Эта статья предназначена для "чайников". В ней метод частотного разложения описан как можно более детально и подробно и предпринята попытка ответить на основные вопросы по этому поводу. Кроме того, в статью вставлены фишки и лайфхаки не только для ретуши фотографий в "Фотошопе", но и в общем для работы с программой.

Введение

Частотное разложение в "Фотошопе" вызывает много вопросов. И если еще два года назад информации по этому поводу было мало, то сейчас ответы в Сети, конечно, есть, однако все они даны обрывочно и не всегда понятно. Именно из-за этого новичкам разобраться в частотном разложении в "Фотошопе" сложно.

Туториалы от профессионалов в Интернете даны не просто так. Многие компании выставляют к вакансии ретушера требование знать, как сделать частотное разложение в "Фотошопе" хотя бы на минимальном уровне. Но даже фрилансерам техника придется кстати - увеличит и скорость, и качество работы.

Что это такое?

Частотное разложение - это разложение по частотам. Термин применяется не только в области обработки портретов, но и в математике, музыке и др. Для значит, что фотографию раскладывают на несколько слоев (частот), например, слой деталей и слой тона, каждый из которых редактируется отдельно от остальных.

Так как эта статья включается в уроки "Фотошопа" для начинающих, в ней будет уделено внимание как объяснению непосредственно принципов частотного разложения, так и мелочам, с которыми профессионалы давно знакомы.

История

Компьютерная графика и обработка основана на математических законах, хотя творцам порой до них нет никакого дела. Таким образом и частотное разложения пошло от разложения Фурье на частоты: вначале математический метод позаимствовали радиотехники, затем - музыканты и, наконец, ретушеры.

Уроки "Фотошопа" для начинающих редко вмещают эту информацию, и в математических формулах действительно нет нужны. Однако то, что собой представляют частоты, все-таки будет рассмотрено чуть дальше.

Зачем это нужно?

Ретушь по частотам применяется в случаях необходимости обработки аля натурэль. Другим словами, если конечный результат должен представлять собой естественную, а не глянцевую обработку. Также обработка нижеописанным способом гораздо более аккуратная и качественная и означает высшую степень мастерства.

Отличие от привычных способов обработки

Глянцевая ретушь фотографий в "Фотошопе" осуществляется при помощи масок и различных видов размытия. Это делает кожу на портрете слишком мыльной и "видно, что обработанной". Для определенных форматов такой результат является желаемым, но в случае с естественными портретами обработка не должна быть видна. Это осуществляется за счет отделения слоев друг от друга - ретушируя один из них, мы не затрагиваем остальные.

Только ли для портретов можно использовать?

Конечно, табу "использовать только для потретов" для этой техники нет. И хотя по этой, и по ряду других статей в Интернете, можно подумать, что именно для них она наиболее эффективна, это не так. Портреты составляют львиную долю рынка фотографий, и их ретушь всегда стоит на первом месте, однако частотное разложение универсально и прекрасно подходит для любых снимков, где присутствует необходимость править детали раздельно друг от друга.

На сколько частот раскладывать?

Есть два вида частотного разложения в "Фотошопе":

  1. Кожа раскладывается на две частоты - тон и детали. На первом слое кожа разглаживается, на втором убираются дефекты (морщинки, прыщики и т.п.).
  2. Разложение производится по трем частотам - высоким, средним и низким. Более подробно рассмотрим ниже.

Первые шаги

Вне зависимости от того, какой из методов решено использовать, предварительно нужно открыть фотографию в "Фотошопе" и сделать несколько копий ее слоев - количество зависит от метода. В первом случае создается две копии слоя, во втором - два.

Частотное разложение в "Фотошопе" на два слоя

Как уже было указано выше, в качестве первого слоя для этого метода берется тон кожи, в качестве второго - детали.

Значения размытия обычно варьируется в промежутке от 7 до 10 (число тем выше, чем больше изображение. В некоторых случаях может доходить до 15). Точное число подбирается ретушером самостоятельно - в завимости от размера фотографии и на глаз. Идеальное размытие - когда кожа разгладилась, но форма и основные детали по-прежнему читаются.

После этого следует перейти на второй слой. Его необходимо предварительно подготовить. Чтобы все детали "прорезались", используется фильтр "Цветовой Контраст". В "Фотошопе" англоязычном звучит как High Pass. Находится в меню Фильтр (Flter) - Другое (Other). Вообще в данной статье описывается частотное разложение в "Фотошопе" пошагово на русском, однако тем, кто использует программу на английском, также будет полезно.

Резкость "Цветового Контраста" можно настраивать таким же образом, как и "Размытие по Гауссу". Значение аналогичное - если для слоя "Тон" выбрано число 12, для "Деталей" оно будет равно 12 же. Результат от применения фильтра - серое рельефное изображение.

Второй этап

Для слоя "Детали" "Режим Наложения" меняется на "Линейный Свет". Если изображение получится слишком контрастным - следует перейти на вкладку Кривые и уменьшить контрастность. Альтернативный вариант: уменьшить контрастность "по старинке" путем уменьшения параметра "Контраст".

Само по себе частотное разложение уже сделано - остается только убрать дефекты при помощи точечной кисти. Это несложная, но кропотливая работа. Кисть рекомендуется брать небольшую с немного сплющенной формой (устаналивается в параметрах). Ей необходимо пройтись по всему изображению и убрать дефекты.

Внимание! Убирая мелкие прыщики и мимические морщины, следует оставлять те линии, которые делают фотографию анатомически правильной и влияют на схожесть на лица на портрете.

Замечания

Описана простейшая техника, но есть еще один вариант этой методики. Нижеописанным способом можно осуществить частотное разложение в "Фотошопе CS6" и выше.

При работе со слоем "Детали" вместо фильтра "Цветовой контраст" перейти на "Внешний канал" (вкладка Изображение), в параметрах из выбрать слой "Тон" (это не опечатка, выбирать действительно "Тон") и нажать Ок.

Режим Наложения затем также меняется на "Линейный Свет". Все следующие действия производятся в вышеописанном порядке.

Важно! Если "Размытие по Гауссу" получилось неравномерным, а большее значение параметра слишком "размыливает" детали, можно размыть второй раз неравномерные участки при помощи инструмента "Лассо". Он способен выделять необходимые части изображения, после чего размытие применяется только к выделенным участкам.

Разложение на три частоты

Частотное разложение на три слоя в "Фотошопе" производится по тем же правилам, что и на два. С другой стороны, трехслойное разложение ближе к своему предку - разложению Фурье, и при помощи него проще объяснить принцип самого разложения.

Так, за основу берутся верхние, средние и нижние частоты. В области ретуши в верхних частотах оказывается инфомация об общей форме, в средних - фактура поверхности, а также все дефекты и пятна, в нижних - информация о свете и переходах. После этого описания нетрудно сделать вывод, что слои "Тон" и "Детали" - не что иное, как верхние и нижние частоты.

Средние частоты в вышеописанном методе слились с высокими и редактировались самостоятельно, потому метод частотного разложения на три слоя куда правильнее и качественнее. Рассмотрим его.

Частотное разложение на три слоя поэтапно

Перед тем как осуществлять разложение, следует произвести предварительную Рекомендуется для этого создать одну копию слоя.

Интересно! Копию слоя можно создать щелчком мыши из нужного пункта контекстного меню или кликнув по соответствующей иконке внизу окошка слоев. Также это действие выполняется при помощи комбинации клавиш Ctrl+J. Комбинации клавиш имеют большое значение в работе "Фотошопа", они ускоряют ее и делают более комфортной. Конечно, поначалу комбинации не запомнятся и не будут использоваться на автомате, но перетерпеть переходной период запоминания, чтобы стать мастером, - это того стоит.

На новом слое при помощи точечной кисти удаляются дефекты. Это менее кропотливая работа, чем в прошлом пункте, поскольку нет необходимости удалять мелочи - в этом случае размер кисти берется больше и обрабатывается лишь то, что действительно сразу бросается в глаза и будет мешать последующей работе.

Далее создается три копии обработанного слоя. Называются соответственно "Высокие"(High), "Средние"(Middle) и "Низкие"(Low). Делается это, как уже было сказано ранее, для удобства. Начинать ретушь можно как с высоких частот, так и с низких, - нет никакой разницы.

В этой статье пойдем сверху вниз, то есть начнем с "Низких".

На слой "Низкие" накладывается "Размытие по Гауссу". В отличие от метода разложения на два слоя, параметр размытия может доходить до 30. Главное - подобрать число, при котором тон кожи будет равномерным.

Для слоя "Высокие" выбирается фильтр "Цветовой Контраст". Значение "Цветового Контраста" должно быть в три раза меньше "Размытия по Гауссу".

Лайфак: записывать значения параметров слоев в их названии. Если числа 30-10, их легко запомнить, но, работая с 12,7, лучше все-таки записать.

Слой "Низкие" будет содержать и блур (размытие) и контрастность. Значение блур равняется значению "Цветового Контраста" в слое "Высокие" (в рассматриваемом примере, 30), а значение контрастности значению размытие в "Низких" (10).

Для всех трех слоев создается группа. Разложение готово, можно приступать к редактированию.

Для чего нужны каждые из частот?

Слой "Средние" содержит все дефекты. Удалять его полностью нежелательно. Чтобы убрать неровности, необходимо создать маску (Alt+иконка маски в низу окошка слоев), а затем черной кистью провести по портрету в местах, где имеются неровности.

Таким же образом можно обработать слой "Высокие", чтобы повысить равномерность тона кожи. На этом же слое работают с цветовой гаммой - затемняют и тонируют необходимые участки, выравнивают цвета.

Возможности применения

Кроме студийных портретов, в которых требуется убрать пару прыщиков, перед ретушью методом частотного разложения в "Фотошопе" будут ставиться совсем другие цели. Так, оно может быть применено в таких случаях:

  1. Необходимо исправить топорную работу визажиста - проще говоря, переделать макияж. Также возможно нанесение мейк-апа с нуля. В последнем случае рекомендуется иметь при работе фотографию той же модели с любым другим макияжем для достоверности нанесения.
  2. Мягкое приглушение фактуры кожи - легкая и аккуратная ретушь, без вмешательства точечной кисти и "замыленного" блура.
  3. Побрить мужчину - требуется комбинация методов частотного разложения, при кропотливой работе получается неплохой результат.

Скорость работы

Несмотря на то что способ кажется простым, после того как само разложение выполнено, работа над всеми тремя слоями-частотами продолжает быть кропотливой. Опытный ретушер работает над такими "мелочами", как тени и блики, объем изображения. Частотное разложение - не способ в один клик преобразить фотографию, но, наоборот, техника ее глубинной проработки.

Тем не менее математическая база способа наводит на мысль о том, как его можно автоматизировать.

Программные способы

Для "Фотошопа" (и для "Гимпа", его "Линуксовского" брата, кстати, тоже) существуют специальные плагины, а также экшены. Все они не автоматизируют полностью ретушь фотографии (в конечном итоге, это все-таки творческий процесс), однако программно выполняют действия для создания необходимых слоев и их настроек. Это значительно упрощает частотное разложение в "Фотошопе".

Экшен (action - действие, операция) - это файл с расширением ANT, представляющий собой набор операций в "Фотошопе". Его даже можно назвать мини-программой. Уже имеющийся файл экшена открывается при помощи вкладки "Окно"-"Операции".

Экшен для частотного разложения при желании можно создать самостоятельно - вручную произвести все вышеперечисленные действия и перейти на все ту же вкладку "Операции", а далее нажать на пиктограмму создания новой операции. Для удобства также рекомендуется создать несколько экшенов для создания отдельно первого, второго и третьего слоев.

Экшены для скачивания доступны на интернет-ресурсах, однако рекомендуется все же создавать их самостоятельно - сперва опробовать частотное разложение вручную, затем понять, как им пользоваться, и затем автоматизировать этот процесс для последующего применения. Кроме того, скачивание из Интернета всегда предполагает возможность загрузки вируса. Так что лучше перестраховаться.

Как любые программы, экшены доступны для редактирования, а редактировать то, что было написано кем-то другим, - сложнее. К тому, что каждый автор делает операцию, прежде всего, "под себя", и только затем в порыве щедрости выкладывает в Интернет на всеобщее обозрение.

Выводы

Вообще, частотное разложение - очень мощный инструмент. Первый метод, при котором процесс производится в два слоя, больше приближен к обычной ретуши и лишь немного приоткрывает завесу использования разложения. Второй же, представляя собой модифицированную математическую операцию, дает огромный простор для творчества. В статье были описаны минимальные возможности использования, поскольку ее цель - рассказать о самом разложении, что оно собой представляет и как его сделать. А углубившись в тему чуть больше, можно найти куда больше "фишек".

Напоследок также стоит сказать, что одно владение частотным разложением не сделает никого гениальным ретушером. Как любой инструмент, он имеет силу лишь в опытных руках. Так, нужно видеть конечный результат еще до того, как сделан первый шаг, замечать мелочи и только затем выбирать, при помощи какого инструмента их лучше всего исправить.

Приветствую всех посетителей блога! Сегодня на повестке дня – разложение картинки на три полосы частот довольно часто применяемое в повседневной практике обработки изображений. Тему я начал рассказом о двух полосах, однако сегодня обещаю больше драйва. Да, я «запилил» по этому поводу небольшой видос, думаю так будет более понятно.

Создание частотного разложения на три полосы

И так приступим. Для начала я создал пару слоев выше фонового для того чтобы имитировать обычный процесс ретуши. Согласитесь, далеко не всегда бывает так что мы начинаем «частотно разлагать» с фонового слоя.

Затем запустил процесс записи операции используя одноименную панель, познакомится с таким процессом можно по этой . По ходу работы создал стек из слоев для низкой, средней и высокой частоты используя команду дублирования слоев из одноимённого меню фотошопа.

При помощи очистил низкочастотный слой от «ненужных» элементов. Затем применив «Цветовой контраст», один из примеров его использования описан , но уже с другими настройками «очистил» слой высокочастотный. Осталось поработать со средними частотами.

Применение команды Внешний канал (Apply Image)

Используя команду Внешний канал вычел из средних частот верхние и нижние. Затем накинул на этот канал маску слоя. Ниже добавил слой в режиме наложения «Мягкий свет», о основных режимах наложения применяемых при редактировании фото читайте , для применения на нем техники D&B при корректировании основных объемов изображения.

На этом собственно все готовую операцию если лень видео смотреть и записывать можно скачать по этой ссылке , пирожок слоёв ей создаваемый перед вами

На этом сегодня все, надеюсь эта техника найдет применение в вашей практике обработки фото.

Наверяка вам уже известно, что в ретуши фотографий самой что ни на есть «черной магией» является то, как достичь невероятно гладкой кожи, при этом не теряя резкости ее текстуры, а также текстуры одежды. В Photoshop существуют фильтры для размытия и повышения резкости, но оба эти процесса несколько противоречивы.


В этом уроке я покажу вам, как я произвожу ретушь фотографии от начала до конца, используя метод, который позволяет выборочно обрабатывать не только различные области изображения, но и различные уровни детализации. Метод частотного разложения заключается в создании сильно детализированного слоя (высокая пространственная частота) и слоя с низкой детализацией из фотографии-исходника - этот метод впервые изложил в доступной форме Шон Бейкер , фотограф и ретушер из штата Мэриленд. Эта техника позволяет сгладить грубые участки и обработать области с хорошей детализацией независимо друг от друга, а также вам станут доступны высококачественные и недеструктивные методы обработки, при помощи которых можно сделать фотографию более резкой.

Ben Secret.


1. Откройте в Photoshop фотографию, которую хотите отретушировать. Первым делом убедитесь, что вы работаете в 16 -битном режиме. Далее создайте 2 копии исходной фотографии, выбрав ее на панели слоев и дважды нажав Ctrl+J . Назовите нижний слой «low frequency » (низкая частота, мы будем использовать этот слой в качестве цветности и тона кожи), а верхний - «high frequency » (высокая частота – это слой будет использоваться в качестве текстуры). Самый нижний слой с исходной фотографией (по умолчанию он называется «Background » (Фон) не трогайте, возможно, он понадобится вам в дальнейшем.


2. Перейдите на слой «low frequency ». Чтобы применить к вашей фотографии метод частотного разложения, сперва следует удалить все детали с этого слоя. Для этого применим к этому слою фильтр Gaussian Blur (Размытие по Гауссу), выбрав через меню (Фильтр - Размытие - Размытие по Гауссу). Значение радиуса определяется точкой пересечения высоко детализированного и размытого слоя, т.е. значение радиуса нужно подобрать таким образом, чтобы такие четкие детали как, к примеру, поры кожи и ресницы, стали размытыми. Подберите нужный размер радиуса размытия для вашей фотографии.


3. Теперь перейдите на слой «high frequency » и выберите (Изображение - Внешний канал). Для параметра Layer (Слой) выберите ваш слой «Low frequency », Blending (Наложение) = Add («Добавление») (не Linear Dodge Add!), Scale (Масштаб) = 2 , Offset (Сдвиг) = 0 , поставьте галочку у параметра Invert (Инвертировать) и нажмите Оk . Если вы все сделали правильно, у вас должен получиться слабо детализированный слой. Измените режим наложения () этого слоя на (Линейный свет).


4. Итак, ваше изображение восстановлено без потери качества. Перейдите на слой «low frequency » и примените к нему фильтр Surface Blur (Размытие по поверхности) ( (Фильтр - Размытие - Размытие по поверхности)). Это делается для того, чтобы сделать переходы между затемненными и осветленными участками кожи более плавным, без «размазывания » границ этих областей. Автор использует следующие настройки фильтра:

Radius (Радиус): 11 ;

Threshold (Изогелия): 10 ;


5. Поскольку слой с «высокой частотой » аккуратно отделен от остальных слоев и напрямую не затрагивает исходный слой с вашей фотографией, размытие и дорисовка изображения становятся не-деструктивными. Из-за яркого света на лице девушки имеются слишком грубые тени. Находясь на слое «low frequency », при помощи инструмента (Инструмент «Пипетка» / Клавиша «I») - для определения цвета, и инструмента () с мягкими краями (параметр Flow (Нажим) установите на 1% ) аккуратно сгладьте контуры тени на лице девушки.


6. Перейдите на слой «high frequency » и отретушируйте кожу девушки, убрав пятна, морщины и растрепанные волосы. Один из любимых инструментов автора - (Инструмент «Точечная восстанавливающая кисть» / Клавиша «J»). Без «низких частот » этот инструмент становится еще более эффективным, позволяя вам удалить ненужные детали, не создавая при этом цветных пятен, не соответствующих цветовой гамме текущей области ретуширования.


7. При помощи этой техники также можно очень качественно повысить резкость изображения. Перейдите на слой «high frequency » и продублируйте его, нажав Ctrl+J . Перейдите на копию этого слоя («high frequency copy ») и добавьте этому слою (клавиша «Q»). Вернитесь на слой «high frequency », выделите его (Ctrl+A) и скопируйте (Ctrl+C), затем перейдите на маску слоя «high frequency copy » и вставьте (Ctrl+V) скопированное изображение. Чтобы перейти на маску слоя, нажмите Alt и кликните по иконке маски. После этого инвертируйте изображение на маске слоя, нажав Ctrl+I .


8. Далее применим технику осветления/затемнения (Dodge/Burn), чтобы сделать осветленные и затемненные участки более ярко выраженными. Для этого выберите (Слои - Новый - Слой / Shift+Ctrl+N). Измените режим наложения на (Перекрытие) и поставьте галочку у пункта «Fill with Overlay - neutral color (50% gray) » (Выполнить заливку нейтральным цветом режима «Перекрытие» (серым 50%)), чтобы залить новый слой 50% -ным серым цветом, ведь прорисовывать света и тени мы будем именно на нем.



Дополнительно рекомендую прочитать статью Алексея Шадрина «Управление визуальным объемом фотографических изображений» . В практических рекомендациях есть ошибки, но замечательно описана теория.

UPD (апрель 2014):
Если данная статья покажется вам не удачной и/или не очень подробной, или вы просто предпочитаете «посмотреть», а не «почитать», предлагаю ознакомиться с постом . В нем представлен конспект одноименного онлайн мастер-класса и видеозапись МК (общей продолжительностью 5 часов 13 минут), нарезанная на части соответствующие разделам конспекта.

Все было придумано до нас.

Это небольшое вступление с краткой предысторией вопроса. Просто для общего развития. Если вам интересно толко непосредственное описание методики, можете сразу перейти к следующему разделу.

Все началось в 1822 году, когда французкий математик и физик Жан Батист Жозеф Фурье опубликовал свою работу «Аналитическая теория тепла», в которой для расчетов использовал представление функций тригонометрическими рядами. Разложение Фурье оказалось очень удобным и гибким инструментом. В 19 веке эти идеи активно развивались математиками, а в 20 были взяты на вооружение радиотехниками. Прямое (позволяющее разложить сигнал в частотный спектр) и обратное (позволяющее востановить сигнал из его часттного спектра) преобразования Фурье стали краеугольным камнем обработки сигналов.

Цифровая техника породила необходимость цифровой обработки сигналов, а компьютеры предоставили для этого широчайшие возможности. И здесь активно используется преобразование Фурье. На нем построены многие алгоритмы сжатия информации (в том числе JPG и MPEG), системы шумоподавления и многое другое. Естественно, такая обработка не обошла стороной и цифровые изображения. Этот метод давно известен в среде професссиональных ретушеров и на западе его название крутится вокруг слова «вейвлет» (wavelet). Хотя реально в его основе лежит более простое преобразование Фурье, поэтому я называю это частотным разложением.

В массы данная методика продвинулась не сильно. Сомневаюсь, что здесь наличествует «заговор профессионалов», скрывающих от публики «секретные приемы». Скорее всего, специалистам было просто лень писать статьи, а «широким массам» вполне хватало портретуры (как созвучно с политурой, и результаты схожие). Лично я «открыл Америку через форточку», когда полтора года назад разбирался с режимами наложения и нашел статью Александра Миловского «Муар нам только снится» . Разобрался с частотным разложением самостоятельно и только потом узнал, что его давно и плотно используют многие специалисты. Ничего удивительного — все было придумано до нас.

Фурье туда-обратно или аналогия со звуком.

Людям, не знакомым с обработкой сигналов, проще всего будет понять смысл данного метода по аналогии с обработкой звука, которая происходит практически во всех современных системах воспроизведения. Я сичтаю, что разумнее один раз понять принцип, чем много раз переписывать из книжек «чудо-значения» непонятных настроек. Но, если вы уже знакомы с обработкой сигналов или вам просто не интересно в этом разбираться, переходите к следующему разделу.

«Фурье туда-обратно» — это жаргонное студенческое название стандартного метода обработки сигналов: прямое преобразование Фурье раскладывает входной сигнал (например, на входе в усилитель) в спектр - полученный спектр изменяется в соответствии с характеристикой прибора (например, усиливаются низкие частоты) - обратное преобразование Фурье позволяет получить из нового спектра выходной сигнал (в нашем примере басы будут звучать громче). Прелесть такого метода в том, что можно изменять разные частоты по отдельности, не зависимо друг от друга. Самое простое изменение — усиление или ослабление. Те, кто застал старую технику, помнят на усилителях ручки «НЧ» и «ВЧ». Это и есть усилители низкой и высокой частоты. Эти регулировки не затрагивали средние частоты, но позволяли отдельно усилить или ослабить низкие и высокие. В современной технике спектр делится на большее количество частотных полос. Раздельное управление каждой из них обеспечивает эквалайзер. Проигрыватель iTunes, например, имеет десятиполосный эквалайзер.

Но нам не нужно такого детального разделения. Давайте вернемся к трем полосам и разберемся, какой вклад вносят в мелодию лежащие в них звуки.

Низкие частоты, они же басы. Они задают общий ритм, или, можно сказать, общую форму мелодии. В этом легко убедиться полностью отключив все колонки и послушав только сабвуфер. Вы сразу уловите основной ритм, хотя можете даже не понять, что это за песня. Таким образом:
Низкие частоты несут информацию об общей форме.

В средних частотах лежит голос человека и основные звуки большинства музыкальных инструментов. Это основная, наиболее информативная и детализированная часть звука. Мобильные телефоны воспроизводят только средние частоты, что совсем не мешает нам слушать собеседника или наслаждаться (а чаще совсем наоборот) всевозможными рингтонами. Другими словами:
В средних частотах находится основная детализация.

В высоких частотах находятся наиболее резкие звуки (например, звук тарелок барабанной установки). Там же находится часть высоких гармоник остальных инструментов. С отключением высоких частот звук становится более сглаженным, лишается резкости. То есть:

А теперь давайте отбросим предварительные объяснения, оставим только краткие выводы и представим что речь идет об изображении. С точки зрения математики и обработки сигнала разницы между звуком и изображением практически нет: звук — это одномерный (зависимость акустического давления или напряжения на клемах усилителя от времени) непериодический сигнал, а картинка — это двумерный (зависимость яркости от горизонтальной и вертикальной координаты) непериодический сигнал. Для RGB изображения таких сигалов будет сразу три: яркость в каналах Red, Green и Blue. Итак, в изображении:

Низкие частоты несут информацию об общей форме.
В средних частотах находится основная детализация.
Высокие частоты добавляют резкость.

Если мы сможем разнести разные частоты изображения на различные слои, то получим следующее.
На первом слое (НЧ) — самые крупные детали, общее распределение яркости и цвета, то есть форму объекта.
На втором слое (СЧ) — средняя и мелкая детализация, которая скрывается за выражением «локальный контраст» и для снятых крупным планом объектов является фактурой поверхности.
На третьем слое (ВЧ) — сверх-мелкую детализацию, про которую часто говорят «микроконтраст» и которая отвечает за резкость.

Надо сразу заметить, что граничные переходы являются сверх-мелкими деталями, даже если это границы достаточно крупных элементов изображения. Кстати, если вы еще не догадались, классическое повышение резкости фильтром Unsharp Mask — это просто сильное усиление верхних частот, а повышение резкости методом HiRaLoAm (High Radius Low Amount) — это слабое усиление средних и верхних частот.

Как это сделать в графическом редакторе.

«На полном автомате» это можно реализовать с помощью плагинов. Для GIMP"а существует Wavelet decompose , для пользователей ImageMagick есть достаточно подробное описание (с кодом) , работающие в Photosop могут использовать 2D Fast Fourier Transform plugin for Adobe Photoshop или поискать в интернете по словам «wavelet» или «FFT». Я не люблю плагины (тому есть свои причины, но это выходит за рамки данной статьи), поэтому мы все проделаем стандартными средствами Photoshop .

Возьмем самый простой случай, разделение на две составляющие. Задача распадается на две: во-первых, разделить картинку на частотные составляющие; во-вторых, сложить эти частотные составляющие обратно в картинку. Для решения первой нам потребуются фильтры нижних и верхних частот. Фильтр НЧ оставляет только частоты ниже определенной. Естественно, частоты не обрезаются резко. Просто начиная с какого-то значения они плавно ослабляются. Фильтр верхних частот по такому же принципу оставляет только частоты выше определенной. Эти фильтра должны взаимно дополнять друг друга. То есть, после ВЧ-фильтрации мы должны увидеть разницу между исходной картинкой и ее НЧ-составляющей. В противном случае мы не сможем сложить изображение обратно.

Фильтром нижних частот в фотошопе является Gaussian Blur. Чем больший радиус мы задаем, тем ниже частоты, которые он оставляет. Дополнительным к нему фильтром верхних частот является High Pass (кстати, английский термин high-pass filter так и переводится «фильтр верхних частот»). Таким образом, после применения к копии исходной картинки Gaussian Blur мы получим ее низкочастотную составляющую. А после применения к копии исходной картинки High Pass с тем же значением Radius — высокочастотную, то есть разницу между исходной картинкой и ее размытой копией. Эта разница равна отклонению яркости от средне-серого (тон 128).

Из каких соображений выбирается Radius. Рассказывать про картинку в терминах «частоты» не очень удобно, поэтому перейдем к терминам «размеры». Понижение частоты соответствует увеличению длины волны, а для картинки это означает увеличение размера элементов. Чем больше значение Radius, тем больший размер должен иметь элемент изображения чтобы остаться на размытой копии, тем больше деталей будет исчезать с нее, оставляя только «чистую» форму объекта. Таким образом, при использовании Gaussian Blur мы заинтересованы в как можно большем значении Radius.

С другой стороны, чем больше значение Radius, тем больший размер могут иметь элементы пропущенные фильтром High Pass, тем больше информации о форме пройдет в слой на котором мы собирались оставить только детализацию. Таким образом, при использовании High Pass мы заинтересованы в как можно меньшем значении Radius. Поскольку по условиям задачи это значение для Gaussian Blur и High Pass должно быть одинаковым, исходя из конкретной картинки и стоящей задачи выбирается некий компромисный вариант.

Всю работу можно производить в одном файле, а фильтры применять к копиям слоя с исходным изображением. Чтобы облегчить подбор значения Radius, я предварительно преобразовываю эти копии в смарт-объекты (Convert to Smart Objects). Таким образом фильтры применяются к ним как смарт-фильтры и допускают изменение настроек в любой момент. На иллюстрации приведен внешний вид фотографии и палитры Layers для исходной картинки, ее НЧ-составляющей (слой Low) и ВЧ-составляющей (слой High). Значение параметра Radius для обоих фильтров равно 10.

Теперь вторая половина задачи: сложить полученные НЧ и ВЧ составляющие в единую картинку. Для этого надо яркость каждой точки размытой копии (НЧ-составляющей) изменить ровно настолько, насколько яркость ВЧ-составляющей отличается от средней (тон 128). Мы могли бы воспользоваться режимом наложения Linear Light, но его алгоритм немного другой: яркость каждой точки нижнего слоя изменяется на величину в два раза большую, чем отличие яркости верхнего слоя от средней (тон 128). Выражаясь математически: R = S + 2(C — 128), где S — исходная яркость, C — накладываемая яркость, R — результирующая яркость. Чтобы скомпенсировать заложенное в Linear Light двухкратное усиление надо перед сложением в два раза понизить контраст ВЧ-слоя, оставив неизменной среднюю яркость. Это можно сделать создав поверх него корректирующий слой кривых, в котором черная точка сдвинута вверх до значения 64, а белая вниз до значения 192.

Теперь корректирующий и ВЧ слои можно объеденить в группу и присвоить этой группе режим наложения Linear Light. Готово, перед вами исходная картинка. Если вы хотите минимизировать суммарную ошибку округления (это имеет смысл при разложении на большее количество составляющих), работайте в 16-битном режиме. Но при разложении на две составляющие она настолько мала, что 8-битные исходники можно не переводить в 16 бит.

Несколько дополнительных замечаний. Они не влияют на описанный выше алгоритм, поэтому, если вам не хочется перегружать мозг, можете смело переходит к следующему разделу.

Замечание первое. Александр Миловский предложил для понижения контраста ВЧ-слоя использовать Brightness/Contrast с установкой Contrast=-50%. Если вы решите поступить так же, не забудте поставить галочку Use Legacy. Со времени написания статьи алгоритм работы Brightness/Contrast был изменен и эта галочка заставляет его работать по старому алгоритму. Наглядно это можно увидеть на иллюстрациях к .

Замечание второе. На форуме сайта www.modelmayhem.com есть пост с милым названием «HighPass курит взатяг (+решение)» , в которой утверждается, что High Pass дает не аккуратный результат и предлагается следующая методика:

1. cделать две копии слоя с исходным изображением
2. применить к нижней Gaussian Blur с желаемым радиусом
3. к верхнему слою применить команду Apply Image, выбрав в качестве накладываемого изображения размытый слой, режим наложения — Subtract, в поле Offset ввести 128, в поле Scale ввести 2.
4. наслаждаться результатом, который «не курит взатяг».

Да простит меня автор этого сообщения, но я это считаю бредом. Описанная методика с коэффициентом Scale 1 полностью повторяет алгоритм действия фильтра HighPass, а коэффициент Scale 2 просто в два раза снижает контраст (мы это делали кривыми). Таким образом шаманские танцы с бубном лишаются всякого смысла. Я попробовал разложить и сложить картинку разными методами и получил совершенно одинаковые результаты. Кроме того, сразу сниженный контраст ВЧ-слоя подпортит нам жизнь во время ретуши. То же самое относится и ко второму предложенному автором алгоритму. Желающих поспорить прошу в коменты.

Замечание третье. Иногда вместо кривых для компенсации вносимого Linear Light усиления предлагают уменьшить непрозрачность ВЧ-слоя до 50%. В частных случаях такая замена может быть равнозначна, но в общем — нет. В областях светлых деталей на светлом фоне (или темных деталей на темном фоне) после неослабленного Linear Light наложения может начаться постеризация и уменьшение непрозрачности от нее не спасет.

Зачем было городить огород?

Ответ на этот вопрос очевиден: если мы разложили изображение на составляющие, то теперь можем править каждую из них по отдельности.

Для ретуши формы удобнее всего применять штамп с уменьшеной непрозрачностью. Это позволяет плавно сгладить свето-теневой рисунок. Но при ретуши лица нас удерживает от этого фактура кожи: она начинает замыливаться и лицо превращается в латексную маску. Частотное разложение решило эту проблему. На НЧ-слое осталась только форма, вся фактура кожи ушла на ВЧ-слой. Поэтому можно совершенно спокойно работать полупрозрачным штампом, кисточкой и даже пальцем (Smudge Tool). Можно сгладить форму. Таким образом легко убрать неравномерность макияжа, огрехи постановки света, уменьшить глубину морщин, убрать воспаление (на иллюстрации я убрал покраснение с царапины на лбу, сохранив ее). На отдельных участках можно не просто сгладить, но и перерисовать свето-теневой рисунок (так убираются мешки под глазами). Пальцем можно протянуть, плавно удлиннить уже имеющиеся тени.

Я делал ретушь на новом прозрачном слое, включив для штампа режим Sample: Current & Below. На картинке ниже зеленым цветом отмечены отредактированные на НЧ-слое области (это специально сделанное превью, при ретуши такой картинки не будет). Далее приведен внешний вид слоя ретуши на прозрачном и белом фоне.

С ретушью текстуры неплохо справляется Healing Brush, но при работе по цельному изображению у нее не очень хорошо получается согласовать яркости исходной и ретушируемой областей. В результате на изображении остаются неприятные пятна. При работе по ВЧ-слою эта проблема снимается. Обратите внимание на большой старый шрам на лбу справа. Я брал образцы для ретуши как слева (где лоб прилично светлее), так и справа (где лоб намного темнее) от него. Но все отличия по яркости и цвету остались на нижнем НЧ-слое, поэтому условия работы для Healing Brush были просто тепличными.

Как и в предыдущем случае ретушь делалась на новом пустом слое с настройкой инструмента Sample: Current & Below. Перед ретушью надо переключить ВЧ-группу в режим наложения Normal (или Pass Trough) и отключить слой кривых понижающий контраст. Более контрастная картинка позволяет легче ориентироваться и работать более аккуратно. На картинке ниже зеленым цветом отмечены отредактированные на ВЧ-слое области. Далее приведен внешний вид слоя ретуши на прозрачном и белом фоне.

Так как это техническая иллюстрация, «глянцевое» вылизывание не производилось (я вообще не сторонник полировки всех лиц под одну обложку). В качестве образца поправлены несколько характерных дефектов. Чтобы разглядеть все тонкости надо смотреть полноразмерный файл. Для тех кто не может (или не хочет) качать большой psd ниже приведены уменьшенные в два с половиной раза картинки «До-После». Если разница не заметна, можно сдернуть их к себе на компьютер, наложить двумя слоями друг на друга и помигать.

UPD: Для тех, кто в танке. Мне все равно сколько на ваш взгляд прыщиков я не дочистил. Это демонстрация методики. Кто хочет вместо обучения любоваться чужими результатами, может поискать себе другие статьи.

В самых критических случаях можно просто пересадить кожу с одного лица на другое. Мне однажды пришлось ретушировать фотографию девушки у которой большая прядь волос разметалась по всему лицу. Задача была простая: все волосы с лица убрать, сделать как живую. После вытирания волос лицо превратилось в латексную маску (практически чистая НЧ-составляющая). Выручила пара ее же фотографий с похожим ракурсом. С «доноров» взята ВЧ-составляющая и несколькими лоскутами пересажена на обрабатываемый снимок. При этой операции не обязательно использовать фото одной и той же модели (я взял эти фото просто потому что они были под рукой). Можно пересаживать кожу с любого лица на любое.

Разложение на большее количество составляющих.

Нет смысла соревноваться с шумодавами (а некоторые из них работают именно по такому принципу) и раскладывать картинку на очень большое количество составляющих. Но в некоторых случаях разложить картинку на три составляющие представляется разумным.

Разложение на три составляющих может пригодиться при борьбе с дефектами однородного размера. Например, с веснушками. На НЧ-слое для фильтра Gaussian Blur надо выставить минимальное значение параметра Radius при котором веснушки уже исчезают. На ВЧ-слое для фильтра High Pass надо выставить максимальное значение параметра Radius при котором веснушки еще не появляются.

Средне-частотный слой располагается посередине. Это копия исходного изображения к которой применены фильтр High Pass со значением радиуса как у Gaussian Blur НЧ-слоя, а потом Gaussian Blur со значением радиуса как у High Pass ВЧ-слоя. Потом к нему применяется корректирующий слой кривых понижающий контраст и всей группе присваивается режим наложения Linear Light. Финальная структура слоев изображена на рисунке внизу.

Таким образом веснушки остаются на среднем слое и легко ретушируются. В областях где они расположены очень кучно может потребоваться так же небольшая коррекция НЧ-слоя.

Упрощенный метод применения.

В его основе лежит вычитание и он подойдет только для сглаживания формы лица («убийства объема»).

К копии исходного изображения примените Gaussian Blur с таким значением Radius, чтобы с картинки ушла вся интересная для вас детализация. После этого примените High Pass с таким значением Radius, чтобы на картинке сохранились только те элементы, объем которых вы считаете излишним (мешки под глазами, скулы, глубокие морщины, складки кожи и т.п.). Инвертируйте результат (если вы работает со смарт-объектом, инвертируйте картинку внутри него) и поменяйте режим наложения на Linear Light (в этом случае даже нет необходимости применять понижающие контраст кривые). Замаскируйте весь слой (Add Layer Mask \ Hide All) и полупрозрачной мягкой кистью белым цветом прорисуйте по маске те участки, которые хотите сгладить.

Ориентиры и перспективные направления.

Я не люблю приводить конкретные настройки инструментов, так как каждая картинка требует своих значений. Но в качестве общего ориентира могу дать вам примерные значения Radius при которых на ВЧ-слой уходят соответствующие элементы (для грудного портрета 12-25 мегапикселей).

Radius 1-2 — мелкая фактура кожи
Radius 4-5 — полная фактура кожи за исключением глубоких морщин и подобных дефектов
Radius 10-12 — полная фактура кожи с крупными дефектами
Radius 25-30 — практически все локальные блики и тени (мешки под глазами, носогубные складки, второй и прочие подбородки и т.п.)

Кроме явных и неоднократно описанных идей (например, возможность изменить глобальный контраст, сохраняя локальный), я вижу еще несколько путей развития данного метода обработки. Я сам навряд ли смогу заняться этим в ближайшее время, если хотите, можете поэкспериментировать в этом направлении самостоятельно. Будет интересно узнать результаты

1. Макияж. Частотное разложение позволяет легко бороться с огрехами работы визажиста. Но крайний случай такого дефекта — это полное отсутствие макияжа. Можно попробовать наложить его, работая по НЧ-составляющей. Возможно, что придется как-то дорабатывать и ВЧ. Конкретные методы лучше разрабатывать имея в качестве образца фото с макияжем (желательно при том же свете, в том же ракурсе и с той же моделью).

2. Быстрое и мягкое приглушение фактуры кожи при сохранении остальных деталей без махания кисточкой по маске. Работая на ВЧ-слое использовать содержащие мало фактуры кожи, но достаточно много остальных деталей, красный (RGB) и черный (CMYK) каналы для смешивания и наложения внутри ВЧ-группы.

3. Побрить мужчину. Не надо большого ума, чтобы пересадить кожу с бритого подбородка. А вот аккуратно «сбрить» одно-двух дневную щетину не прибегая к помощи «доноров» задача интересная. Возможные варианты решения — комбинация двух предыдущих примеров.

В конце хочу напомнить. Данная методика— это не способ ретуши кожи и даже не прием портретной ретуши. Она универсальна и подходит для любых изображений, когда вам необходимо рездельно править детали различных размеров.

Ложка пиара в бочке знаний.

Профессиональные цветокорректоры и люди легко впадающие в брюзжание могут смело пропустить этот раздел.

Желающие посетить очные занятия по цветокоррекции и обработке изображений могут познакомиться с программами и списком ближайших мероприятий в . Там же вы найдете ссылки на другие мои статьи.

Без предварительного согласования с автором разрешается перепечатка и размещение этого материала на любых ресурсах с бесплатным доступом при условии полного сохранения текста (в том числе и этого раздела), ссылок и иллюстраций, указания авторства и ссылки на первую публикацию.

Для коммерческого использования или перепечатки с внесением изменений необходимо согласование с автором. Связаться со мной можно по электронной почте сайт

При обработке портрета часто возникает вопрос о том, как сохранить текстуру кожи, избавившись от всех неровностей и изъянов. Существует фильтр для Фотошопа Portraiture, который делает кожу пластиковой. Это не правильно. Сколько бы ни говорилось о том, что использовать его нужно умеренно, и дозировано, результат его применения оставляет желать лучшего. Мы сейчас поговорим о том, как достигнуть хорошего результата. Это способ не для ленивых.

Частотное разложение - это метод ретуши, который известен уже давно. Он сложен в освоении, но в дальнейшем его достаточно легко применять на практике. Все действия по разложению можно записать в экшен, и тогда процесс обработки максимально автоматизируется и упрощается. Данная статья пошагово опишет весь процесс разложения по слоям.


На фотографиях уже убраны все прыщики и некоторые изъяны кожи инструментами Healing Brush Tool и Path Tool. Лишние пятна убираются прорисовкой светотеневого рисунка. Изображение после первоначальной коррекции стало немного лучше, но с фактурой кожи еще нужно поработать.

Приступим. Создаем копию фона и отправляемся в меню Filter-Other-High Pass. Под действием фильтра слой становится серым. Настройки устанавливаем на значение 6 рх. Значение можно изменять в диапазоне 2 - 11 рх. Выбор настроек зависит от того. насколько фактура кожи крупная. При съемке потерта крупным планом, значение нужно устанавливать от 9 до 11 px. Если модель сфотографирована по пояс или во весь рост, то на снимке фактура кожи будет мелкой. В таком случае нужно устанавливать значение 2-4 рх. В данном методе очень важно правильно выбрать значение фильтра. Слишком маленькое значение не передаст фактуру кожи должным образом, а слишком большое - сделает её грубой.

Определившись с настройками, нажимаем Ок и переименовываем слой в High Pass. Теперь, для удобства, создадим группу (Ctrl+G), поместим туда обработанный слой и назовем группу - "Texture"
Теперь меняем режим наложения всей группы на Linear light.

Картинка сразу стала цветной, но детализация слишком высокая. Сейчас займемся исправлением этого.

Мышкой выделяем слой High Pass, который находится в группе, и над ним создаем корректирующий слой Curves.

В настройках уменьшаем крутизну кривой как на скриншоте. Теперь можно закрыть это окошко.

Теперь делаем копию фонового слоя еще раз. Применяем к нему Filter-Blur-Gaussian Blur и в настройках устанавливаем значение 6 рх. Очень важно то, что значения в применяемом ранее фильтре High Pass и в Gaussian Blur настройки радиуса должны совпадать. Применяем фильтр и изменяем название слоя на "Blur".

Этот слой тоже помещаем в новую группу, которую назовем "Spot"(пятна).

Теперь видно, что картинка приобрела изначальный вид. Если отключить все созданные слои, то видно, что никакой разницы нет. (Слои можно быстро отключить, зажав Alt+ клик по глазику. Это действие отключит все слои, которые находятся выше.) Смысл всех этих манипуляций в том, что в верхней группе у нас получилась текстура изображения, а в нижней группе можно рисовать, размывать и корректировать основу. Все действия в нижней группе не затронут текстуру.

Теперь, для того, чтобы нас не отвлекала текстура, отключим её. Перейдем в нижнюю группу. Мы видим пятна и неровности. Создаем копию слоя Blur и применяем Gaussian Blur. В этот раз размытие определяем на глаз. Размываем до тех пор, пока не исчезнут мелкие и средние пятна. Крупные пятна размером с нос или глас пока не трогаем. Размытие чаще всего выполняется со значением от 10 до 25 px.

Создаем для этого слоя маску и заливаем её черным цветом.

Белой кистью прорисовываем лицо, не трогая глаза, губы, ноздри и прочие контрастные участки. Чем больше будет применено размытие, тем дальше нужно держаться от границ, контрастных цветов. В противном случае они поплывут.

Выбираем кисть и устанавливаем параметры Opasity и Flow равными 10%. Желательно, чтобы эти параметры были равны, так как при этом кисть работает более корректно. Пипеткой берем образец цвета из участка, который больше всего нравится. Кистью закрашиваем пятно в участке, которые не нравится. Этим приёмом можно убирать блики от вспышки или круги под глазами. При рисовании очень важно следить за ем. чтобы участки, которые подвергаются зарисовке не стали плоскими. Для качественной ретуши стоит иметь хоть какое-то художественное образование. Также не помешает походить на курсы визажистов.

Прорисовав все проблемные участки в группе " Spot ", мы переходим к работе в группе "Texture". Включив группу с текстурой, видим что текстура сохранена, а кожа выровнялась.

При всём пи этом отчетливо видно, что текстура в местах бывшего блика от вспышки и там, где были круги под глазами, стала слишком грубой.

Создаем копию слоя High Pass и берем Healing Brush Tool. В настройках кисти лучше сделать её овальной. Это позволит сделать воздействие кисти не таким заметным. Жесткость кисти ставим около 90%. В настройках кисти ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно поставить Current Layer. Далее работаем кистью в обычном режиме. При помощи Alt берем нормальный участок и прорабатываем "больной". Если после работы кистью границы остались слишком резкими, то нужно наложить белую маску, и черной кистью с небольшой прозрачностью подтереть нужные места.

Если есть места со слабовыраженной текстурой, то нужно зайти на корректирующий слой Curves 1 и на маске слоя черной кистью с Opasity и Flow равными 20% прорисовать места со слабой текстурой. Текстура кожи в этих местах будет усилена.

В конце обработки нужно уменьшить прозрачность слоя "Blur copy" до 70 - 80%. Значение 100% делает кожу слишком совершенной. Такого не бывает.

В статье описан только один этап обработки портрета. На снимках ниже показаны четыре варианта обработки: 1 - конвертация из RAW без изменений; 2 - следствие первичной обработки в RAW-конверторе, и прорисовки светотени; 3 - результат частотного разложения; 4 - финальный результат с проработкой цвета и контраста.

Посмотрим еще на несколько портретов, которые были обработаны методом частотного разложения.





На основе материалов с сайта: