О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, Бог изобретатель.

А.С. Пушкин

Этим вопросом задаются все отважные люди, которые решили войти в этот бизнес. Казалось бы, вот она – стоимость оборудования, стоимость навесов, стоимость строительной части…

Вроде, всё. Теперь считаем, сколько машин мы помоем, сколько потратим на энергоресурсы. Кстати, как считать? Еще вопрос. Вопрос для другой статьи про себестоимость программ на автомойках самообслуживания.

«Скока-Скока» и «под ключ»

Всемирная паутина изобилует массой информации на тему, как открыть такой бизнес. Но на 80% эта информация написана журналистами для различных предпринимательских ресурсов, которые, априори, ничего не смыслят в строительстве автомойки самообслуживания «под ключ». Когда читаешь эти «опусы», то начинают слегка шевелиться остатки волос на голове и возникает законный вопрос: как?!?, откуда такие цифры?!? Некоторые авторы зашли в такие дебри своей фантазии, что готовы пообещать своему читателю открытие 5-6-ти постовой мойки самообслуживания за 2-3 млн. рублей. Остальные 20% статей написаны продавцами оборудования, безусловно, являющимися профессионалами в своем деле, основной задачей которых является сбыт, сбыт и сбыт. Хотя и среди продавцов встречаются те, которые готовы делиться реальными цифрами затрат на организацию бизнеса.

Итак, начнем всё с чистого листа, забудем читаное ранее в интернете и попробуем честно взглянуть на реальные затраты.

Хотя мы и предлагаем всем нашим клиентам открыть мойку самообслуживания «под ключ», фактически же, мы являемся инжиниринговой компанией. Т.е. мы хорошо умеем монтировать это оборудование, обслуживать, консультировать наших клиентов, но мы не строители. Мы многое знаем о строительстве, но сами не строим. Предпочитаем доверять это специалистам в своей области. Поэтому всегда предупреждаем об этом клиентов, в том числе о том, что возможность купить мойку под ключ будет дороже, чем, если заказчик захочет сам построить её с нуля.

Подавляющее большинство наших клиентов строили мойки самостоятельно. Безусловно, мы ведем до конца все наши проекты и всегда стараемся помочь на каждом из этапов. Не только консультациями, но и проверенными подрядчиками. Поэтому цифрами стоимости мы владеем. Кроме того, в течение последних 2-х недель мы побеседовали со многими нашими клиентами и знакомыми, кто построил мойку за последние полгода, чтобы выяснить полные объемы расходов, которые пришлось понести до запуска бизнеса.

Начнём с небольших отступлений.

Первое отступление

И опыт сын ошибок трудных… Практически не бывает проектов близнецов, каждый проект – это индивидуальное решение. Тому подтверждение наши клиенты. Даже те, которые не побоялись строить с нами по три-четыре мойки самообслуживания. Вероятность того, что вы превысите запланированные расходы, очень велика. Поэтому называть точные цифры – удел Остапа Бендера.

Только Остап мог с легкостью назвать стоимость спасения отца русской демократии. Мы этого делать не будем. Мы можем оценить ваши расходы: отдельно на строительную часть, отдельно на навесы и технологическое оборудование, которому нужно уделять самое пристальное внимание. Поскольку это, как сердце у человека. Важно, чтобы оно было здоровым на долгие годы жизни.

Второе отступление

Самый востребованный на сегодня проект – это 6-ти постовая автомойка самообслуживания. Исходя из этого, мы и будем систематизировать расходы. Но нужно учитывать, что невозможно получить корректную стоимость одного поста, просто поделив 6-ти постовую мойку на цифру 6. Двухпостовая мойка самообслуживания обойдётся в половину затрат от цены 6 постовой под ключ. А 4-х постовая будет дешевле всего процентов на 20. Но если мы увеличиваем количество постов, то здесь действительно можно делить и умножать не боясь погрешности, поскольку увеличение запланированной сметы неизбежно.

Третье отступление

Многие ошибочно полагают, что самое дорогое при открытии автомойки самообслуживания «под ключ» – это технологическое оборудование. В случае наиболее бюджетного оборудования эта статья будет составлять около 15-20% от общих затрат. В случае покупки оборудования премиум-класса, это займёт до половины от общих затрат.

Основные расходы будут на землю. Не только в смысле покупки земли либо права долгосрочной аренды, но и прочие вложения в земельный участок, а именно: согласование, ТП, коммуникации, сама стройка, благоустройство и т.п. Подавляющее большинство этих затрат невозвратные. И если вам не повезло с выбором места, то эти деньги так и останутся «зарытыми в землю».

Давайте рассмотрим реальные примеры автомоек самообслуживания.

Начнём с самых популярных сейчас автомоек самообслуживания. То, что можно ёмко назвать «колхоз-колхоз».

Колхоз-колхоз

Построить такую мойку с нуля стоит от 1 млн. рублей за каждый пост.

Не хочу обидеть ни владельцев таких автомоек, ни тружеников сельского хозяйства. Обычно такие мойки открывают люди, у которых либо существенный недостаток начального капитала, либо они просто не понимают, во что они ввязываются, открывая такого типа автомойки. При этом, несмотря на единый термин, могут существенно отличаться как внешне, так и по стоимости.

Они могут быть такими:

А могут быть и такими:

Последние мойки, несмотря на существенно лучшую обертку, несут в себе приблизительно одинаковую начинку. Не очень съедобную...

Почему мы называем такие мойки не очень лицеприятно, несмотря на внешнюю привлекательность?

У них есть одна общая черта: они часто созданы в нарушение ряда строительных норм и неписаных правил. В законодательстве нет каких-либо чётких норм по созданию моек самообслуживания. И все делают кто во что горазд. Хотя в Европе уже накоплен огромный опыт по созданию правильных объектов. В итоге в попытках сэкономить, или от незнания, все эти мойки имеют невысокий срок службы.

Безусловно, читатель может возразить: у нас не Европа, грязь не та. Сразу замечу: потому и не Европа, что мы не привыкли соблюдать элементарные нормы техники безопасности, экономить электричество, воду, реагенты для мойки. Такие мойки могут быть существенно дешевле, особенно если они построены в обход законодательства и с нарушением всех возможных норм строительства.

Мы такими мойками не занимаемся и никому не советуем их открывать. Почему?

Несмотря на относительно небольшие затраты, этот бизнес, не успев окупиться, уже начинает просить вливать в него небольшие, но средства.

У бюджетного оборудования самая высокая себестоимость программ мойки. Кроме того, из-за отсутствия запаса по прочности и использования недорогих материалов, нужно регулярно осуществлять мелкие ремонты, а это не столько затраты, сколько простои в работе. А как только появляются конкуренты, то оказывается, что у таких моек минимум конкурентных преимуществ. Остаётся конкурировать только ценой. Что при высокой себестоимости ещё больше начинает напоминать бизнес ради бизнеса.

Другой путь – это путь для серьёзных инвесторов, которые умеют хорошо считать деньги. И не в ближайшей перспективе, а на долгие годы.

Итак, если вы хотите построить нормальную автомойку, которая будет работать долгие годы, есть два варианта: оптимальный и бескомпромиссный.

Оптимальный вариант

В этом случае затраты на автомойку составят 1,9-2,5 млн. рублей на пост. Разбег может быть из-за полноты комплектации оборудования, удачного места расположения участка, вложений в привлекательность и красоту.

Получится в какой-то мере типовая мойка, но с надёжным оборудованием, с хорошей низкой себестоимостью программ мойки. А также с достаточным набором конкурентных преимуществ, чтобы долгие годы не просто работала, но и зарабатывала. А при необходимости могла быть продана без финансовых потерь.

Бескомпромиссный вариант

И гений парадоксов друг…

Самые дорогие затраты на проект могут колебаться в районе 2.7-3.3 млн. рублей на пост. Но вы получаете не только самую красивую мойку в городе, но и максимально большой набор конкурентных преимуществ на будущее, когда конкуренция существенно обострится. Именно ваша мойка гарантированно выживет в этой конкурентной борьбе. Проверено в условиях высококонкурентного европейского рынка.

Статьи расходов на открытие мойки самообслуживания «под ключ»

Земельный участок

Не будем останавливаться на этом пункте, т.к. он абсолютно индивидуальный. Мало того, оценить средние затраты просто невозможно. Они могут быть от условно нулевых (если этот участок уже есть и простаивает без дела, либо очень удачные условия по его аренде) до четырёх десятков миллионов рублей, если покупать его в московском регионе в собственность.

Создание проекта, согласование и получение разрешения на строительство

Обычно самый затратный по времени этап (не менее месяца), но не самый дорогой. Необходимо получить технические условия на коммуникации (вода, электричество, канализация и, при необходимости, газ). Это бесплатно. К тому же необходим сам проект.

Серьёзные производители предоставляют типовой проект, но во всех случаях необходима его адаптация и привязка к местности. Стоимость такой услуги до 150 тысяч рублей. Стоимость полноценного проекта от 150 до 400 тысяч. Рекомендуем его заказывать в «правильных» организациях, которые рекомендуют в местных «архитектурах».

Можете согласовывать самостоятельно либо доверить юристам. Зачастую в регионах такие услуги стоят совсем недорого (от 50 тысяч рублей). Итого оценочные затраты на эту статью – от 350 тысяч рублей.

Подготовка участка

Или, другими словами, вынос инженерных сетей из пятна застройки. Очень индивидуальная статья расходов. Обычно находится в прямой зависимости от стоимости участка. Чем дешевле участок, тем больше на нём проложено сетей с соответствующими охранными зонами.

Затраты у наших клиентов были от нулевых, когда по территории участка не проходило вообще никаких сетей (что очень редко встречается в городской среде), до грабительских 7 млн. рублей, которые местные горэлектросети запросили за вынос высоковольтной линии.

Подвод коммуникаций и техприсоединение

Оборотная сторона предыдущего пункта. Если нет рядом никаких сетей, то вам придётся проводить их самостоятельно. У одного из наших клиентов затраты были нулевые (всё было на участке), а у другого заказчика только подвод воды и ливневой канализации обошёлся в 3.7 млн. рублей. Еще один из клиентов, который построил 3 автомойки, сказал, что если совсем грубо считать, то на каждую из автомоек тратил по 3 миллиона за подвод электричества, воды, канализации и газа.

Строительные расходы

Речь будет идти исключительно про строительство «открытых моек самообслуживания», а, конкретнее, только про те строительные работы, которые происходят на уровне земли и ниже. Возведение навеса выведем в отдельную статью расходов и поговорим позже.

Очень интересная статья в плане разгула псевдоэкономии, а также для наживы нечистоплотных «строителей». Цифры плавают очень сильно. Именно здесь чаще всего стараются экономить желающие открыть мойку «колхоз-колхоз». Зачастую с плачевным результатом уже в первую зиму.

Некоторые продавцы оборудования обещают затраты всего 1.5-2 млн. за 6-ти постовую мойку. Только когда доходит до дела, смета вырастает вдвое, а иногда и втрое.

Итак, попробуем разобраться, сколько это стоит, на примере строительства с помощью готовых плит с интегрированными теплыми полами.

Во-первых, участок нужно подготовить и вывести. А также убрать плодородный слой почвы, а место изъятого грунта отсыпать. Каких-то средних цифр в этом случае нет. Это могут быть как нулевые затраты, так и очень-очень приличные. Например, сейчас заканчиваются строительные работы на одном объекте. Там подъём уровня большого участка (около 30 соток) был в 2.5 метра. Необходимо было, чтобы он был в один уровень с дорогой. Все это обошлось владельцу в 3.5 миллиона рублей.

Затем нужно уложить сами плиты. Комплект плит на 6 постов с учетом плиты под техпомещение и монтаж стоят 2.2 млн. рублей. Без учета стоимости доставки этих плит до строительной площадки.

Помимо укладки самих плит необходимо провести некоторые земляные работы по прокладке и подключению коммуникаций, купить все необходимые строительные материалы, арендовать спецтехнику, оградить площадку и т.п. Затраты на круг будут не менее 2.5 млн. рублей.

Исходя из реального опыта наших клиентов, строительные работы обходились им от 2.6 до 3.5 млн. рублей.

Можно ли сэкономить? Здравый смысл подсказывает, что нельзя, но многие это делают. Кто-то экономит на бетоне и нарушает технологические процессы. Даже несмотря на то, что этого делать на автомойке самообслуживания категорически нельзя. В агрессивных условиях автомойки кислотная и солевая коррозия бетона протекает гораздо быстрее обычного.

Иллюстрация «экономного» подхода. Фото сделано после первой зимней эксплуатации:

Кто-то экономит на толщине силовой части плиты при самостоятельной отливке. Некоторые уникумы умудряются прямо без силовой части делать теплые полы. В итоге экономят от одного до двух миллионов рублей, но получают мойку, которая проработает, если повезет, 5 лет. А если нет, то до первой зимы.

Кто-то экономит на тёплых полах либо не сотрудничает с нормальными теплотехниками, которые смогут правильно рассчитать полы под конкретный климат. Либо наймут самого дешёвого подрядчика, который сделает с нарушением технологии. Кто-то вообще пытается работать без них и пропускает из-за этого самый хлебный сезон, когда температурный маятник и наибольшее количество посетителей мойки.

Вот наглядный пример такой экономии:

Правда, в данном случае человек не только на теплых полах экономил, а вообще на всём, включая оборудование. Но на мойках такого типа – это частое явление. Достаточно проехаться по ним в морозы.

Очистные сооружения

Это сооружения, которые очищают стоки с автомойки самообслуживания, для последующего слива в канализацию. Существует несколько вариантов. Во-первых, покупка самых дешевых очистных только ради сертификата, который нужен для получения разрешения на работу автомойки. По факту, такие очистные почти ничего не очищают. Вопрос довольно короткого времени, когда водоканал проснется и возьмет пробу стоков и насчитает на весь прошедший объем за доочистку до норм ПДК, либо наложит штрафы. Поэтому не рекомендуем идти таким путём.

Нормальные реальные очистные стоят от 350 тысяч рублей. Конечная цена зависит от требований водоканала либо от типа канализации. К примеру, для сброса стоков в ливнёвку нужны более серьёзные очистные, стоимость которых порядка 1.5 млн. рублей. У большинства наших клиентов они обходились в 400-500 тысяч рублей.

Навес

Тоже достаточно интересная статья расходов. Хорошо отражает банальное незнание строительных норм не только заказчиками, что простительно, они и не должны их знать. Но и подрядчиками. Сплошь и рядом на автомойках класса «колхоз-колхоз» используется крашеная труба 70х70, которая в используемых конструкциях не выдерживает никаких серьёзных снеговых и ветровых нагрузок и годится разве что для столбиков кладбищенских оградок.

В зависимости от региона нужно использовать трубу не меньше 120х120 в зависимости от толщины металла.

Кроме того, крашеный металл на мойках самообслуживания очень быстро начинает ржаветь из-за постоянно высокой влажности, большого количества щёлочи и реагентов.

Вот так выглядит крашеный металлический каркас после 9 месяцев на мойке самообслуживания. Сфотографировано в Москве:

Горячеоцинкованный навес, созданный по всем СНиПам, типовой конструкции, с растяжками между постами, техпомещением, профнастилом на крыше и простым фризом стоит от 1.2 млн. рублей. И пропорционально дорожает, если добавлять жесткие перегородки между постами, более красивые рекламные фризы, подсветку и т.п. Уверен, все видели мойки самообслуживания такого типа.

Они выглядят так:

Если делать акцент на дизайне, укрывать металл отделочными материалами, то стоимость существенно возрастает, смело перешагивает за 2 миллиона рублей и границ практически не имеет. Конечная стоимость индивидуального навеса будет зависеть исключительно от фантазии заказчика.

Помимо «квадратного дизайна» существует большое количество вариаций. Например, вот такой навес заказчику обойдётся в 1.4 млн. рублей с техпомещением.

Вот такого типа навес российского изготовления вместе с техпомещением обойдётся приблизительно в 2.7 млн. рублей.

Импортные дизайнерские навесы, а также российские навесы из нержавеющей стали, переваливают за некомфортную планку в 4 млн. рублей и могут стоить вплоть до 6 млн. рублей. Это будет зависеть от производителя, материалов, дизайна, цветового решения, каких-то элементов кастомизации и прочего.

Каких-то средних цен нет, каждый решал сам для себя, сколько будет стоить его навес. Поэтому у наших заказчиков цены колебались в пределах от 1.3 млн. рублей до 5.8 млн. рублей.

Благоустройство

Почему-то многие, особенно продавцы оборудования, забывают об этой статье расходов. Эти расходы нетиповые и сильно зависят от самого участка земли. Самое дорогое в этой статье – это асфальтирование. Средняя цена асфальтирования (с подготовкой) стоит порядка 1.5 тыс. рублей за квадратный метр. И если у вас большой участок, например 20 соток, где голая земля, то будьте готовы потратить только на асфальтирование не меньше 1.5 млн. рублей. Также деньги можно потратить на освещение, озеленение, рекламные вывески и т.п.

Естественно, затраты на благоустройство могут быть минимальные. Например, если арендовать парковку возле гипермаркета.

У наших клиентов расходы на благоустройство сильно отличались, т.к. практически не существует одинаковых участков, и составляли от 200 тыс. рублей до 3 млн. рублей.

Дополнительное оборудование

В эту статью расходов я сваливаю в одну кучу всё оборудование, которое напрямую не связано с автомоечным оборудованием. Это и пылесосы, и котлы для тёплых полов, и системы видеонаблюдения, и прочее оборудование.

Также не существует какой-то средней стоимости, т.к. каждый заказчик сам определяет потребности. Сколько ему нужно постов с пылесосами. Какими котлами он обойдётся: простыми бытовыми за 150 тыс. рублей либо профессиональными пеллетными, напичканными электроникой за 600 тыс. рублей. Нужна ли ему простейшая система видеонаблюдения за 100 тыс. рублей либо ему нужна серьёзная система с FHD камерами, файлсервером и удалённым доступом за пол-миллиона рублей.

На эту статью тратится от 500 тыс. рублей до 1.2 млн. рублей.

Оборудование

Эту статью я намеренно вынес в самый конец, чтобы показать, что основные расходы – это расходы, связанные с земельным участком. При этом они единовременны и по большей части невозвратны. В случае с ошибкой выбора участка оборудование можно перевезти на новое место. А вот асфальт и другие затраты так и останутся закопанными в землю в прямом и переносном смысле.

При этом в дальнейшем на заработок автомойки все эти затраты будут несильно влиять в отличие от оборудования. Нужно понимать, что всё это вспомогательное для основного автомоечного оборудования. Именно оборудование влияет на большинство факторов будущего заработка.

Для моек типа «Колхоз-колхоз» покупается самое дешёвое оборудование на 6 постов, которое обходится не менее 2 миллионов рублей с доставкой и монтажом. В принципе цены варьируются очень сильно на рынке оборудования. Иногда можно встретить абсолютно одинаковое по компонентам оборудование, но с разницей цены в полтора раза.

Очень редко на мойках такого класса можно встретить качественное оборудование. Чаще наоборот. Встречаются иногда мойки, где всё построено реально на долгие годы, плюс ещё всё очень красиво. То есть человек вложил в свой объект больше 10 миллионов рублей и при этом установил бюджетное оборудование.

Я понимаю людей, которые покупают такое оборудование. И уважаю их выбор. Но как мне кажется, они просто не были осведомлены, чем именно они рискуют и почему такой разброс цен на рынке оборудования.

Покупая мойку самообслуживания под ключ за 6-10 миллионов рублей, они неосознанно поставили себя в очень шаткое положение. Ведь в погоне за экономией они лишились каких-либо серьёзных конкурентных преимуществ. Причём даже таких серьёзных как себестоимость программ мойки.

Впрочем, все люди взрослые. И если готовы рисковать весьма большой невозвратной суммой, то это их риск.

Российское оборудование, которое может предоставить неплохую себестоимость помывки, начинается от 4 миллионов рублей. Но сможет ли оно обеспечить остальные конкурентные преимущества и надёжность – большой вопрос.

Самое простейшее импортное оборудование стоит приблизительно таких же денег. Но оно самое простое. Поэтому на нём стоит останавливаться, только если не хватает средств. Хотя тут уже можно всерьёз раздумывать, что лучше, простое импортное или российское, но «навороченное». С одной стороны, с российским оборудованием больше рисков, с другой стороны, больше выбор функционала за те же деньги.

Если же брать оборудование от лучших европейских производителей, то цены за оборудование на 6 постов будут варьироваться от 5 до 9 миллионов рублей.

Хотя правильнее писать в евро, т.к. курс рубля величина непостоянная. В евро – от 70 тыс. евро до 140 тыс. евро.

Наши клиенты выбирали Aquarama стоимостью от 5 до 7 миллионов рублей по курсу на момент покупки оборудования.

Сколько стоит мойка самообслуживания под ключ?

Краткое резюме из вышесказанного, или во сколько обойдется 6 постовой «проект».

Самая дешёвая мойка самообслуживания при определённой доле везения обойдётся не меньше 1 миллиона за пост. То, что мы называем «Колхоз-колхоз».

Оптимальная стоимость – это от 2 миллионов за пост.

Если ваш выбор – бескомпромиссная мойка, то готовьтесь выложить не менее 3 миллионов за пост.

В заключение хотелось бы отметить, что в жизни всё относительно. Кто-то живет, не задумываясь о будущем. И сегодняшний финансовый результат, пусть и малый, но сегодняшний. А кто-то мыслит глобально и на годы.

Олег Логачев

Роман Королев

ООО "Оборудование моек самообслуживания"



29 Июля 2017

Автомойки самообслуживания появились в российских городах сравнительно недавно. Еще десять лет назад их можно было пересчитать по пальцам, а в последнее время количество таких моек растет в геометрической прогрессии. Это связано не только с тем очевидным фактом, что вымыть автомобиль на таких мойках дешевле, чем на автоматических или ручных. Одним из стимулов похода на такую мойку служит и то, что мест для мытья собственного автомобиля вручную в крупных городах практически не осталось, а такая «процедура» на природе вызывает законное возмущение окружающих.

В конце 90-х, начале 2000-х годов мойки самообслуживания были нерентабельны, так как оборудования для них стоило значительно дороже, чем для ручных, а рабочая сила обходилась дешево. Если 15-20 лет назад оплата мойщиков составляла 20-25% от выручки, то сегодня это 50% и более. Все это создает условия для роста числа моек самообслуживания. Пользование такими мойками особенно популярно среди людей, которые любят ездить на запыленной машине. При незначительных загрязнениях многие из них предпочитают быстрый и бюджетный вариант самостоятельного мытья автомобиля.

Хотя автомойки самообслуживания теоретически «безлюдные», но, тем не менее, на каждом объекте круглосуточно присутствует дежурный, которых помогает клиентам при их затруднениях. Но самое «больное» место таких моек это обслуживание и ремонт оборудования. Специалистам хорошо известны проблемы оборудования на стандартных ручных мойках. Эти проблемы возрастают многократно, так как на мойках самообслуживания оборудование эксплуатируют дилетанты. Иногда такая эксплуатация граничит с варварством.

Если вы рассматриваете мойку самообслуживания как бизнес, то это, однозначно стоящая затея. Рассмотрим все по порядку.

Регистрация мойки, коды ОКВЭД, документы

Если для вас бизнес, связанный с мойкой автомобилей, не является чем-то новым и вы зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, то этот раздел не для вас. Если вы задаетесь вопросом о том, как открыть мойку самообслуживания с нуля, то начинать следует с регистрации. Лучше всего регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и использовать упрощенную систему налогообложения (УСН).

Выбор варианта УСН (6% от валового дохода или 15% от схемы «доходы минус расходы») зависит от составленного бизнес плана. Если подтверждаемые расходы составляют менее 60% от выручки, то предпочтителен первый вариант.

В качестве основного вида деятельности следует указать «мойка автотранспортных средств, полирование и предоставление аналогичных услуг» (код ОКВЭД 45.20.3).

Для начинающих бизнесменов особую трудность составляет согласование документов с надзорными инстанциями (экология, санэпидемслужба, энергонадзор, пожарная инспекция и так далее). Проще всего этот вопрос решается в том случае, если вы заказываете проект мойки самообслуживания в специализированной организации. Таких, наверняка, в вашем городе найдется несколько и такие организации предоставляют полностью согласованный проект. Это не самый дешевый вариант, но, на практике, самый быстрый и надежный.

Выбор участка и строительство мойки

Нет надобности повторять, что правильный выбор места для мойки самообслуживания это половина успеха. Однако при выборе участка есть ограничивающие факторы. Вблизи участка должна быть минимальная инфраструктура:

  • водопровод или иной источник чистой воды;
  • канализация (кроме случаев полностью замкнутых систем, о которых поговорим ниже);
  • возможность подключения к электрическим сетям.

Подключение к этим сетям «съедает» львиную долю инвестиций при строительстве автомойки.

Принято считать, что наиболее удачными местами для размещения мойки самообслуживания являются окраины спальных районов, желательно на дорогах, ведущих к деловым и промышленным центрам. Также привлекательными являются трассы, которые соединяют спальные районы с центром города. Очень важным является возможность визуального обзора мойки со стороны трассы.

"Система не может действовать лучше,

чем позволяет ее слабейшее звено"

Дж. О Коннор

На одной из выставок Интеравто к нам подошёл человек, с которым мы познакомились ровно год назад. Общались по поводу покупки оборудования для мойки самообслуживания. Можно сказать, что клиент. Но не наш, т.к. решил сэкономить и построил в итоге автомойку, которую мы называем «Колхоз-колхоз». Так вот, зашёл он к нам на стенд, мы пообщались как давние знакомые. И тут он признался: «Я только сейчас, спустя полгода эксплуатации мойки самообслуживания, до конца понял всё, что вы мне говорили год назад. И теперь понимаю, какие ошибки совершил, но уже ничего не поменять. Придётся жить с той автомойкой, которая получилась, а не с той которую хотел».

Эта история вспоминается нам каждый раз, когда приходит время выставки. И к очередной выставке мы решили написать эту статью, дабы помочь избежать типичных ошибок. Большинство предпочитает самостоятельно набивать шишки, им мы не поможем. Но тем, кто готов прислушиваться к мнению профессионалов, она должна помочь.

Земля

Краеугольным камнем каждого проекта мойки самообслуживания является земельный участок .

Он должен соответствовать некоторым параметрам:

  • иметь назначение «под автомойку», «придорожный сервис» и т. п.;
  • быть удалённым от жилья на 100 и более метров;
  • иметь возможность подключения к коммуникациям;
  • находиться в «проходном» месте вблизи точек притяжения автомобилистов или на пути «маятниковой миграции» с работы домой (ближе к дому, чтобы можно было помыть машину и почти сразу поставить на стоянку).

Участок должен иметь хорошие подъездные пути, желательно находиться на первой линии. Также важно то, что находится под этим участком. Коллекторы, магистральные трубопроводы, электрокабели и кабели связи. Все они имеют свою охранную зону и могут сильно замедлить реализацию проекта из-за необходимости согласований с владельцами коммуникаций. В некоторых случаях коммуникации делают реализацию проекта невозможной или нерентабельной.

Ошибка: начинать проработку проекта автомойки самообслуживания с второстепенных вопросов, оставляя земельный «на потом».


Выбор типа моющих средств

Существует два основных типа моющих средств: жидкие моющие средства (автошампуни) и порошковые моющие средства (порошки). В странах СНГ наиболее распространены автошампуни, а в Европе же более распространены порошки.

Анализ порошковых средств

  • Для растворения порошка нужна подогретая вода, следовательно, нужно топить котёл и зимой и летом. Это увеличивает себестоимость (см. п.3) .
  • Порошок до конца не растворяется, что приводит к воздействию абразива на трущиеся части помпы. Как следствие – повышенный износ и увеличение расходов на обслуживание. Для того чтобы обеспечить обычный межсервисный интервал производители моек на порошке вынуждены использовать помпы с завышенным ресурсом (CAT), а также запасные части, которые многократно дороже обычных. Это приводит к значительному росту сервисных расходов. Также губителен абразив и для других узлов и агрегатов, например, для форсунок. Для работы на порошке применяют дорогие форсунки с керамической вставкой. Обычные форсунки из нержавеющей стали изнашиваются через две недели активного использования.
  • Стоимость самого порошка. Хороший порошок, который отмывает всю грязь, но при этом наиболее щадящий к оборудованию, привозят из Европы. Стоит он недёшево, цены на него прямо зависят от колебаний валютного курса. Также изредка бывают перебои с поставками. Это случается обычно в разгар моечного сезона. Простой мойки ведёт к недополучению прибыли.
  • Отсутствие пены. Порошок не предназначен для создания пены, на порошке возможна только эмульсия. Не секрет, что клиенты предпочтут ту мойку, где есть пена, той мойке, где только эмульсия. Для программы всё равно придётся добавить дублирующую систему подачи жидкой химии, а это дополнительные (немалые) расходы на покупку оборудования.
  • Побочным эффектом порошковой технологии является кавитация, которая разрушает помпу. Кавитация происходит вследствие работы помпы в режиме самовсасывания.

Анализ автошампуней

Из-за большой распространённости автошампуней в России их выбор намного шире. В России давно научились производить качественные автошампуни, которые могут отмывать российскую грязь. Огромный плюс в нивелировании логистических издержек, а также в возможности делать разные автошампуни, чтобы можно было подобрать под локальные условия использования (состав воды и типы загрязнений). Ну и конечно себестоимость помывки автомобиля даже на дорогом качественном шампуне существенно ниже по сравнению с порошком.

Но есть и два минуса:

  • Шампуни обходятся немного, но дороже в логистике, т.к. объём и вес месячного запаса получается больше у шампуня. Это основная причина, почему порошки более распространены в Европе.
  • Оборотная сторона отсутствия абразива в растворах шампуней и более бережного отношения к моечному оборудованию – это меньшая моечная способность. Но как упоминалось выше, в условиях производства автошампуней в России этот минус нивелирован более тщательным подбором под локальные условия использования.

Какое моющее средство предпочесть? Порошок или шампунь? Решать вам, мы можем поставить оборудование обоих типов. Но к нам обращались люди с заказом на переделку МСО других производителей с порошковой технологией на жидкостную, а вот с жидкостной на порошковую ни разу.

Ошибка: не учесть всех плюсов и минусов при выборе типа моющих средств.

Себестоимость помывки одного автомобиля

Складывается из стоимости воды, электричества и химии. В дешевом оборудовании отсутствуют инверторы, обороты электродвигателя не регулируются, впустую тратится вода и электроэнергия. Нет точных дозирующих насосов, химия дозируется неэкономно. Нет качественной водоподготовки подобранной под локальные условия эксплуатации, значительно увеличивается расход химии. Нет прочих многочисленных компонентов, влияющих на итоговую себестоимость помывки.

Также в зимнее время необходимо нагревать воду для приготовления химии (если мойка на порошке греть приходится и летом, см.п.2). В идеале подогревать воду и для ополаскивания, т.к. в холодное время года это существенно повышает моющую способность.

К сожалению, в последние годы производители дешёвого оборудования начали пользоваться неосведомленностью и технической необразованностью клиентов и пытаются выдавать желаемое за действительное. На самом деле, изучив тему оборудования хотя бы немного, узнав основные принципы работы моек самообслуживания, уже можно понимать, когда продавцы просто лукавят, а когда откровенно врут. Физику не обманешь.

Ошибка: не узнать и не проверить данные о себестоимости и накладных расходах до приобретения оборудования.

Доступность и унификация запчастей

Ещё старик Генри Форд говорил: «Машины продают лишь для того, чтобы затем продавать запчасти к ним». Многие, особенно немецкие производители, эту мысль хорошо помнят.

Перед покупкой оборудования для мойки самообслуживания нужно понимать:

  • сколько будут стоить запасные части и расходники;
  • есть ли аналоги и заменители;
  • как долго ждать запасных частей.

Предпочтительной является конструкция, в которой наибольший процент запчастей и расходников можно купить на местном рынке.

Ошибка: купить оборудование и не знать, сколько будут стоить запасные части, а также, где их можно приобрести и в какие сроки.

Инженерный опыт

Выбор оборудования – полдела, вторая половина – выбор поставщика. Мало купить хорошее оборудование, его ещё нужно установить, обслуживать и чинить. Также не менее важно, чтобы специалисты поставщика обучили персонал заказчика. Для всего этого как раз очень важен опыт и знания.

Ошибка: выбрать компанию с отсутствующим или малым опытом. Такие компании, как правило, присваивают себе чужой опыт, размещают на своём сайте фотографии чужих объектов.

Персонал МСО

Часто, открывая мойку самообслуживания, персоналу владелец уделяет недостаточно внимания. А ведь от грамотных действий персонала во многом зависит успех всего проекта. Ведь не секрет, что многие люди, приехавшие на мойку самообслуживания впервые (и не только), не умеют мыть машину. Только путём обучения и грамотных пояснений можно добиться хороших результатов мойки клиентами, почти с первого раза.

И наоборот, не уделяя должного внимания клиентам, оставляя их один на один с оборудованием, которым они не умеют пользоваться, легко получить общее мнение клиентов, что «мойка плохо моет» и «отмыть невозможно». Это неминуемо приведет к оттоку клиентов, особенно при наличии других моек самообслуживания поблизости.

Ошибка: не уделять внимания подбору и обучению персонала.


Понимание реальной структуры расходов

Стоимость оборудования – существенная часть расходов, но этим всё не ограничивается.

Важно дополнительно учесть: стоимость строительства, благоустройства территории, подведения и подключения инженерных коммуникаций, очистных сооружений, навеса и тех. помещения и, конечно же, разрешений и согласований ().

Ошибка: не учесть всех затрат.

Запас прочности и ресурс

Согласно Питеру Лоуренсу, чем сложнее система, тем она уязвимее. С этим мнением можно соглашаться во многих сферах. Если вспомнить, что П. Лоуренс всё-таки педагог, а нам предстоит работать, с одной стороны, с высоким давлением, а с другой стороны, с обыкновенными людьми, которым это самое давление «до лампочки». То в реальной жизни оказывается, чем сложнее устроена система, чем больше в ней применено ухищрений для защиты «от дурака», то тем она надёжнее.

Для увеличения прочности и ресурса производители оборудования чего только не делают: и применяют нестандартные низкооборотистые помпы и моторы, и особый состав шатунов, и применение нержавеющей стали там, где это только возможно, и т.п.

Кроме того, некоторые производители оборудования закладывают в оборудование избыточные характеристики. Например, устанавливают помпы на 15 л/мин, но не используют их на мощности более 11 л/мин. Такой подход позволяет значительно, порой в несколько раз, увеличить срок эксплуатации оборудования.

Такое оборудование, как правило, имеет гарантийный срок больше 2-х лет или имеет программы продления гарантии.

Ошибка: при выборе оборудования для мойки самообслуживания не учесть ресурс оборудования и срок гарантии.


Выбор материала и конструкции навеса

Важной частью мойки самообслуживания является навес. Навес, помимо утилитарной функции защиты, несёт на себе ещё и эстетическую. Выбор навеса – компромисс между красотой и долговечностью с одной стороны и стоимостью с другой.

Навес мойки может быть выполнен из нержавеющей стали, горячеоцинкованной стали, стали с гальваническим покрытием и окрашенной стали. Также дополнительно каркас навеса может быть облицован декоративными элементами из пластика или композита. Наилучшим, и, пожалуй, самым затратным, является вариант из нержавеющей стали и вариант горячеоцинкованного каркаса с внешней облицовкой.

Варианты с гальваническим и лакокрасочным покрытием являются более дешевыми и менее долговечными. Такое покрытие способно противостоять коррозии совсем недолго. Как правило, уже через год появляется ржавчина.

Разумным компромиссом на этом фоне выглядит вариант горячеоцинкованного каркаса без дополнительной облицовки (как правило, отделывается только фриз). Горячеоцинкованный метал хорошо противостоит коррозии и способен сохранять презентабельный внешний вид очень долго. Конечно, такой вариант обойдётся дороже, чем просто сварить по месту и покрасить. Но учитывая необходимость обновлять окраску ежегодно, стоимость горячеоцинкованного и окрашенного каркаса сравняется уже через пару лет.

Ошибка: сэкономить на хорошем каркасе и потом ежегодно бороться с коррозией.

Конкуренция

История многолетних наблюдений показывает, что всплеск интереса инвесторов к автомоечному рынку прямо пропорционален сезонности этого рынка. Как только люди начинают видеть нескончаемые очереди на МСО, они понимают востребованность этой услуги, а значит, хотят поучаствовать в дележе этого пирога. И интерес не пропадает, пока не пропадают очереди. Либо из-за сезонности, либо из-за переизбытка предложения автомоек самообслуживания.

Поэтому нужно понимать, что даже если вы первым открыли мойку самообслуживания в каком-то населённом пункте, то ваше одиночество не будет долгим. Мало того, если бы не высокая стоимость входного билета, малая доступность заёмного капитала, а также высокая закрытость этого рынка для статистики, то мойки самообслуживания заполонили бы всё вокруг, как за короткий срок это произошло в Польше.

Открывая мойку самообслуживания сейчас, нужно задумываться, как вы будете привлекать клиентов через 3-5 лет. И за счёт чего вы будете зарабатывать.

Если проводить аналогию из ритейла, есть ли смысл открывать небольшой продуктовый магазин на 200 квадратов, зная, что скоро рядом откроется Ашан или Метро?

Многие спрашивают, а откуда мы можем знать, что бизнес на самом деле хороший, вдруг именно у нас он не пойдёт? Может мы сейчас построим что попроще и подешевле? Посмотрим, как пойдёт, а потом расширимся?

Могу с полной уверенностью сказать: «Да, именно у вас он не пойдёт». Т.к. зная, что скоро придут Ашан или Метро, вы строите маленький магазин. Тут либо конкурировать на равных с такими же возможностями, либо сойти с дистанции, когда придут серьёзные конкуренты. Либо даже не входить в этот бизнес.

Поздно будет расширять магазин, когда какой-то гипермаркет отберёт большинство клиентов. И, в отличие от магазина, где можно перестать продавать продукты и стать барбершопом, мойку самообслуживания не переделать в прачечную.

Ошибка: недальновидность при открытии бизнеса мойки самообслуживания.


Вот и закончили мы список основных ошибок, которые совершают люди при решении открыть этот бизнес. Как видите, большая часть ошибок так или иначе связана с попытками сэкономить либо самими заказчиками, либо производителями оборудования.

Я не буду взывать к известной пословице: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи». Инвестору пословицы чужды, ему нужны цифры. А те, кто совершает упомянутые ошибки, считают не все цифры, а только те, которые они видят на поверхности. Ведь у айсберга на поверхности видно только несколько процентов от всего размера.



Олег Логачев

Кирилл Звягинцев

ООО «Оборудование моек самообслуживания»


12 Августа 2017

Сначала следует подобрать место, которое должно располагаться в непосредственной близости от дороги, но вдали от конкурентов. Лучшим выбором являются спальные районы . Затем нужно приобрести или арендовать земельный участок (из расчета 130 кв. метров на пост автомойки) и получить разрешение на строительство объекта либо монтаж модульной конструкции.

Следующий этап – приобретение и монтаж оборудования, печать необходимых инструкций, которые помогут клиентам пользоваться моечными аппаратами. И последний этап, предшествующий самообслуживания – маркетинг.

Оборудование для автомойки самообслуживания

Для открытия мойки требуются:

  • моечный комплекс;
  • пылесосы;
  • сушильные аппараты;
  • очистное оборудование.

Есть модели моечных комплексов и других аппаратов с купюроприемниками, которыми автомобилисты смогут пользоваться совершенно самостоятельно, есть такие, где оплата услуг производится при помощи жетонов, продающихся на отдельной кассе.

Первые в силу отсутствия необходимости устанавливать кассу и нанимать кассира предпочтительнее. Также модели различаются по функционалу и производительности.

На заметку

Комплекс оборудования для автомойки самообслуживания должен быть предельно простым в использовании , а рядом с ним должна быть предельно понятная инструкция. Исходить при выборе оборудования следует из бюджета, количества постов и предполагаемой нагрузки.


Автомойка самообслуживания под ключ

Есть компании, которые осуществляют весь цикл работ для автомойки самообслуживания, начиная с приобретения или аренды участка, и заканчивая монтажом и пусконаладкой оборудования.

Сэкономить в таком случае не выйдет, расходы будут существенно выше, чем при выполнении всех этапов подготовки к открытию мойки самостоятельно.

Автомойка самообслуживания – цена

Основная статья расходов – приобретение оборудования:

  • моечный комплекс: от 400 тыс. до 1 миллиона рублей;
  • пылесос самообслуживания: от 150 тыс. до 500 тыс. рублей;
  • сушильный аппарат: от 400 тыс. рублей;
  • очистные сооружения: от 350 тыс. до 1 миллиона рублей.

Если участок под мойку совсем мал, можно отказаться от установки сушильных аппаратов.

Расчет для мойки на 6 постов

Общая стоимость оборудования для мойки на шесть постов: от 6,5 миллиона рублей. Стоимость аренды земельного участка (около 700 кв. метров): от 400 тыс. рублей в год. Стоимость строительства: от 4 миллионов рублей. Маркетинг: до 100 тыс. рублей.

Итого: от 11 миллионов рублей . С учетом регулярных затрат на персонал, расходные материалы и коммунальные услуги чтобы запустить автомойку потребуется не более 11,5 миллиона рублей.

Персонал

Особых требований к персоналу автомойки не предъявляется: достаточно одного человека, который будет периодически проверять оборудование, восполнять расходные материалы и т. д.

Прибыль

Средняя загруженность одного моечного поста составляет 10-20 моек в день. Себестоимость 1 мойки составляет до 40 рублей, тогда как стоимость услуг – от 200 до 300 рублей. Чистая прибыль для мойки на 6 постов : от 360 до 720 тысяч рублей в месяц.

Как видите, чтобы открыть автомойку самообслуживания требуются сравнительно небольшие вложения, а срок окупаемости не превышает 3 лет. При этом прибыль достаточно велика, что делает мойку самообслуживания одним из самых .