облегчить задачу хранения, систематизации и размещения фоток в Интернете. Я думаю, что Игорь(I) нам про такие программы раскажет подробнее, я только упомяну Google Picasa и Adobe Lightroom . Для начинающего фотографа Picasa безусловно легче в освоении, к тому же бесплатна. Lightroom стоит денег, но с моей точки зрения даёт на порядок больше возможностей и в конечном итоге затраты на приобретение и изучение этого пакета оправдаются сторицей. Так что если вы используете цифровую камеру хотя бы в отпуске, обязательно стоит установить на компьютере какой-нибудь из продвинутых фоторедакторов, научиться им пользоваться и начать применять. Поверьте, это только кажется сложным, на самом деле дело совсем простое и главное - приносящее глубокое удовлетворение. Я бы даже сказал - затягивающее дело:)

Я так вижу!

Это самая сложная к исправлению из всех ошибок. И тема очень делекатная. Я вот о чём. Нынешние фотоаппараты позволяют легко снимать. Т.е. сфоткать кадр, скачать его на диск и загрузить в Сеть - дело, практически не требующее усилий. А вот постоянно делать хорошие снимки, т.е. научиться фотографировать - задача куда как более сложная. Но поскольку восприятие фотографии дело сугубо субъективное, многим кажется, что у них всё и так великолепно получается, надо бы только купить другой фотоаппарат, или добавить лишний объектив, или какую ещё приблуду. А учиться, читать сложные книжки по композиции и технике, применять ту технику, да банально проштудировать руководство по собственной камере - это прошлый век, бо форумов и собственного разумения вполне достаточно. Да и вобще, и так всё здорово выходит.

А на самом-то деле выходит далеко не всё. Но заметить, что не вышло, автору удаётся даааалеко не в большинстве случаев. Потому что для того, чтобы заметить, надо знать, на что смотреть. А чтобы знать, на что смотреть, надо читать те самые книжки. Никуда от этого не денешься. А отмазки типа "Я так вижу!" или "Ну и что, что криво, зато красиво!" или "Ненавижу правила, они убивают креативность", так те отмазки они реально исключительно для самоуспокоения и оправдания собственной лени. Мало кого удивляет, что для того, чтобы начать прилично играть на музыкальном инструменте, неплохо бы сперва выучить нотную грамоту и проиграть тысячу-другую этюдов. Никто ж не ожидает, что сев за рояль впервые в жизни человек начнёт играть, как Шопен. Но почему-то многие начинающие фотографы считают, что только взяв в руки камеру, они уже всё постигли и готовы снимать как Картье-Брессон. Нет, не готовы. Камера в руках это только первый шаг. А потом учиться, учиться и ещё раз учиться. Ну и чтобы закончить этот рант на конструктивной ноте предлагаю короткий список из трёх книг, которые стоит почитать, чтобы снимки действительно начали получаться:

Книги эти очень несложные, хотя и удивительно глубокие при своей несложности. И в результате они стали практически современной классикой. Честно, если кто увлекается или собирается заняться фотографией и книг этих ещё не читал, не пожалейте нескольких вечеров, стоит того.

P.S. Эта статейка нуждается в лучших примерах и наверняка - в расшИрении и углУблении. Я бы был очень признателен, если бы наши фотографы добавили, углУбили и расширили

Comments

Эх, Миша, опередил ты меня! Я

Эх, Миша, опередил ты меня! Я уже вторую неделю сижу и пытаюсь накропать статью на эту тему, и слова складывались практически те же самые. Но я рад что ты выступил первым, так как вопрос композиции действительно основополагающий в получении хорошего снимка, а тема необьемная, и было бы лучше если об этом начал рассказывать гораздо более опытный фотограф чем я. Отличная статья получилась, коротко и емко! Должен сказать что поначалу я довольно скептичекси относился к твоим замечаниям насчет того что на моих фотографиях не соблюдается "правило третей", и всегда лепил главный обьект в центр, считая что нужно максимально использовать площадь снимка. Но со временем пришло понимание что это правило возникло неспроста и не из-за чей-то прихоти, это действительно придает снимку динамику, оставляет место для воображения зрителя и и на подсознательном уровне призывает его додумать и развить сюжет запечатленный на фотографии. То есть действительно делает снимок более интересным и не скучным... И теперь, пресматривая свои еще недавние фотографии, я вижу как сильно я заблуждался и безжалостно отправляю их в корзину если нет возможниости поправить это дело кропом.

Ну и еще из распостронненых ошибок начинаюших фотогрфафов я бы отметуил сьемку против солнца. Если проблемы с компоцизией и заваленным горизонтом вполне еще можно исправить во время пост-обработки в редакторе, то снимок где ваш товарищ позирует в лодке с трофеем с солнцем за спиной скорей всего ничем уже не спасти, его лицо и все то что обращено к камере окажется слишком темным и контрастным на фоне яркого солнца, Плюс еще добавятся всякие радужные пятна от засветки солнца на линзах обьектива вашей камеры. Так чтро прежде чем делать снимок, всегдя глянаьте в какой стороне небосклона находится солнце и постарайтесь встать так чтобы оно хорошо освещало то что вы собиратесь фотографировать. Но не забывайте при этом и об уже упомянутых "ушах фотографа" - то есть следите за тем чтобы в кадр не попала ваша тень или не отразилась где-нибудь на стеклянных или же полированных поверхностях.

  • Log in to post comments
  • Log in to post comments

Лёва, у тебя под рукой целая

Лёва, у тебя под рукой целая лодка фотографов!

Ну посмотри на этих орлов!

Явно ж увлечённые делом люди! Эти такому научат, что мне и не снилось. Так что на следующий выход бери тетрадочку, карандашик и конспектировать, конспектировать!

  • Log in to post comments

Смотрел на эти фото которые

Смотрел на эти фото которые тут народ критикует,ну не вижу я ничего неправильного.Наверное нужно все эти книжки прочитать,чтобы это понять,а с другой стороны зачем?Ведь сейчас я смотрю на фото и оно мне нравится,чем бы оно не было сделано,а получив знания начну рассуждать о заваленых горизонтах и тенях.А оно мне надо?

Born to fish,forced to work.

  • Log in to post comments

Хммммм:)

Саш, может такой подход и имеет право на существование. Отчего ж и нет? А с другой-то стороны, взял ты, к примеру, фотик в поездку на Карибы или ещё куда. Приехал, народу стал показывать, а народ вежливо так смотрит, но особого энтузиазьму не выказывает. Ну патамушта, к примеру, там с горизонтом и тенями чего не так и бабушку от ром-бабы не отличишь, а народ тот про тени с контурами знает, бо книжки прочитал ...

Всё-таки фотки - это память. А память это одна из главных вещей, что у нас остаётся в результате прожитой жизни. Если с минимальными затратами труда и нервов можно сделать, чтобы эта память смотрелась красиво - отчего бы того труда и нервов не вложить?

Или ещё вариант ответа на собсном опыте. Вот не хотел я форель ловить. Даже пробовать не хотел. Всё спрашивал: "Толпы, грязь, ездить чёрт-те куда, вставать чёрт-те во сколько. Нафига оно мне?" А потом меня-таки вытащили, и мне понравилось и даже научиться захотелось. Не до фанатизма, mind you, не на каждые выходные. Но пару-тройку раз в году почему поплавок не покидать? Так что может и тебе книжки те стоит полистать? Глядишь, и понравится

  • Log in to post comments

Миша,да мне и так нравиться

Миша,да мне и так нравиться,просто я и правда разницы не вижу.Ну это как для некоторых людей "Черный квадрат" Малевича это картина и шедевр,а для меня пара минут работы катком и линейкой.Ну необразованные мы там на стройках,ну что поделаешь не приучили к прекрасному.Кстати мои самые любимые фото,это моих детей,которым уже больше 20-ти лет,они конечно черно-белые,со всеми возможными дефектами,но для меня самые красивые и важные.Вот так,поэтому хотя мне и очень нравиться все что вы ребята делаете,сам я это делать не хочу,не захватывает.Да и цены пугают,дорогое хобби.Кстати можете посоветовать какую-нибудь мыльницу в разумных ценах,а то скоро ехать в Израиль,надо картинок на память насчелкать,а моя мыльница уже старовата.

Born to fish,forced to work.

  • Log in to post comments

Алекс, я думаю что знание

Алекс, я думаю что знание основ композиции будет полезно любому человеку, даже если он не собирается заниматься фотографией. Например мне, с тех пор как я познакомился с этими основами, стало интересно присматриваться и находить как они выдерживаются (или не выдерживаются) в работах других авторов, и не только в фотографии, но и в кино тоже. Смотришь какой-нибудь эпизод фильма и вдруг понимаешь почему оператор разместил главного героя в данном кадре именно так, а не по-другому, и что он этим хотел сказать... Интереснее становится смотреть на мир! Ну а потом начнешь подсознательно и к своим фотографиям их применять, даже если это самые простые курортные снимки. А тем людям которым ты их намереваешься показывать будет тоже приятнее и интереснее на них смотреть!

  • Log in to post comments

Interesting. :)

Вы заметили, что Лёва с Игорем ответили на мой пост с интервалом в 1 минуту и содержимое тех ответов ну очень сильно похоже? Я не думаю что они успели сговориться. Из чего следует, что либо у них там у всех в компании мозговая гармония и близкое совпадение взглядов, либо что объекты обсуждения вызывают похожие эмоции у достаточно широкого круга

  • Log in to post comments

Михалыч! Если бы тебя не было

Михалыч! Если бы тебя не было бы, пришлось бы тебя выдумать. Умеешь ты видеть глубоко.

Если бы в нашей компании не было бы глубокой гармонии и совпадения взглядов, мы бы не имели права называться гордым именем "команда Icemena"

И проверено это длинной историей в самых разных местах, ситуациях и в некоторых ты тоже участвовал, и еще будешь не раз.

Так что - будь готов

  • Log in to post comments

Вставлю свои пару копеек,

Вставлю свои пару копеек, вроде бы о них не писали. Вернее вроде начали, но решение почему-то не прозвучало.

А проблема встречается постоянно. Суть ее в том, что при с"емке человека солнечным днем он обычно имеет головной убор. Иногда бейсболку, иногда панаму. В результате имеем резкую тень на лице. Варианта решения три. Попросить об"ект поднять козырек (маловероятно), добавить заполняющий свет в Пикассе при обработке фотографии (изменится освещение всего снимка, красивые облака на заднем плане могут "уйти") или включить принудительно вспышку. Последнее решение и есть то, к чему я веду. О нем написано на каждом, практически, углу, но обычно народ просто не вспоминает о такой простой вещи, - ведь светло, яркое солнце в зените, какая спышка?!

А вот таки да:)

  • Log in to post comments

Леша, спасибо, действительно

Леша, спасибо, действительно толковое дополнение. От себя могу только добавить что вспышку можно применить не только чтобы высветить затенённную головным убором часть лица, но и всю фигуру в целом когда приходится снимать при контровом свете. Только нужно знать как поставить свою камеру в режим обязательной вспышки (есло это компакт), иначе полностью автоматический режим скорей всего ее не включит, так как посчитает что света и так достаточно.

  • Log in to post comments

А вот таки да:)

А вот таки да:)

Спасибо, Алексей, за напоминание. У нас даже и примерчик по случаю имеется.

Если честно, я хотел разбить статью на две части, но в конце концов решил выдать материал полностью для лучшего усвоения. Поэтому приготовьтесь впитывать в себя горы полезной информации. Ведь любой более или менее опытный фотограф назовет огромный список ошибок, которые в свое время он совершал: потерянная крышка объектива, отсутствие резкости, «заваленный» горизонт в кадре, разбитая оптика, загубленная фотосессия и так далее. Некоторые советы начинающим фотографам я уже давал в этой статье , советую ее прочитать! Итак, поехали.

Ошибки начинающих фотографов и рецепты их исправления

Об изучении скучной инструкции

Это один из фундаментальных пунктов, вынесенный на первое место! Все возможности вашей камеры прописаны в этом «техническом талмуде». Изучайте инструкцию с камерой в руках и на практике пробуйте следовать всем указаниям. Ищущий обязательно найдет в ней ответы практически на все вопросы.

Эксперимент в настройках

Отличный способ создания креативных фотографий – экспериментирование с великими возможностями вашей камеры. Довольно частая ошибка начинающих фотографов – в боязни использования различных творческих режимов и функций. Дерзайте, не бойтесь, побудьте испытателями! Меняя настройки, есть, конечно, риск создать затемненные или засвеченные фотографии. Но это не катастрофа и вполне поправимое дело.

В худшем случае, оно означает пропуск одного-двух важных кадров. Но, делая последующие фото, вы будете знать, как настроить фототехнику. А совершенству нет предела!

Отмените старые настройки

Еще одна из ошибок начинающих фотографов – оставлять прежние настройки для новой серии кадров. Приучите себя аннулировать все настройки после каждого фотосета. Это наилучший способ избежать проблем.

Перед очередной съемкой настраивайте фотоаппарат по-новому. Кроме самой настройки, обращайте внимание на «отладку» вспышки и других фотографических атрибутов техники, которые могут понадобиться.

Установка точечного замера экспозиции

При съемке и частом перемещении фотокамеры из светлого пространства в темное и наоборот, экспозиция может резко меняться от кадра к кадру. Если вы это заметили – поставьте точечный экспозамер.

Пятна и пыль на изображениях

Заметив странные пятна на своих фото, следует проверить фотокамеру. Это явление довольно распространенное. Грязной может быть и матрица, и объектив. Если нет возможности избавиться от загрязнения сразу, а съемка еще продолжается, то лучше снимать с прикрытой диафрагмой, примерно от f/11 и выше. До полной очистки техники избегайте фотографировать однотонные пространства. Пощелкайте что-то более разноцветное.

В крайнем случае можно, конечно, посидеть на минут двадцать подольше в фотошопе.

Режим ручной фокусировки на объективе

Пытаетесь сфотографировать красоту, находящуюся на позволительном расстоянии для съемки, и ничего не выходит? Проверьте режим объектива. Частенько причиной является установка оптики на ручной режим фокуса. Исправьте оплошность и чудесный кадр окажется в вашей копилке!

Установка режима непрерывной съемки

Одной из ошибок начинающих фотографов является некачественная съемка быстроменяющихся сюжетов. Установите настройку фотоаппарата в режим серийной съемки . В данном случае техника будет создавать несколько кадров в секунду. В противном – вы можете упустить важный «кадровый» момент.

Очень маленькое или слишком большое значение ISO

Забывчивость убрать настройки ISO после ночной или вечерней фотосессии чревата «зернистыми» фотографиями при последующей работе в условиях с хорошей освещенностью. От неприятности можно избавиться, изменив настройку ISO в наименьшую сторону.

Также, работая в помещении с недостаточным освещением, новички упускают из виду необходимость увеличения значения светочувствительности. В результате – на снимках очень темно.

О форматировании карты памяти

Перед важной фотосъемкой проверьте заполненность карты памяти фотоаппарата. Обидно, если для главного момента не останется места. Желательно очищать карту памяти после переноса отснятых фотографий непосредственно на компьютер. Это значительно улучшит эффективность работы фотокамеры.

Вспышка при дневной съемке

О полезности вспышки в темное время суток спорить никто не станет. А вот днем, при ярком свете, профпригодность ее значительно отличается от ночной. Дневная фотосессия со вспышкой может значительно уменьшить общий контраст изображений или выглядеть на фото в виде ярких следов. Учитывайте это. Единственное исключение - использовать вспышку желательно только против солнца, чтобы смягчить тени на модели.

Компенсация экспозиции

Компенсация экспозиции – лучший способ, предотвращающий ошибки в большинстве режимов. В зависимости от ситуации ее всегда можно откорректировать, поставив значения в «+» или в «–».

На голове растут деревья

Весьма распространенная фотографическая сцена. Нередкой ошибкой начинающих фотографов являются фото, когда у человека на голове «вырастают» столбы или деревья, а линия горизонта или какая-нибудь палка «выходит» из ушей.

Фотограф: Leszek Kowalski.

Отойдите чуть в сторону и деревья возвратятся на землю, столбы обретут основание, а линия горизонта встанет на место. Постарайтесь обращать внимание на фон , тем самым подобные ляпы можно пресечь на корню.

Кадровые обрезки

На снимках новичков часто получаются «обрезанные» краем кадра локти, кисти, ступни, одежда . А на заднем плане виднеется чье-то наполовину обрезанное лицо или конечность. Создавая портрет , уберите из кадра все лишние детали, которые мешают созданию гармоничной композиции.

Не обрезайте ноги-руки человеку по суставам! Если возникла насущная необходимость обрезки, то не стоит делать из человека инвалида - обрежьте кадр выше колен или, соответственно, выше локтей. Но не в районе ступни или кисти.

Об эффекте красных глаз

Подобное явление возникает из-за использования вспышки в условиях недостаточной освещенности. Это случается, потому что свет от фотовспышки отражается сетчаткой человеческого глаза. Неприятность, портящая снимок. Как с ней бороться?

Первая мысль, приходящая на ум – отказаться от фотовспышки. Решение вполне разумное! Но некоторые условия освещения не позволяют этого сделать. Попросите человека не смотреть прямо в объектив, либо установите вспышку так, чтобы световой поток не «бил в лоб». Хорошим вариантом будет комбинирование естественного света и внешней вспышки.

Фотограф: Олег Линник.

Избежать нежелательного эффекта «глаз вампира» можно, используя функцию под названием «красные глаза», которая присутствует во многих современных фотоаппаратах.

Очень далеко

Поймать настроение, выражения лиц, эмоции – вполне естественное стремление при групповой съемке. Ошибка начинающих фотографов в том, что такие фотографии делаются на большом отдалении. Стоит приблизиться, оптимально используя в кадре пространство вокруг. Также неплохо бы пользоваться и зум-объективом, если таковой имеется.

Все и сразу!

Много – не всегда хорошо. Не нужно заполнять кадр бесчисленным количеством объектов. Ищите способ привлечь внимание к наиболее важным деталям. Одно из средств – выбор фона, который не позволит отвлечься от главного объекта.

Помните об освещении

Светочувствительность современной фототехники сегодня такова, что съемку можно проводить в любых условиях. Но при очень ярком освещении обилие резких теней или бликов часто разочаровывает. Хотя фотоаппарат сам правильно определяет общий уровень освещенности, он все же иногда неправильно устанавливает необходимую экспозицию.

Фотограф: Анна Алексеенко.

Чтобы избавиться от резких теней пользуйтесь рефлектором (отражателем).

Выглянуло солнышко

И появилась засветка. Избыток света, который направлен прямо в объектив, является причиной бликов даже в том случае, если солнце и вовсе не попадает в кадр. Избавиться от кругов и пятен, отражающихся от внутренних линз объектива довольно легко. Измените положение фотоаппарата, либо используйте отличный инструмент под названием «бленда».

Держи ровнее

Важным моментом горизонтальной линии в композиции является ее ровное расположение! В противном случае вид объекта, скатывающегося с горы, вам обеспечен. заключаются именно в этих, казалось бы, мелочах. Горизонт очень легко «заваливается», особенно при съемках на море. Для правильности воспользуйтесь индикатором видоискателя или ЖК-экраном. Незначительный угол наклона практически незаметен при съемке, но хорошо обозрим в напечатанных фотографиях.

Проверка на резкость

Нужно заранее убедиться, что обозначенная на экране видоискателя область фокусировки наведена точно на объект съемки.

Работа автофокуса затруднена в тумане или в тени. Чуть больше внимания в таких условиях и у вас получится отличное резкое фото.

Пересвет и провал в черноту

Качественный снимок не содержит совершенно белых или совершенно черных пятен. Даже если один из возможных трех цветовых каналов оказался засвеченным, это тоже считается пересветом. Если, конечно, такой маневр не предусмотрен творческим замыслом. Например, портретная съемка на черном или белом фоне.

Постарайтесь, чтобы при ночной съемке фонари и освещенные здания не выглядели белыми пятнами. При дневной – таким пятном может оказаться небо. Анализируйте свои фотоизыскания, сразу после съемки просматривая гистограмму. Если камера позволяет, сохраняйте снимки в RAW формате. Это очень важный момент. Никогда не снимайте в JPG, если в камере есть RAW - за этим вы ее и покупали!

Шум – маленькая мелочь

А доставляет неприятности. Шумы на фото могут выглядеть словно мелкий цветной песок. Появление шумов связано с высокой светочувствительностью. Это особенно актуально в цифровой фототехнике с матрицей маленькой площади. Но в некоторых случаях шум наоборот дополняет художественную задумку.

Подправить этот недочет можно средствами фотошопа (как вариант, фильтром Reduce Noise). Но лучше позаботиться об этом заранее, уменьшив ISO или чуть более осветив предмет съемки. О других дефектах на фото и .

Горизонт посредине

Желательно, чтобы линия горизонта находилась не посредине, а в первой или третьей плоскости кадра. Следите за тем, чтобы он не был «завален».

Золотое сечение - вот наше все! Многие великие фотографы пользуются им испокон веков, пользуйтесь и вы, не забывайте.

О параллельных линиях

Очередная ошибка начинающих фотографов – допуск рядом с границами фотографии параллельных линий. Мостовой бордюр или даже обычный ствол дерева могут испортить красивую задумку. Такой дефект скрывают, подумав о кадрировании или используя виньетирование.

Вспышка в лоб

Не делайте портретных съемок со встроенной вспышкой ! Вообще не делайте. Забудьте ее, как страшный сон. Представьте, что ее не существует. Отражатели, рассеиватели, экраны и прочие атрибуты – подспорье для качественного создания портрета . К тому же целые тома написаны о науках правильной постановки света. Почитайте некоторые из этих полезно-поучительных фолиантов.

Если все же очень хочется сделать портрет, не имея вообще никакого осветительного оборудования - создайте простейшую осветительную конструкцию из мощной лампы и зонтика, выложенного изнутри фольгой. При этом направьте на модель рассеянный свет от парочки картонок, оклеенных все той же фольгой. Постарайтесь избежать броских бликов и резких теней на лице. Свет должен подчеркивать объем!

Что и зачем?

Два важных вопроса, которые должен задать себе любой фотограф. Первый: «Что я снимаю?». Второй: «Зачем я это снимаю?». На выигрышных снимках всегда присутствует как минимум один интересный объект. Это является ключевым элементом, вокруг которого обустраивается вся композиция.

Нечто, зацепившее ваш взгляд и захватившее внимание, в первую очередь должно способствовать притяжению внимания зрителя.

Объект посередине кадра

К ошибкам начинающих фотографов относится и стремление расположить объект съемки строго посредине. Это зачастую приводит к неживому, статичному изображению. Вспомните «золотое сечение»: прицеливаясь для снимка и глядя в объектив, зрительно нарисуйте сетку из 9 квадратов (состоит из двух горизонтальных и двух вертикальных линий) и разместите главные детали кадра на месте пересечений этих линий или рядом.

К примеру, в портрете самая важная деталь – это глаза фотографируемого. Если снимаете пейзаж , то существенной деталью может быть лодка, скользящая по реке. Поместите судно рядом с пересечениями. Не забывайте, что линия горизонта должна располагаться рядом с одной из воображаемых горизонтальных линий.

Конфликтующие детали оставьте за бортом

При любой съемке убедитесь, что в кадре вокруг главного объекта нет предметов, которые могли бы переключить внимание зрителя. Нет того, что «уводит взгляд». Обычно отвлекающие взгляд вещи превосходят объект съемки по цвету, форме, размеру, насыщенности.

Одно из условий красивых и качественных фото – не включать в фотосессию сопутствующие аксессуары, конфликтующие с объектом съемки. Подумайте, действительно ли нужны в кадре провода, пересекающие фасад красивого здания?

Без карикатур

Искажение формы снимаемых объектов не менее известная ошибка начинающих фотографов . Такие огрехи (ракурсные искажения) появляются, если снимать модель снизу или сверху при значительно приближении. Если эффект падающих зданий, непропорциональной фигуры, нарушения параллельности линий и вертикалей не входит в планы и не является авторской задумкой, то «карикатуризм» совершенно неуместен.

О плоских снимках и передаче пространства

Так, почти закончили. Снимки могут выглядеть плоскими при выстраивании в кадре линий, параллельных границам фотографии. В этом случае передача пространства будет показана лишь за счет разных планов. Боковое направление съемки усиливает ощущение пространства. Используйте разные ракурсы и различные фокусные расстояния. Этим вы измените перспективу кадра. Творите красоту, делая кадры не только с передним планом – не забывайте и про средний, а также задний план!

Не сильно увлекайтесь редактированием

Обработка снимков, сделанных современной цифровой камерой, так же необходима, как и проявка пленки или, например, печать снимков. Художник же не приносит на выставку или не выставляет на продажу недописанную картину. Известный фотограф Dave Hill в фотошопе проводит часы напролет.

Нынешние технологии называют цифровым негативом формат RAW, а проявкой – процесс конвертации. Снимайте в формате RAW, правьте яркость и контраст, корректируйте цвет в конвертере (Lightroom или Camera RAW, можно еще это делать в Capture One Pro). Но не увлекайтесь чрезмерной обработкой.

Фотограф: Сергей Филимонов.

Никакая, даже самая профессиональная «шлифовка» не сделает шедевром плохой снимок. Ядовитые и чересчур насыщенные цвета, переконтраст или полное отсутствие контраста вообще, неестественная фактура кожи у людей – такие снимки стали обыденным явлением, но не следствием высокого профессионализма и красоты.

И напоследок. Не следуйте за толпой, ищите свой индивидуальный стиль, стремитесь к гармонии цвета, которая наиболее живо передаст сюжет ваших съемочных задумок и творческих идей. постепенно обращаются в знания и мастерство профессионала.

Надеюсь, что статья была вам полезна. Оставляйте, пожалуйста, комментарии – для меня это очень важно. Чуть ниже я добавил видео, которое поможет вам закрепить прочитанный материал.