Среди фотографов распространено выражение «купи хороший объектив, а на сдачу возьми фотоаппарат», несомненно, так и есть. Стоимость качественной профессиональной оптики в разы превышает цены на многие зеркальные фотоаппараты. Фотографы работают в режиме постоянного движения, подбирают ракурс, взбираются на возвышенности ради удачного снимка. Иногда случается непоправимое – фотоаппарат выскальзывает из рук, падает на камни или асфальт и порой недостаточно прочного корпуса для сохранности оптики. На этот случай следует обзавестись защитным фильтром, который защитит от брызг у моря, от дождя или пыльного ветра. Помимо защитной функции производители предлагают светофильтры со специальными эффектами. Но не всегда приобретение светофильтра дает ожидаемый результат. Чтобы избежать проблем после покупки фильтра рекомендуем внимательно ознакомиться со всеми нюансами по его выбору.

Влияние светофильтра на качество фотографии


Применять светофильтры нужно с умом и по необходимости, так как любое дополнительное звено в оптической схеме может как улучшить картинку, так и свести на нет качество фотографии. Покупка дешевого аналога именитого бренда, зарекомендовавшего себя на рынке, вероятнее всего приведет к снижению детализации, появлению нежелательных бликов, засветов, артефактов и многому другому. Выбирать светофильтр следует так же тщательно, как и объектив. Иначе, имея топовый объектив и китайский бюджетный светофильтр, вы сведете на нет весь потенциал оптики.

Частой проблемой при неправильном выборе светофильтра является искажение картинки, то есть стекло обладает диоптриями, что приведет к проблемам с фокусировкой. Как правило, подделки и бюджетные модели фильтров имеют толстую рамку, из-за этого широкоугольные объективы выдают картинку с затемненными краями, все поправимо в графических редакторах, но трудозатратно. Это лишь небольшой перечень проблем, которые можно обрести с покупкой светофильтра, если подходить к выбору безответственно.

Виды и возможности светофильтров

Огромное разнообразие фотофильтров представлено на рынке продаж, но популярность получили отнюдь не все.
Широко распространены в цифровой фотографии:


- Поляризационные фильтры. Маркируются PL (C-PL), наиболее значимые фильтры для пейзажной и ландшафтной съемки. Снижают количество отраженного света, попадающего на сенсор камеры. Делают картинку насыщенной, незаменимы в солнечный день, уменьшают яркость бликов, сглаживают контраст между небом и ландшафтом.
Постобработка даже в RAW формате не позволит добиться сочной и контрастной картинки в солнечный день, как это сделает поляризационный фильтр.

Поляризационные фильтры делятся на несколько видов: линейные и круговые.

Линейные фильтры - бюджетный вариант, не желательно применять с камерами TTL (сквозной метод экспозамера и автофокуса). Следует отметить, что большинство цифровых камер использует именно TTL.

Круговые поляризационные фильтры – отличный выбор, системы экспозамера и автофокуса намного реже дают сбои, снимки получаются с правильной экспозицией, без промахов по фокусу.

Поляризационный фильтр влияет на экспозицию и светосилу объектива, уменьшая ее на 1-2 шага, из-за этого съемка в автоматическом режиме не всегда позволяет добиться желаемого результата.

Работа с поляризационным фильтром подразумевает настройку угла от 0 до 90 градусов, максимальный эффект достигается при большем повороте угла. Для удаления бликов и отражений достаточно 30-40 градусов. Ввиду того, что светофильтр вращается при настройке, применять его со штатными китовыми объективами крайне сложно или вовсе невозможно. На этот случай следует выбирать модель с подвижной оправой.


- Защитные фильтры. В первую очередь предназначены для защиты передней линзы объектива от брызг, царапин и пыли. Но на этом их возможности не ограничиваются, помимо защиты от механических воздействий существуют фильтры с защитой от ультрафиолетовых лучей, так называемые UV-фильтры. И фильтры Skylight, для идеального цветового баланса.

От ультрафиолетового фильтра не стоит ожидать многого, он не уберет блики, не сделает изображение ярче и насыщенней, все же основной его задачей является предохранение передней линзы объектива от внешних воздействий. Дополнительным бонусом к защите оптики будет устранение дымки и едва заметное увеличение контрастности снимка.

Светло-розовые фильтры Skylight не многим отличаются от UV-фильтров, а именно дают более теплый тон, устраняют голубую дымку при ландшафтной съемке (особенно в горах). Они все так же несут защитную функцию от механических повреждений и ультрафиолета.


Защитные фильтры не влияют на экспозицию, автофокусировку и не искажают картинку.

- Нейтральные фильтры. Маркируются надписью ND. Позволяют применить длинную выдержку в условиях высокой освещенности. Нейтральные фильтры понижают количество света, попадающего в объектив. Не влияют на блики и контрастность, но снижают освещенность на несколько ступеней, в зависимости от плотности фильтра.


Встречаются модели с понижением освещенности от 1 до 9 шагов. Нейтральные фильтры позволяют добиться эффекта размытости на воде, передачи движения в кадре, уменьшения глубины резкости при яркой освещенности. Данные фильтры следует применять только в определенных случаях для достижения художественного эффекта, но не для съемки на постоянной основе.

Менее популярны, но все так же полезны и другие виды фильтров, которые вносят ощутимый эффект в снимок. Из многообразия всевозможных вариаций художественных фильтров следует выделить несколько наиболее полезных:


- Градиентные фильтры. Могут быть цветными или с незначительным затемнением. Зачастую применяются в пейзажной съемке для коррекции освещенности различных областей (яркого неба в ясный день, усиления эффекта заката).


- Софт-фильтры. Применяются в портретной, свадебной и детской фотографии для достижения романтической/нежной атмосферы. Софт-фильтр позволит скрыть недостатки кожи без помощи постобработки.

В нашей сегодняшней статье мы расскажем вам о малоприметных, порой даже и не сразу видимых постороннему человеку, на первый взгляд маленьких, но очень хороших помощниках каждого фотографа - о светофильтрах. Светофильтры - это особые стекла в специальной оправе, которые крепятся на объектив фотокамеры. Какие бывают светофильтры и зачем они вообще нужны - вот об этом и пойдет сегодня наш рассказ.

Конечно же, многие, даже и не фотографы, знают, что фотошоп и многочисленные другие графические редакторы сегодня позволяют поистине творить настоящие чудеса. Любую фотографию, работая с ней на компьютере, можно сделать темнее или светлее, добавить побольше одного или приглушить другой цвет, поэкспериментировать с контрастом и сделать многое-многое другое. А вот раньше, когда фотографы снимали на фотопленку, для того, чтобы в той или иной степени каким-то образом повлиять на фотографическое изображение, пользовались совсем другими способами. Существовали плёнки и фотобумаги разного вида, их обрабатывали различными по химическому составу проявителями, применяли другие хитрые способы обработки. В том числе и фотографировали со светофильтрами. Светофильтров в те времена было просто огромное количество. Сейчас же компьютерные программы их практически полностью вытеснили. Практически, но не полностью! Некоторые виды светофильтров очень легко найти в продаже в специализированных магазинах. И они пользуются спросом.

Какие же виды светофильтров используются для фотосъемки в наше время? Вот три их главных группы:

  1. UV, или, по другому, ультрафиолетовый светофильтр. Его так же иногда называют просто защитным.
  2. Поляризационный светофильтр.
  3. Нейтрально-серый светофильтр.

А теперь давайте поговорим о каждой группе светофильтров немного поподробнее.

Защитные светофильтры, или светофильтры UV

Если подходить к классификации светофильтров строго, то в этой их группе можно обнаружить некоторую путаницу. Специалисты же в ней выделяют 4 вида различных светофильтров:

  1. Нейтральный бесцветный светофильтр, или Neutral.
  2. Ультрафиолетовый светофильтр, или UV.
  3. Светофильтр SkyLight.
  4. Светофильтр против дымки Haze.

У всех этих четырех видов светофильтров одна главная цель: защита матрицы и объектива вашего фотоаппарата от ультрафиолетового света (дело в том, что и матрица цифровой фотокамеры, и фотопленка достаточно чувствительны к нему, гораздо более чувствительны, чем человеческий глаз), защита от воздушной дымки, которая очень заметна бывает при съемке с больших расстояний, а также просто механическая защита передней линзы объектива от различного рода повреждений: пятен, царапин, брызг и пр.

Наиболее часто в своей практической работе профессиональные фотографы применяют UV и SkyLight светофильтры.

Светофильтры типа SkyLight стоят несколько дороже светофильтров других видов этой группы. Продавцы их обычно хвалят, говорят, что это самые лучшие из современных светофильтров. Но, тем не менее, это немного не так. Продавцы или ошибаются, или намеренно вводят покупателей в заблуждение с целью продать более дорогой товар. Дело тут в том, что светофильтр SkyLight был разработан очень давно и служил главным образом для того, чтобы добавить в кадр, сделанный на фотопленку, чуть больше теплого оттенка. Вот, собственно, именно поэтому цвет его стекла и имеет слегка розоватый оттенок. В цифровой же фотографии эффект от применения такого светофильтра практически не заметен. Особенно если учитывать то, что все без исключения современные фотокамеры позволяют регулировать баланс белого. Таким образом, из всего вышесказанного легко сделать простой вывод: есть ли вообще смысл платить за светофильтр SkyLight довольно-таки приличную сумму? Как нам кажется, делать этого совершенно не стоит.

Написать на упаковке товара или в его сопроводительных документах можно всё, что угодно. И продавцы могут сообщать покупателю самую разную информацию о товаре. Тем не менее, самая главная функция, основная «обязанность» всех этих светофильтров - просто-напросто механическая защита объектива от внешнего воздействия.

UV светофильтры позволяют фотографу:

  • Защитить объектив от пыли и песка во время ветреной погоды.
  • Защитить переднюю линзу объектива от механических воздействий: царапин, ударов, пятен от пальцев и прочего.
  • Защитить так называемую «бровку» на краю передней части объектива (именно на нее обычно и накручивается светофильтр) от загибов и другого рода деформаций при случайном ударе или другом подобном воздействии.
  • Защитить переднюю линзу объектива от атмосферных осадков: дождя, снега, брызг соленой воды на морском побережье, а также других воздействий во время неблагоприятных условий работы.
  • Защитные светофильтры обычно стоят не очень дорого, и их легко можно подобрать под каждый из имеющихся у вас объективов.

Тем не менее, никогда не забывайте и о том, что любой светофильтр, одетый на объектив, становится препятствием на пути светового потока идущего к матрице фотоаппарата. Вот именно по этой причине и мы не рекомендуем вам очень уж экономить и покупать дешевые светофильтры этой группы. Светофильтры зарекомендовавших себя с хорошей стороны брендов известных производителей обычно бывают изготовлены из качественного стекла и обладают большой степенью пропускания света.

И еще маленькое замечание. Не рекомендуем наворачивать на объектив своего рода «пирамидку» из нескольких светофильтров. Если вы решили использовать поляризационный или какой-либо другой светофильтр, то нет никакой необходимости поверх его одевать еще и защитный. Это снизит количество света, попадающего на матрицу.

Поляризационные светофильтры

Поляризационный светофильтр (polarizing filter), или, как его на своем сленге называют профессиональные фотографы, «полярик», вещица очень и очень полезная. Никакой графический редактор, даже самая последняя и крутая версия фотошопа, его заменить не в силах. Поляризационный светофильтр - это must have любого профессионала в области фотографии.

Что же делает поляризационный светофильтр? Если говорить в общем, то это хитрое стеклышко удаляет на фотографическом изображении разного рода блики и отражения. При съемке через поляризационный фильтр с ваших снимков исчезнут блики, образуемые лучами света практически на любых поверхностях - на воде, на стекле, на глянцевых и других блестящих фактурах. Разве что с бликами на металлических поверхностях поляризационный фильтр не сможет справится. Кроме всего прочего, этот «волшебник» при съемке в яркий солнечный день способен в некоторой степени притемнить на фотографии небо, сделав его более читаемым, красивым, фактурным. За счет чего происходит это? За счет того, что поляризационный светофильтр удаляет отражение света с мельчайших капелек воды, которые непременно постоянно находятся в атмосфере нашей планеты.

Давайте представим, что нам предстоит фотографировать красивую водную гладь тихого лесного озера. Если мы будем снимать без поляризационного светофильтра, или, как говорят фотографы-профессионалы, «голым» объективом, то на снимке на поверхности воды в этом озере мы увидим отражение облаков, плывущих по небу, рядом стоящих деревьев, а может даже и нас самих. Конечно, это отражение может быть очень даже красивым и только украсит снимок. Но в некоторых случаях отражение различных объектов или просто солнечных бликов на поверхности воды нам не нужно. Оно мешает нам, не входит в наш творческий замысел, не вписывается в общую идею, концепцию снимка. Тогда мы одеваем на объектив поляризационный фильтр, и, как говорят в цирке, «вуаля» - и все отражения и блики на воде исчезают как по мановению волшебной палочки. Вода становится прозрачной.

Но хотим предупредить вас об одном коварстве этого «волшебника». Он очень хитрый. Он ворует у вас свет. Так что при съемке учитывайте это и делайте поправку в экспозиции на один или даже два стопа - в зависимости от того, что вы снимаете и от качества самого вашего поляризационного светофильтра. В некоторых случаях, возможно, вам даже придется снимать со штатива, так как для съемки с рук выдержка будет очень продолжительна.

Еще один очень значительный плюс поляризационного светофильтра заключается в том, что он в достаточно значительной степени улучшает цвета на получаемом вами фотографическом изображении. Поляризационный светофильтр еще при съемке делает их таким, какими вы потом хотели бы сделать их в процессе постобработки снимка в графическом редакторе. Каков механизм всего этого? Он очень прост. Всё дело тут в том, что поляризационный светофильтр удаляет с различных объектов всякого рода блики и прочие отражения и отсветы.

Вот посмотрите, например, на эти снимки. Одни из них сделаны «голым» объективом, а вторые - с поляризационным светофильтром. Как говорится, почувствуйте разницу.

А вот перед вами классический пример использования поляризационного светофильтра. Эти два снимка сделаны компанией Hoya в рекламных целях еще в прошлом веке.

Производители выпускают поляризационные светофильтры двух основных видов: циркулярные и линейные. Чем они друг от друга отличаются - сегодня мы не будем вам рассказывать. Скажем только одно: для того, чтобы снимать современной цифровой фотокамерой, оснащенной автоматической фокусировкой объектива и многими другими замечательными функциями, специалисты-профессионалы однозначно рекомендуют использовать циркулярный поляризационный светофильтр. Такой светофильтр представляет собой некую оптическую систему из двух оправ, в одну из которых вставлен непосредственно сам светофильтр. И эта оправа со стеклом может свободно вращаться относительно другой, неподвижной оправы, которая и укреплена на объективе. Нужного вам эффекта вы добиваетесь путем вращения подвижной оправы, при этом наблюдая за изображением в видоискатель.

Главным сдерживающим фактором, не позволяющим многим фотографам иметь поляризационный светофильтр для каждого из имеющихся в его арсенале объектива, является стоимость этих милых стёклышек. Проще говоря, эти светофильтры достаточно дороги. И чем больше их диаметр, тем они дороже. И, хоть раз попробовав снимать с поляризаторами, вам захочется иметь их несколько, для каждого вашего объектива. Так что рассчитывайте свои финансовые возможности. Мы же подскажем вам один из выходов из этой непростой ситуации. Постарайтесь уяснить для себя, какой из своих объективов вы чаше всего применяете для съемки в тех случаях, когда поляризация необходима. Вот для этого объектива и купите поляризационный светофильтр.

Хочется обратить ваше внимание и еще на одну, причем, достаточно немаловажную, на наш взгляд, деталь. Сегодня в продаже можно найти недорогие поляризационные светофильтры, произведенные в Китае. Не покупайте их. Они плохо работают. И вообще не надо гнаться за дешевизной и покупать поляризационные светофильтры дешевле, чем за полторы тысячи рублей.

И еще несколько советов о том, как правильно использовать поляризационные светофильтры.

  1. Не рекомендуем использовать поляризационные светофильтры при съемке сверхширокоугольными объективами. В таких случаях хорошую и равномерную поляризацию будет получить достаточно сложно. Граница фокусного расстояния должна лежать примерно в районе 28 миллиметров. И при съемке заготовок для будущей панорамы такой светофильтр тоже лучше не использовать. Причина - та же.
  2. Самый лучший эффект, который может быть достигнут при использовании поляризационного светофильтра, получается в том случае, если основной источник света находится под углом 90 градусов относительно воображаемой линии «фотограф-предмет съемки». Если же источник света будет находиться впереди или сзади снимаемого объекта, то эффект поляризации будет минимальным.
  3. Если вы снимаете при мягком и рассеянном освещении ну, например, серым, облачным и пасмурным днем, поляризационный светофильтр работать не будет, как бы вы не старались.
  4. В случае, если поляризационный светофильтр вы накручиваете на свой объектив поверх какого-либо другого светофильтра, то на изображении вы рискуете получить виньетирование, порой даже достаточно значительное. Да и количество света, пропускаемого на матрицу вашего фотоаппарата через всю эту конструкцию, может довольно заметно уменьшиться.
  5. Не советуем фотографировать с поляризационным светофильтром через стекло или какую-либо прозрачную поверхность из другого материала. Эффект от этого может получиться просто непредсказуемым. Посмотрите хотя бы вот на этот снимок:

Нейтрально-серый светофильтр

Нейтрально-серые светофильтры также называют Neutral Density или просто ND светофильтрами. Они бывают двух видов - простые и градиентные. Главная задача нейтрально-серых светофильтров - помочь фотографу добиться нужной ему экспозиции. В некоторых случаях при съемке нужно до минимума свести количество света, который проходит через объектив на светоприемник, то есть матрицу вашей фотокамеры.

Конечно, многие скажут, что количество этого света легко можно убавить, понизив экспозицию: либо уменьшить выдержку, либо зажать отверстие диафрагмы. Но этими простыми на первый взгляд приемами вы, к сожалению, не всегда сможете добиться желаемого эффекта, того, что вы хотите. Да и узкой диафрагмой вы можете быть довольно скованы. А вот применение в работе нейтрально-серого светофильтра намного расширит границы ваших возможностей. Количество света вы сможете в той или иной степени снижать, а диафрагму при этом оставлять неизменной, такой, какая вам в данном случае необходима.

В каких же случаях можно и нужно применять нейтрально-серый светофильтр? Для чего? Самый, пожалуй, показательный пример этого - эффект «мягкой» или «мистической» воды. Вот посмотрите на эту фотографию. Наверняка подобные снимки вы видите не в первый раз. Бурный речной поток, кажущийся ревущим водопад, река, впадающая в море и многие другие примеры. Вода на таких снимках выглядит не застывшими каплями, а какой-то мягкой, теплой, размытой субстанцией. Добиться такого эффекта можно только фотографируя на продолжительных выдержка, когда затвор фотокамеры открывается на несколько секунд, а порой даже и минут. А как, скажите, ярким и солнечным днем можно снимать на выдержке, допустим, в 5-10 секунд? Вот именно в этой ситуации вас и выручит нейтрально-серый светофильтр. Устанавливайте его на объектив, и снимайте на каких угодно выдержках и диафрагмах. Всё тут зависит от степени плотности светофильтра.

Итак, применяя нейтрально-серый светофильтр, вы получаете возможность:

  1. Фотографировать при ярком солнечном (и не только) свете на широко открытой диафрагме.
  2. Размыть в кадре объекты, находящиеся в движении.
  3. При очень ярком, сильном освещении добиться минимальной (или любой другой желаемой) глубины резко изображаемого пространства.

Выше шла речь об обычном нейтрально-сером светофильтре. Теперь мы расскажем вам о нейтрально-сером градиентном светофильтре. Второй от первого отличается тем, что затемнение на нем не полное, по всей площади самого стекла, а градиентами. То есть с одного края этот фильтр затемнен, а ближе к другому затемнение постепенно сходит на нет. В каких случаях нужен такой градиентный нейтрально-серый светофильтр? В качестве примера можно привести съемку сюжетов, в которых присутствует значительный световой контраст. Ну, скажем, пейзаж, в котором большую площадь занимает небо. А небо, как известно, всегда намного ярче, чем земля, и поэтому в подобных снимках бывает порой довольно сложно выровнять контрасты. При съемке таких сюжетов нейтрально-серый градиентный светофильтр устанавливаем на объектив таким образом, чтобы затемненная его сторона располагалась сверху и притеняла небо, а полностью прозрачная сторона свободно бы пропускала свет на нижнюю часть кадра.

Недостатком такого фильтра является то, что он хорошо помогает в том случае, если граница между яркой и темной частями кадра достаточно заметна, реально разделяет кадр как бы на две равные по площади части. Если такой четкой границы нет - то получить желаемый эффект становится довольно проблематично.

Скажем пару слов о том, как подобрать нужный по плотности нейтрально-серый светофильтр. Такие светофильтры характеризуются и маркируются по стопам. Самыми популярными можно назвать нейтрально-серые светофильтры на 1, 2 и 3 стопа. Но вы, впрочем, можете купить и применять в своей работе и нейтрально-серый светофильтр на 10 стопов. Мы не сковываем вас. Все тут зависит от толщины вашего кошелька.

В помощь вам при работе с нейтрально-серыми светофильтрами предлагаем вот эту небольшую табличку. Надеемся, что она поможет вам в подборе нужного на данный момент аксессуара.

Какие светофильтры самые лучшие?

Это достаточно серьезный вопрос. Светофильтры какой фирмы, какого производителя качественнее и надежнее? Однозначный ответ тут дать достаточно непросто. Особенно в том случае, если речь идет о светофильтре поляризационном. В чем именно преимущества светофильтров тех или иных брендов, сегодня мы говорить не будем. Это долго и не всем интересно. Мы поступим проще: назовем конкретные фирмы, которые выпускают светофильтры хорошего качества. Вот они, эти производители: Hoya, Marumi, Kenko, B+W, Tiffen.

Главный наш совет в этом деле: не стоит гнаться за дешевизной. Конечно, в некоторых случаях русская поговорка «дешево и сердито» работает, но выбирая светофильтры, все-таки лучше не рисковать. Низкая цена вашей покупки может заметно понизить качество ваших снимков, и серьезно разочаровать вас.

Когда был изобретен фотоаппарат, народ сильно не волновало качество изображения - ведь было просто приятно видеть свою физиономию, пусть и ужасно нечеткую, на какой-то поверхности, ведь таким образом твой лик консервировался в том возрасте, когда был снят, но человеку редко бывает чего-то достаточно, и перфекционизм попросту не дает покоя, хочется от хорошего побыстрее перейти к лучшему. Постепенно на фотоаппаратах появились объективы, увеличилась разрешающая способность и, в конце концов, появился цвет, и вот тогда стало ясно, что цвета не очень-то соответствуют тому, что видит глаз. Появилась необходимость коррекции этих самых цветов, которая осложнялась еще и тем, что каждая пленка тоже имела свой оттенок.

Нет, не подумайте, во времена фотографии черно-белой светофильтры тоже были необходимы: опыт показывал, что теплые светофильтры неплохо помогают при портретной съемке, красный делает более удобоваримым лицо и более контрастным небо - все равно ведь в результате картинка получалась монохромной, так какая разница, какого цвета стекляшку ставить, ведь с отсутствием цвета конечный кадр не получал и ненужных тонов.

На закате пленочной фотографии всем стала править цифра, а появление удобных программ редактирования и мощных процессоров с каждым годом править карточки становится все легче и быстрее. Такая ситуация привела к тому, что цветные светофильтры практически перестали применяться, на смену им давно пришли светофильтры цифровые, ставшие чуть ли не стандартным инструментом в программах редактирования. Из продаваемых и производимых фильтров сегодня остаются только те, что имеют нейтральный цвет. Впрочем, есть и цветные светофильтры для портативного света, но их необходимость никогда и не отпадала.

Какие бывают светофильтры?

Прежде всего, есть светофильтры для объективов (вкручивающиеся в резьбу крепления светофильтра или вставляющиеся в специальный держатель на объективе) и фильтры для импульсного света, устанавливающиеся в крепеж для светофильтра во вспышке или просто фиксирующиеся резинкой для денег. Мы поговорим обо всех.

Фильтры для объектива :

  • защитные , самый простой вид фильтров, просто защищают переднюю линзу от царапин, устанавливаются при покупке и не снимаются, так как имеют аналогичную посадочную резьбу для других светофильтров с обратной стороны. По структуре это обычная стекляшка, просто чуть лучшего качества, по сравнению с оконным стеклом. В маркировке обычно используется «protector ».

  • ультрафиолетовые , которые часто часто используются как защитные, дополнительно еще и снижают поток ультрафиолетового излучения, которое глаз человека не видит, но прекрасно видит матрица. На финальном изображении УФ и часть поляризованного света приводят к появлению цианистого оттенка в небе и даже могут его сильно пересвечивать. Использование УФ-фильтра часто способно снижать этот эффект, делая небо чуть темнее и чуть синее. Обозначаются обычно как «UV ».
  • инфракрасные , наоборот, фильтры очень специфические. В противовес ультрафиолетовым, которые блокируют только ультрафиолетовую часть спектра, наоборот, отфильтровывают весь видимый спектр, а инфра-красный оставляют. Современные цифровые фотоаппараты улавливают его часть, потому могут регистрировать информацию в очень специфических условиях. Так как фильтр закрывает весь видимый спектр, вы даже сфокусироваться не сможете или экспозицию измерить - в видоискателе будет абсолютная темнота. Потому, нужно обязательно использовать штатив (обязательно будете ставить длинную выдержку), ручной и фокусироваться на объекте заранее. Результат применения фильтра очень необычен: деревья получаются по-зимнему белыми, небо черным, а часть объектов глючно меняет свой цвет. Обозначаются фильтры как «IR ».

  • поляризационные , которые бывают двух типов, линейные и круговые - первые не очень эффективно снижают поляризованный свет, невидимый нашему глазу, зато по всему полю фильтра и под любым углом, вторые гораздо эффективней снижают этот поток только под прямым углом к оптической оси, любой из них необходимо вращать перед каждым кадром, контролируя эффект в видоискатель. Вторые куда популярнее первых (естественно, ведь сильнее давят ненужный спектр), отчего первые куда сложнее купить. На деле, эффект применения фильтра выглядит как более контрастная картинка: небо очень синее, тени глубже, а вода практически прозрачная, с минимальным количеством бликов, под таким углом даже наш глаз дно не видит, а в кадре слой воды будет абсолютно прозрачным, в зависимости от ее чистоты, конечно. За счет того, что фильтр фактически состоит из двух колец, он получается очень толстым и на широкоугольных объективах срезает виньетированием углы изображения, отчего многие производители перешли на тонкие поляризационные фильтры (маркировка «slim » и более высокая цена). Маркируются фильтры как «PL » (линейные) и «C-PL » (циркулярные).
  • градиентные , которые тоже бывают двух видов, вращающиеся 50/50, которые имеют затемнение на половину кадра и вращаются, как поляризационные, и обычные, квадратной формы для установки в специальное крепление на объективе. Нужны они для выравнивания экспозиции при съемке пейзажей, чтобы немного затемнить верхнюю часть изображения, а низ, соответственно, экспонировать лучше. Как результат, вы получаете изображение с корректно экспонированным небом (синим с красивыми облаками) и землей или водной гладью (без провалов в тенях, с достаточной детализацией). Неудобны оба вида фильтров: круглые делят кадр вопреки канонам кадрирования, ровно пополам, а квадратные требуют специального адаптера, так что далеки от компактности и оперативности. Как аналог применения фильтра, сейчас часто используют панорамную или склейку.

  • нейтральные , которые бывают одного вида, но различающиеся по плотности. Они все нужны для того, чтобы удлинять экспозицию, не привнося никаких цветовых эффектов. Это простые «темные очки» для объектива, которые затемняют изображение на 1/2 ступени и более. Их эффект обычно указан в маркировке, например, ND2 (на две ступени, т.е. доступна выдержка в четыре раза длиннее, при прочих равных) или 400x (девять ступеней, с округлением - такие могут устроить закат солнца вручную). Помните, что затемняют тени они больше, чем света, и, в большинстве случаев, если использовать слишком темные, тени получаются провальными. Эффект их применения виден, когда требуется снять, к примеру, портрет при ярком солнце, но с открытой диафрагмой, к тому же, с полнофункциональной вспышкой, либо размытую воду при съемке заката или рассвета, когда над экспозицией довлеет солнце, многие так же снимают водопады в солнечных местах - в общем, все случаи, когда вам требуется принудительно удлинить выдержку или открыть диафрагму, если условия освещения вам этого сделать не позволяют. Обозначаются, как можно понять из сказанного выше, «ND », после чего следует определенная цифра.
  • цветные , которые были актуальны в пленочную эру для работы с черно-белыми и цветными пленками.

Светофильтры для вспышек - с этими все гораздо проще, потому что они бывают только одного вида, цветные . Казалось бы, зачем в наше время они нужны - ведь цвет так просто поправить ползунком баланса белого в конвертере?! Ничего подобного - ведь ползунком вы правите сразу все изображение, а перекрасить его локально может обойтись довольно дорого, в плане затрат времени, так не лучше ли все делать сразу и верно?

Вспышечные светофильтры бывают разными: пластиковыми, из стекла, и даже из желатина (в народе называемые гелевыми, что в корне неверно - кто видел их, подтвердит, что к гелю они имеют уж слишком отдаленное отношение). Суть у них одна - скорректировать цвет вспышки, называемый еще и цветовой температурой.

Для понимания необходимости в этом включаем мозг и обращаемся к шкале цветовой температуры (откройте или хотя бы панель настройки монитора - там есть общепринятая шкала Кельвина), можно еще и предустановки баланса белого покрутить, чтобы посмотреть, как что меняется (поэкспериментируйте и поснимайте один объект с одним освещением в JPEG, меняя баланс белого, все поймете). Конвертеры сделали баланс белого и цветовую температуру вообще вещью относительной: кадру, снятому в , вы можете присвоить любой параметр, в пределах кельвиновской шкалы. Неважно, к чему это приводит, но смысл в том, что, к примеру, лампочка накаливания, которой присвоен соответствующий ей параметр баланса белого, будет в кадре белой, а импульс вспышки в том же кадре будет уже синеватым, если то же самое проявить с установкой «день», лампочка станет желтой, а вспышка белой. Но настоящее веселье начинается дальше: при установке «люминесцентная лампа» появится явный оранжевый оттенок у лампочки и красный у вспышки.

Такие вот шатания от синего красному и обратно, принципе, нестрашны, когда вы не страдаете перфекционизмом, и когда источник света в кадре один - вы просто тыкаете серой пипеткой в нейтральное место на кадре, и все становится красивым… но стоит вам увлечься стробистскими тонкостями, как все вокруг меняется. Вспышка по цвету совместима только с дневного светом - все остальное будет у нее вызывать стойкое отторжение. Именно поэтому все хорошие вспышки продаются с каким-то минимальным набором цветных фильтров - нужны они не для световых спецэффектов, а для выравнивания цветовой температуры под имеющиеся источники, чтобы лампочки в кадре не казались глючными - ведь яркость вспышки будет перебивать по яркости любые из них, и корректные цвета будут лишь у объектов, ею освещенных.

Получается, что вспышку мало просто внести в кадр - ее свету надо придать еще и соответствующий оттенок, если вы не хотите ужасной мешанины. Совершенно серьезно, у вас все объекты с одной стороны могут быть белыми, с другой желтыми, и, пытаясь охладить «горячую» сторону, вы сделаете другую еще холодней, поэтому коррекция должна быть локальной, либо светофильтрами, либо масками в конвертере - второе обычно требует на порядок больше времени.

У цветных светофильтров есть два параметра: цвет и плотность. Цвет подбирается под оттенок мешающегося нам в кадре освещения:

  • красный - под «теплые» люминесцентные лампы и цвет заката
  • оранжевый - под «теплые» люминесцентные лампы или лампы накаливания, может отчасти заменить отсутствующий желтый или красный
  • желтый - под лампы накаливания
  • зеленый - под «холодные» люминесцентные лампы
  • синий - отчасти заменяет зеленый, для эффекта к нему можно добавить желтый

Не забывайте также о - тогда из одних можно получить другие.

Стоит также помнить и о цветовом контрасте, подчас необходимом в кадре, помимо контраста яркостного, например, темно-синему небу можно противопоставить теплое, в желтоватых или оранжевых тонах лицо. Естественно, это не значит, что на фоне малинового заката лицо обязательно должно быть зеленым.

Однако, вернемся… второй параметр светофильтра - плотность, выражающийся в количестве ступеней яркости, которые он крадет, соответственно, надо будет поднимать яркость вспышки. Маркировка написана на самом фильтре, вроде 1.2 EV и пр. Более плотный фильтр, естественно, добавляет больше цвета в кадр, т.е., применять его следует, в зависимости от того, насколько ярко освещен кадр «чужеродным» цветом. Это как с краской - положишь дополнительный слой, темнее и насыщеннее будет поверхность.

С появлением зеркальных фотоаппаратов возможности для фотосъемки стали практически неограниченными. При этом любой желающий может делать качественные фото, даже не обладая особыми знаниями и навыками.

В интернете можно найти множество мастер-классов и обучающих материалов, ведь многие настоящие профи когда-то учились искусству фотосъемки сами.

Вполне закономерно, что у начинающих фотографов возникает немало вопросов – какие объективы стоит приобрести, как правильно снимать природу или делать портреты, оборудование каких брендов качественное. Особое внимание стоит заострить на фильтрах для объективов.

Если вы только приобрели хороший фотоаппарат, то наверняка вас волнует вопрос, для чего нужны фильтры для объективов и стоит ли вообще их покупать. Светофильтры не обязательны к использованию, и многие годами вовсе обходятся без них. Но если в ваших планах есть пункт из любителя превратиться в профессионала, об этих устройствах важно и нужно знать и уметь ими пользоваться.

Главная задача фильтра – оптимизировать световой поток, то есть задержать свет, который не должен отображаться в кадре. Также происходит защита главной линзы объектива. Ну и, конечно, с их помощью можно делать оригинальные красивые кадры. Использовав единожды фильтр и сравнив кадр до и после, вы заметите ощутимую разницу.

Если во времена эпохи черно-белой фотографии использовали тепловые светофильтры, которые помогали делать портреты, то сегодня на пике популярности цифровые устройства. Самые продаваемые – с нейтральным цветом, но есть и другие виды, о них более подробно далее.

В первую очередь, их классифицируют на вкручивающиеся, вставляющиеся в держатель и устанавливаемые в крепеж для фильтра во вспышке.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ СТАТЬИ

Также выделяют следующие незаменимые типы фильтров:

  1. Защитный – самой простой, устанавливается по умолчанию производителем для защиты передней линзы от повреждений. По сути, это обычное стекло, не придающее фотоснимкам каких-то особых свойств. Маркируется как «protector».
  2. Ультрафиолетовый фильтр для фотоаппаратов – может использоваться в качестве защитного, дополнительно защищает от невидимого человеческому глазу УФ-излучения. На кадрах вы можете заметить более естественную фиксацию, например, неба, которое при отсутствии фильтров имеет на фотографиях цианистый оттенок. УФ-фильтр для объектива маркируется как «UV».
  3. Инфракрасный – специфический фильтр, который оставляет только инфракрасный спектр. В результате на фотографиях небо становится черным, деревья белыми, а другие объекты и вовсе могут приобретать неожиданные оттенки. Требует использования штатива и ручного режима съемки для точной фокусировки на снимаемом объекте. Маркируется как «IR».
  4. – может быть линейным или круговым. Позволяют получить более контрастные оттенки – небо приобретает насыщенный синий оттенок, вода становится прозрачной, без бликов. Маркируется как «PL» или «C-PL».
  5. Градиентный – может быть обычным и вращающимся 50 на 50. Используется для съемки пейзажей, чтобы получить качественную картинку неба и воды без провалов в тенях и хорошей детализацией. Не совсем удобны в использовании, так как либо требуют использования адаптера и довольно массивны, либо делят кадр в нарушение всех законов кадрирования. Проблему многие фотографы решают использованием HDR или панорамной склейки.
  6. – различаются между собой по плотности. Используются не для цветовых корректировок, а для удлинения экспозиции. Грубо говоря, это «темные очки», затемняющие изображение на определенное количество ступеней. Этот показатель указывается в маркировке, например, NDA означает, что затемнение будет на две ступени.

Отдельно стоит рассмотреть светофильтры, которые бывают только в одном варианте – цветными. Могут изготавливаться из пластика, стекла, желатина. Предназначены для корректировки цвета вспышки. Подбираются в каждом конкретном случае по плотности и цвету под освещение.

Например, красный светофильтр используется при люминесцентных лампах с «теплым» оттенком и для съемки закатов, желтый – при фотосъемке при лампах накаливания. Чем выше параметр плотности, тем больше цвета будет добавлять данный фильтр.

Ассортимент широкоугольных фильтров для объективов, цветных, ультрафиолетовых и других невероятно огромен, поэтому подобрать их для конкретной модели фотоаппарата не составит труда. Более простые варианты продаются по вполне доступной цене, профессионалы же приобретают дорогостоящие устройства ценой в несколько тысяч и даже десятков тысяч рублей.

Макросъемку можно отнести в отдельный жанр фото-искусства. С помощью современной техники сегодня удается заснять с близкого расстояние уникальные природные явления, насекомых, растения, различные мелкие детали, зачастую невидимые невооруженным взглядом. Внешне макро-фильтры представляют собой выпукло-вогнутые линзы с тем или иным показателем диоптрий, например, +1, +4, +10.


Использование макро фильтров при съемке

Особенность макрофильтра в том, что он сокращает фокусное расстояние от предмета до объектива фотоаппарата. Это позволяет максимально приблизиться к предмету и запечатлеть его очень крупно. При этом не возбраняется использовать одновременно несколько фильтров для повышения качества съемки.

Многие фотографы, не имея финансовых средств на покупку отдельного объектива, ограничиваются приобретением макрофильтров и получают вполне качественные результаты.

Из недостатков стоит отметить отсутствие портативности устройства, так как придется носить с собой дополнительное оборудование. Также фотограф оказывается «привязан» к определенным размерам стекла.

В магазинах представлен большой выбор оборудования для съемки мелких объектов. Наиболее популярны объективы для макросъемки Nikon , Canon, Sony.

ВИДЕО ОБЗОР

Безусловно, количество и качество дополнительного оборудования фотографа-любителя и профессионала будут различаться. Профессионалы приобретают дорогостоящую технику и точно знают, как ей пользоваться. Если вы делаете любительские снимки для себя, достаточно приобрести следующий список фильтров и научиться ими правильно распоряжаться.

Если вы собираетесь на отдых, например, на море или в лес, захватите с собой поляризационный фильтр. Он поможет вам получить качественные и красивые кадры пейзажей.

Синева станет более глубокой, трава и листья приобретут насыщенный зеленый цвет, снизится отражение от воды, уменьшится контраст между землей и небом. Регулировать эффект можно путем вращения фильтра, но не более, чем на 180 градусов. Стоимость таких устройств начинается в среднем от 2 000 рублей.

Для съемок воды, например, водопадов, рек, океанов, а также размытия для фиксации движущихся объектов пригодится нейтральный фильтр. Пользоваться им нужно с осторожностью и только в том случае, если необходимо «заморозить движение». Некоторые нейтральные фильтры могут частично менять цветовой баланс.

Для ландшафтной и пейзажной съемки может пригодиться градиентный нейтральный фильтр, который снижает степень освещенности картинки. Не подходит для съемки быстро движущихся предметов. Стоимость нейтральных фильтров начинается от 1500 рублей.

Портретная съемка

Если планируется фотосессия на улице в солнечный день, может пригодиться нейтральный фильтр. Он же будет полезен при съемке рассвета или заката, когда потребуется открыть диафрагму или удлинить выдержку. Средняя стоимость нейтральных фильтров – от 1 000 рублей.

Упростить задачу можно, купив готовый набор фильтров для объектива. Такие наборы представляют собой комплект из нескольких фильтров, приобрести которые таким образом часто дешевле, чем по отдельности. При этом вариантов комплектации может быть много.

Базовая – это фильтры нейтральный, поляризационный и УФ. Также могут встречаться комплекты из макрофильтра, с ультрафиолетом, с разными значениями ND. Как правило, устройства в одном наборе имеют одинаковый диаметр, но можно приобрести и с разным диаметром. Стоимость простых наборов начинается от 1 700 рублей.

Все, что изменяет картинку, задерживает определенный тип лучей, подаваемых на матрицу фотоаппарата, можно назвать фильтром. Большинство фотографов пренебрегают их использованием, полагаясь полностью на графические редакторы.

По своей сути, светофильтр – это пленка, которая помещается перед объективом, с целью защитить стекло или изменить картину. В связи с этим, есть полностью прозрачные варианты (для защиты), а есть цветные, оснащенные дифракционным покрытием, либо с определенной поверхностью.

Использование светофильтров позволяет фотографу значительно расширить функциональные возможности камеры, добавить интересные эффекты, снизить степень воздействия яркого света и так далее. Существуют несколько простых правил применения светофильтров:

  • Применять модели только высокого качества, так как это сильно влияет на готовый снимок;

    Использовать только 1 светофильтр одновременно, чтобы избежать искажений;

    Бережно относится к фильтрам и правильно их хранить, чтобы избежать повреждений и микроцарапин на поверхности;

    Подбирать варианты крепления, которые подходят для вашей камеры;

    Тестировать каждый фильтр до работы, чтобы знать все нюансы и применять эффекты по назначению.

Для того чтобы определить, какой фильтр нужно приобрести, следует узнать, какие вообще бывают варианты. Начинающему фотографу можно разобраться в тонкостях, поэтому можно приобрести один, попробовать его, затем другой и так далее.

Какие бывают светофильтры?

Если делить светофильтры по назначению, то можно назвать 14 основных групп: защищающие стекло объектива от механических воздействий, нейтральные, задерживающие ультрафиолет, поляризационные и отдельной категорией выделяют фильтры, которые изменяют цветовую гамму, или делают акцент на каком-то эффекте.

  • Защитные светофильтры чаще всего выпускаются из абсолютно прозрачного, так называемого clear стекла. Их главная функция – это защита объектива от пыли, грязи, влаги и ударов. Их пропускная способность стремится к 100%, что позволяет говорить об отсутствии влияния на изображение. Они навинчиваются на резьбу и подбираются, исходя из модели объектива. Отличный вариант для съемки на улице, на свадьбах и банкетах, в экстремальных условиях.

  • Нейтральные серые используют для снижения интенсивности светового потока, который направлен на объектив, что позволяет избежать пересвеченых снимков без потери во всех спектрах. Обозначаются они буквами ND и могут быть разной кратности, тогда эффект затемнения будет усилен. Высокий показатель может применяться для выделения на фотографии неподвижных и размытия движущихся объектов. Таким образом еще можно снимать фонтаны и водопады и другие пейзажи, чтобы не получалось неприятное ощущение неестественной воды. Существуют градиентные нейтральные серые светофильтры, когда одна половина окрашена, а вторая нет (бесцветная). Оттененные фильтры имеют постепенный переход между темным и светлым участками, а полуфильтры – резкие границы. Обычно их используют для снижения яркости неба без искажения остального пейзажа.

  • Ультрафиолетовые (UV) . Такие светофильтры снижает пропускание ультрафиолета на линзу, тем самым убирается сильный голубой оттенок. Современная фототехника уже снабжается такими фильтрами, поэтому их использование дополнительно не всегда целесообразно. Одним из побочных эффектов можно считать повышение контрастности.

    Поляризационные светофильтры – самые популярные среди фотографов. Они значительно улучшают качество снимка, снижая интенсивность отраженного света. Это приводит к повышению контрастности и снижению яркости бликов от воды. Такие фильтры отлично подходят для съемки в солнечный день, когда есть вероятность получить пересвеченный снимок. Существуют модели с разной степенью поляризации. Маркируются они буквами PL и C-PL, обычный и циркуляционный поляризационный фильтр, соответственно. Светофильтры с поляризацией позволяют усилить насыщенность цвета, но снижают количество света, попадаемого на матрицу, что чревато нечеткими снимками при недостаточном освещении. При съемке с PL-фильтром на природе нужно следить за положением света, относительно объектива. Максимальный эффект достигается при 90 градусах между прямыми лучами и осью объектива, то есть солнце находится сбоку от фотографа. А если нужно снимать без бликов и отражений, то угол должен быть 30-45 градусов.

  • Скайлайт (Skylight) имеет слабый розовый оттенок и предназначен для снижения цветовой температуры неба. Эффект получается следующий: снижается голубизна снимка, и изображение получается теплее. Маркировка на этих фильтрах – 1А и 1В, они имеют очень низкую оптическую плотность.

    Цветовые фильтры окрашены в разные цвета, что позволяет выделить на снимке одни оттенки и приглушить другие. Есть одноцветные, градиентные (переход от цвета к прозрачному), двухцветные, трехцветные и так далее. Такие светофильтры используются гораздо реже других, потому что они узконаправленные и имеют только 1 эффект.

    Туманные светофильтры сглаживают детали, придают снимкам эффект тумана. Это достигается нанесением точек на поверхность фильтра, они рассеивают свет и получается эффект мглы. Не подходит для портретной съемки.

  • Для черно-белой фотографии , их еще называют фильтры для правильной передачи тонов. Зеленый и желто-зеленый светофильтр для черно-белой фотографии позволит усилить четкость некоторых цветов, за счет увеличения или уменьшения чувствительности матрицы к синему и зеленому спектрам. Сюда еще можно отнести фильтры для управления контрастов, которые позволяют выделить каждый цвет на черно-белой фотографии. Иногда бывает так, что разные цвета передаются одинаковым серым, что на снимке выглядит, как сплошное пятно.

    Лучевые, variocross и дифракционные – принцип этих фильтров похож, меняется только методика нанесения линий. За счет микроскопической сетки попадающий свет разделяется на звездочки.

Лучевые имеют 2 группы линий, вытравленных параллельно, таким образом получается 4 луча. С 3-мя группами линий – источник света имеет 6 лучей, с 4-мя – 8 лучей, соответственно. Variocross имеет такой же принцип, но пленки 2,они могут перемещаться относительно друг друга, точка имеет 4 луча, но можно менять углы между ними.

  • Дифракционный фильтр тоже имеет вытравленные линии, но расположены они очень часто, тем самым разбивая попадающий свет, а на изображении каждый источник дополняется радугой.

  • Специальные насадки. Придают мягкий фокус за счет скрадывания излишних деталей. Снимок получается более теплым и нерезким. Такая функция имеется у дорогих портретных объективов, которые накладывают два изображения друг на друга – резкое и нерезкое. И за счет разницы получается такой эффект. В сочетании с игрой теней при активном свете могут получаться настоящие шедевры. Если переборщить со светом или с настройками, то можно увидеть на выходе нерезкий расплывчатый контур, смазанные детали. Поэтому такой светофильтр требует опыта и подробного изучения.

  • Коррекционные фильтры меняют цветовую температуру (теплые и холодные), а также баланс белого. Они изменяют настроение кадра, снижают яркость одних цветов, усиливают другие. Они широко применяются фотографами в любых жанрах съемки. Бывают желто-розовые, розово-коричневые, синие, янтарные и отличаются не только цветом, но и плотностью.

Инфракрасные настроены на излучения от 700 нм, что позволяет получать более четкие и контрастные снимки в необычных цветовых сочетаниях – голубое становится черным, зеленый цвет – белый.

  • Эффектные фильтры. Это soft-spot, central-spot, misty-spot и color-spot. В основе их действия лежит разность плотности центрального участка и периферии стекла. В центре имеется круглый плоскопараллельный участок прозрачного стекла, или отверстие. Cetral-spot – выводит края изображения из резкости, делая акцент на центральной части. Soft-spot имеет эффект тумана по краям, оставляя центральную часть неизменной. Misty-spot искажают периферию, путем изменения или размытия. Например, модель Windmill «скручивает» края снимка по спирали. Color-spot окрашивает часть снимка, в центре находится отверстие или прозрачный участок.

    Полулинза. Как видно из названия, она имеет крепление, в которой вращается половина линзы, изменяя часть изображения. Можно получать весьма интересные художественные эффекты, играя на резкости и контрасте объектов, особенно в пейзажной съемке.


Материал для изготовления светофильтров

Для создания светофильтров для объективов применяют материал высокого качества, так как от этого зависит вся работа камеры. Основные материалы – оптическое стекло, специальные полимерные материалы, или пластмассы и желатиновую пленку. По качеству и оптическим свойствам лидируют стеклянные, они служат дольше, достаточно простые в уходе и хранении, но они и самые дорогие. Пластиковые более хрупкие, их поверхность более нежная, портятся они гораздо чаще и быстрее, но значительно дешевле стеклянных моделей.

Крепление светофильтров

Способов крепления всего 2 – навинчивание круглых фильтров на объектив и установка прямоугольных моделей в специальный держатель – компедиум. Первые нужно подбирать под модель объектива и его резьбу, бывают 46, 49, 52, 55 и так далее, до 77 мм. А вот компедиум – более универсальный вариант, в него можно поставить до 3 фильтров одновременно.

Хранение и уход за светофильтрами

Есть несколько важных правила, которые помогут вам использовать свои светофильтры долгие годы:

  • Они боятся долгого воздействия солнечного света, поэтому их нужно доставать непосредственно перед съемкой и сразу после нее убирать в защитный чехол;

    Брать фильтры можно только за крепление, пальцы повреждать поверхность и могут оставить отпечатки, что сильно скажется на качестве снимка;

    Уход за стеклянными моделями нужно осуществлять специальными приспособлениями – грушей для сдувания пыли, мягкой кисточкой, жидкости для ухода за оптикой, пластиковые портятся от механических воздействий и плохо реагируют на протирания;

    Нужно иметь специальные устройства для хранения – коробочки или футляры, это неудобно и занимает много места, но бережно сохраняет фильтры.


Как выбрать светофильтр?

Когда фотограф начинает собирать свой походный чемоданчик, встает вопрос, какие светофильтры необходимы, а без каких можно первое время обойтись. По большому счету, обойтись можно и вообще без них, но для качества получаемых изображений следует запастись базовым набором:

  • Обязательно нужно иметь защитный светофильтр , обычно он имеет и защиту от ультрафиолетовых лучей;

    Поляризационный фильтр незаменим при съемках на улице, где яркий свет может «убить» любую композицию;

  • Нейтральный серый нужен для съемок в движении, на природе, для портретов при ярком свете и так далее. Незаменимый аксессуар для любого фотографа;

    Остальные фильтры – по желанию, достигать определенных эффектов можно и другими способами и на первое время хватит работы с первыми 3 видами, а потом уже можно постепенно подкупать и специализированные.

Для чего их используют?

Подводя итоги статьи, можно вынести важные моменты при использовании светофильтров. Фотографы используют их для получения эффектов, которых невозможно достичь только возможностями камеры и графических редакторов. Сочетания и комбинации эффектов создают бесконечное множество вариаций изображений одного и того же объекта. Поэтому опыт работы со светофильтрами – это показатель профессионализма фотографа. Благодаря большому выбору светофильтров. снимать стало возможно практически в любых условиях, при ярком солнце и неестественных цветах, в движении и так далее.

Использование нейтрального серого, поляризационного и ультрафиолетового фильтров не прихоть, а в некоторых случаях необходимость для получения снимков высокого качества. А защитное стекло сохранит ваш объектив в экстремальных условиях.