Традиционно усиление и ослабление яркости участков изображения в фотроцессах используется для корректировки тонального дисбаланса изображения,

вызванного недостаточной ("недодержка") или завышенной ("передержка") экспицией участка негатива. Это позволяет добиться хорошей передачи деталей как в светах, так и в тенях. В Adobe Photoshop инструмент Dodge (Осветлитель) позволяет осветлить участок изображения. Он представляется в палитре инструментов пиктраммой с изображением специального экрана (маски), которым фотограф перрывает поток света, тем самым сокращая экспозицию и уменьшая затемненность фрагмента. Инструмент Burn (Затемнитель) - затемняет изображение, изменяя яость пикселов, составляющих изображение. На палитре инструментов его пиктрамма - изображение сжатой руки.

По умолчанию оба инструмента осветляют (затемняют) изображение на 50% и воздействуют на средние тона, но вы можете указать необходимую вам степень осветления (затемнения), используя движок Exposure (Экспозиция) и требуемый тоновый интервал воздействия в раскрывающемся списке Shadows/Midtones/ Highlights (Тени/Средние тона/Светлые тона) палитры параметров соответствуего инструмента.

Осветление фрагмента

Откройте документ ФЛАМИНГО.jpg, находящийся на прилагаемом диске (рис. 10.7, а ), осветлим окружающий фон, хотя он и так достаточно светлый. Кечно, можно было бы выделить эту область и применить к ней различные комаы. Но мы это сделаем с помощью инструментов.

1. Выберите инструмент Dodge (Осветлитель) из палитры инструментов. В питре свойств поставьте величину экспозиции 20% и установите в поле Range (Диапазон) тоновый интервал Highlights (Светлые тона). В поле Range (Диапазон) кроме этого возможны значения: Midtones (Средние тона) и Shadows (Тени).

2. Увеличьте масштаб фрагмента с помощью инструмента Zoom (Масштаб).

Brush (Кисть), с которой будет работать инструмент Dodge (Осветлитель). Попробуйте кисть размером 35 пикселов с размытыми краями (рис. 10.7, б ).

4. Параметр Exposure (Экспозиция) регулирует экспозицию. При малых процеах слабое воздействие, при больших процентах - сильное.

5. Каждое прикосновение инструмента к участку изображения теперь будет оетлять его на 20% в области светов (средние тона и тени не меняются). Короими мазками кисти осветлите фон, который окружает фламинго. Приятно, что фон светлеет, а все детали остаются. Сохраните документ.

Разумеется, вы можете использовать этот инструмент и на других фрагментах изобрения, где, как вам кажется, маловато света. Проведите также эксперимент с использанием разного тонового интервала для инструмента Dodge (Осветлитель).

Рис. 10.7. Осветление фона инструментом Dodge

Затемнение фрагмента

Откройте файл СТРАУС.jpg (рис. 10.8, а ), находящийся на прилагаемом диске. С помощью инструмента Burn (Затемнитель) усилим тени на приглянувшихся оастях изображення.

1. Выберите инструмент Burn (Затемнитель) из палитры инструментов. Палитра свойств этого инструмента абсолютно аналогична палитре инструмента Dodge (Осветлитель). Установите экспозицию равной 20% и тональный интервал Shadows (Тени).

2. Увеличьте участок коррекции с помощью инструмента Zoom (Масштаб).

3. Выберите подходящий размер кисти из поля Brush (Кисть) - например, 35 пикселов с размытыми краями.

4. Сделайте серию "мазков" в области шеи и туловища страуса. Тени стали более глубокими и насыщенными, туловище страуса - более выразительным (рис. 10.8, б ).

Вы, наверное, уже заметили, что пара инструментов Dodge/Burn (Осветлитель/Затеитель) по сути эквивалентна команде тоновой коррекции Levels (Уровни) с той лишь разницей, что работает не для всего изображения, а для выбранного участка.

Рис. 10.8. а - исходное изображение; б - после затемнения

Источник: Комолова, Н. В., Adobe Photoshop CS5 для всех / Н. В. Комолова, Е. С. Яковлева. - СПб.: БХВ-Петербург, 2011. - 624 с.: ил. + CD-ROM - (В подлиннике)

Улучшите свои навыки пейзажной фотографии, используя разнообразные продвинутые техники осветления и затемнения для тонкой коррекции светотени на снимках.

Когда дело доходит до финальной коррекции пейзажных снимков, осветление и затемнение само по себе становится формой искусства. Этот процесс был неотъемлемой частью фотосъемки долгие годы, но в наше время корректировать свет и тень намного проще, чем это когда либо делалось в специальной темной комнате.

Здесь мы рассмотрим несколько техник. Однако, это не тот случай, где достаточно просто знать, как избирательно корректировать яркость: намного важнее определить, какая зона фотографии нуждается в обработке.

При взгляде на фотографию, глаза сначала фокусируются на более светлых ее участках. При работе нам нужно это учитывать. Представьте, что гуляете взглядом по изображению: подчеркните основные линии и привлеките глаза к нужному субъекту.

1. Разделите землю и небо

Выделите небосвод при помощи инструмента Быстрое выделение (Quick Selection Tool), затем нажмите Ctrl + J , чтобы скопировать участок на новый слой. Создайте корректирующий слой Уровни (Levels). Установите его режим наложения Умножение (Multiply), затемнив фотографию. Выделите маску слоя и нажмите Ctrl + I , чтобы инвертировать ее.

2. Затемните небо

Кликните с зажатой клавишей Ctrl по миниатюре слоя-копии неба. Кликните по маске слоя Уровни (Layers). Выберите инструмент Кисть (Brush Tool). Установите белый в качестве основного цвета, а параметр Непрозрачность (Opacity) сократите до 20% . Зарисуйте зоны неба, которые хотите затемнить. Когда все готово, нажмите Ctrl + D , сняв выделение.

3. Поднимите передний план

Создайте новый корректирующий слой Уровни (Layers). Установите его режим наложения на Экран (Screen), чтобы осветлить изображение. Кликните по слою с небом с зажатой клавишей Ctrl , а затем перейдите в меню Выделение > Инверсия (Select > Inverse). Инвертируйте маску нового слоя Уровней и закрасьте белой кистью зоны переднего плана, которые нужно осветлить. Когда закончите, сбросьте выделение.

04. Подчеркните камни

Нажмите Ctrl + Shift + Alt + E , создав объединённый слой. Кликните правой кнопкой мыши по новому слою и выберите Преобразовать в смарт-объект (Convert to Smart Object). Перейдите в меню Фильтр > Усиление резкости > Контурная резкость (Filter>Sharpen>Unsharp Mask). Установите такие значения параметров: Эффект (Amount) - 120 , Радиус (Radius) - 45 , Изогелия (Threshold) - 4 , добавив камням четкости. Инвертируйте появившуюся маску слоя и закрасьте камни белым.

5. Притягиваем взгляд

Кликните с зажатой клавишей Alt по иконке нового слоя в нижней части панели Слоев (Layers Panel). В окне создания слоя установите Режим (Mode) на Перекрытие (Overlay), затем поставьте галочку напротив пункта "Выполнить заливку... " (Fill with…) и кликните ОК . Установите Непрозрачность (Opacity) кисти на 10% . Рисуйте белым для осветления зон, черным - для затемнения; используйте этот слой, чтобы обратить внимание на субъект.

6. Подсветки и тени

Нажмите Ctrl + Shift + Alt + E , чтобы создать еще один объединенный слой. Выберите инструментОсветлитель (Dodge Tool), установите Экспонирование (Exposure) - 10% , а Диапазон (Range) - Подсветка (Highlights). Закрасьте зоны, которые нужно подчеркнуть. Используйте инструмент Затемнитель (Burn Tool) с Экспонированием (Exposure) - 10% и Диапазоном (Range) - Тени (Shadows) для добавления глубины теням.

Не деструктивное затемнение и осветление обычно делается с помощью слоя с заливкой 50% серого. Хотя мне и подходил этот метод в прошлом, я считаю сложным предусмотреть результат, который достигну в итоге. Позже, чтобы сделать затемнение и осветление, я стал использовать корректирующие слои с маской, и обнаружил, что имею больше контроля над тоном и контрастом изображения.

Преимущество использования этого метода в том, что после применения слой-маски вы можете легко повторно открыть диалоговое окно и изменить количество яркости или затемнения, примененное в конкретных областях.

От проявки до цифровых технологий

Осветление и затемнение является традиционной печатной техникой в фотолабораториях, которая используется для придания определенным участкам печатного изображения больше или меньше экспозиции. Цель метода заключается в том, чтобы восстановить утраченную информацию, как правило, вызванную высококонтрастной экспозицией.

Эта техника легко применяется в Photoshop и поможет вам восстановить изображения. Бывали ли у вас снимки с пересвеченными бликами? Или пейзажи с потерянными деталями в тенях? Эта техника является спасением для подобных ситуаций и может быть использована во всех тональных коррекциях определенных участков изображений.

На изображении выше, которое я взял для примера, чечевица и цыпленок, расположенные под жаренным яйцом, были слишком темными, и я терял некоторые важные детали. Также обратите внимание на то, как пересвечены белые участки яйца и край белой салфетки. Осветление и затемнение помогут исправить эти две проблемы.

Сначала я осветлю темные участки.

Шаг №1 – Добавьте корректирующий слой Уровни

Откройте свое изображение и с помощью кнопки Корректирующий слой внизу палитры слоев добавьте слой Уровни.

Шаг №2 – Сделайте тоновые настройки

Так как я сейчас буду работать в основном над участком под яйцом, я воспользуюсь слайдером для средних тонов в центре гистограммы, чтобы сделать тоновые настройки. Перетащите слайдер влево, чтобы осветлить участок. Обратите внимание, что светлее становится все изображение. Не паникуйте. Позже мы применим маску, чтобы исправить это. На данный момент сконцентрируйтесь на том участке, который вы хотите осветлить. Как только вы будете удовлетворены тональным уровнем, нажимайте ОК.

Шаг №3 – Добавьте маску слоя


Создание корректирующего слоя автоматически добавит маску к этому слою. Вы увидите, что у вашего корректирующего слоя есть два маленьких окошка. Окошко справа – это ваша маска слоя. Проверьте, чтобы было выбрано окошко справа, нажмите на инструмент Выбор основного цвета и задайте черный. Разместите курсор в пределах изображение и щелкните на нем. Добавление черного цвета спрячет корректирующий слой. Теперь вам нужно использовать белый цвет, чтобы проявить его в тех местах, где это необходимо.

Шаг №4 – Проявление корректирующего слоя


Выберите подходящий размер кисти для определенного участка и уменьшите непрозрачность до 15%. Задайте белый цвет и начинайте аккуратно прорисовывать ту область, которую вы хотите осветлить, в моем случае это еда под жаренным яйцом. Продолжайте рисовать до тех пор, пока не будете довольны уровнем осветления.

Если осветление слишком сильное, дважды щелкните на корректирующем слое и переместите слайдер вправо, чтобы сделать эффект не таким интенсивным. Не достаточно светло? Перемещайте слайдер влево.

20.03.15 5.5K

Сегодня в это уже трудно поверить, но было время, и не так давно, когда фотоаппараты не были цифровыми, а обработка фото проводилась в лаборатории, а не на компьютере.

Цифровые камеры и Photoshop перенесли редактирование фотографий из фотолаборатории в вашу гостиную (или где у вас стоит компьютер ), но многие из инструментов и функций Photoshop уходят корнями к традиционной проявке.

Два ярких примера этого — инструменты Photoshop «Осветлитель » и «Затемнитель », оба они располагаются в палитре инструментов. Термины «осветлить » и «затемнить » относится к методам, которые использовались, чтобы либо осветлить (Dodge ) или затемнить (Burn ) конкретные области фото, увеличивая или ограничивая воздействие реагентов на определенных участках.

Инструменты Photoshop «Осветлитель » и «Затемнитель » являются цифровыми версиями этих методов и часто используются, чтобы либо осветлить недостаточно выдержанные области фотографии или сделать темнее засвеченные.

Хотя эти два инструмента очень полезны, однако, оба имеют один очень серьезный недостаток: могут привести к необратимому искажению вашего изображения. Лучше всего, приступая к работе в Photoshop , сохранить копию, чтобы вы всегда имели возможность вернуть оригинальную фотографию. Это часто называют «неразрушающей» работой в Photoshop , и вы всегда должны применять ее, когда возможно.

К счастью, Adobe предоставил нам множество методов «неразрушающей » работы над изображениями, и в этой статье по редактированию фотографий, мы рассмотрим один из них. Мы рассмотрим отличную технику избирательного управления экспозицией фотографии, через осветление и затемнение конкретных областей.

Она дает результаты, очень похожие на то, чего мы могли бы достичь с помощью инструментов «Осветлитель » и «Затемнитель », но без ущерба для пикселей изображения.

У нас есть фото с одной из очень распространенных проблем. Новобрачные должны быть в основном фокусе изображения, но из-за направления солнечных лучей и отсутствия эффекта заполняющей вспышки, пара выглядит слишком темной, в то время как фон вышел слишком ярким:

Оригинальное фото

Используя только инструменты Photoshop «Осветлитель » и «Затемнитель » и режим наложения слоя, мы можем легко исправить недостатки этого изображения:

Фото после осветления и затемнения конкретных областей

Давайте приступим!

Шаг 1: Добавьте новый слой

Откройте изображение, затем нажмите и удерживайте клавишу Alt (Win ) / Option (Mac ) и кликните на иконке «Новый слой » в нижней части палитры слоев:

Удерживайте нажатой клавишу Alt (Win) / Option (Mac) и кликните на иконке «Новый слой»

Таким образом мы добавляем новый слой поверх текущего. Но удерживая клавишу Alt (Win ) / Option (Mac ) при нажатии иконки «Новый слой », мы сообщаем Photoshop , чтобы нам нужно открыть диалоговое окно «Новый слой », прежде чем слой будет добавлен.

Это даст нам возможность дать имя слою, а также позволит изменить несколько важных параметров. Так как я буду использовать этот слой для осветления и затемнения некоторых областей, я назову его «Dodge and Burn «. Если вы не хотите, можете не называть отдельно слой, но назначение слоям имен — это очень полезная привычка:

Назовите новый слой «Dodge and Burn» (по желанию)

Однако, для чего нам действительно понадобится окно «Новый слой », это для того чтобы изменить опцию в самом низу окна — Режим . «Режим » — это сокращение от «Режим смешивания слоя », и по умолчанию для него установлено значение – «Нормальный ». Измените «Режим смешивания » на «Перекрытие »:

Измените «Режим смешивания» нового слоя на «Перекрытие»

Если коротко, то режим смешивания «Перекрытие » относится к группе режимов «Контрастность » и часто используется, чтобы увеличить контрастность изображения. Любые участки слоя, которые светлее, чем 50% серого (имеется в виду оттенок серого точно посередине между черным и белым ) используются, чтобы осветлить изображение.

В то время как участки темнее 50% серого, используются, чтобы их затемнить. Любые области, которые имеют точно 50% серого, полностью игнорируются Photoshop и становятся прозрачными. Как это работает на практике, мы сейчас увидим.

В режиме смешивания «Перекрытие » в диалоговом окне вы увидите новую опцию – «Выполнять заливку нейтральным цветом (50% серого) ». Установите флажок, чтобы включить эту опцию:

Установите флажок, чтобы включить опцию «Выполнять заливку нейтральным цветом (50% серого)»

Это указывает Photoshop заполнить наш новый слой 50% серого. После того, как вы закончите, нажмите кнопку «ОК », чтобы выйти из диалогового окна. Если мы сейчас посмотрим на палитру слоев, то увидим новый слой под названием «Dodge and Burn «, расположенный над фоном.

Для этого слоя у нас установлен режим смешивания «Перекрытие », и если мы посмотрим на его миниатюру слева от имени, то увидим, что этот слой заполнен серым:

Новый слой «Dodge and Burn» в палитре «Слои»

Чуть раньше я отметил, что, когда для слоя установлен режим смешивания «Перекрытие », любые области слоя, которые имеют оттенок 50% серого, становятся прозрачными. И, если мы посмотрим на наше изображение, то увидим, что, несмотря на то, что слой «Dodge and Burn » заполнен сплошным серым, мы видим нашу исходную фотографию. Серый цвет слоя «Dodge and Burn » является полностью прозрачным:

Сплошной серый слоя «Dodge and Burn» является прозрачным в окне документа

Шаг 2: Выберите инструмент «Кисть»

Мы собираемся осветлить и затемнить различные участки изображения, просто нарисовав поверх них белые или черные области. Области, закрашиваемые белым, станут светлее, закрашиваемые черным — темнее. Опять же, так происходит потому, что мы будем рисовать их на слое, для которого установлен режим смешивания «Перекрытие ».

Однако прежде, чем мы сможем что-то закрасить, мы должны выбрать инструмент «Кисть ». Для этого либо выберите «Кисть » из палитры инструментов, либо нажмите на клавиатуре клавишу «B »:

Выберите инструмент «Кисть»

Шаг 3: Установите цвет переднего плана на белый

Я хочу начать с осветления нескольких участков. Это значит, мне нужно нарисовать на них белые области. Значит, мне нужно установить цвет переднего плана на белый, так как инструмент «Кисть » рисует тем цветом, который установлен в качестве цвета переднего плана. Нажмите на клавиатуре клавишу «D », которая сбрасывает цвета текста и фона на настройки по умолчанию. Черный устанавливается в качестве цвета переднего плана, белый — цветом фона.

Чтобы поменять их местами нажмите на клавиатуре клавишу «X ». Если мы посмотрим на образцы цветов переднего плана и фона рядом в нижней части палитры инструментов, то увидим, что теперь белый установлен в качестве цвета переднего плана:

Образец цвета переднего плана в палитре инструментов

Шаг 4: Уменьшите непрозрачность кисти до 10 — 20%

Лучше всего при работе с этой техникой постепенно наращивать количество осветлений и затемнений, которые мы применяем, потому что даже небольшого значения иногда может быть вполне достаточно. Поэтому мы должны работать с кистью низкой непрозрачности. Убедитесь, что у вас выбран инструмент «Кисть », затем перейдите в панель параметров в верхней части экрана и уменьшите непрозрачность до 10-20%. Я установил значение 10%.

Таким образом, каждый раз, когда я буду закрашивать ту же область, я буду увеличивать интенсивность освещения или затемнения на 10%, что дает мне больше возможностей для маневра:

Уменьшите непрозрачность кисти в панели параметров

Шаг 5: Закрасьте области, которые вы хотите осветлить

При выбранном инструменте «Кисть », белом цвете в качестве цвета переднего плана и уменьшенной непрозрачностью, просто закрасьте те участки фотографии, которые вы хотите осветлить. В первый раз эффект будет довольно тонким из-за низкой непрозрачности кисти.

Но если вам нужно больше осветлить определенные участки, просто закрасьте их несколько раз. Вы можете изменить размер кисти, если это необходимо. Если хотите использовать кисть с мягкими краями, вы можете сделать края кисти мягче, нажав несколько раз левую стрелку, удерживая при этом клавишу Shift . Нажатие правой стрелки при нажатом Shift делает края более жесткими.

Я хочу закрасить саму пару молодоженов, поэтому мне нужно нанести на них несколько штрихов средней мягкой кистью. Каждый раз, когда я буду закрашивать области, я буду увеличивать их яркость на 10%. Поэтому пройдитесь по фигурам молодоженов 3 или 4 раза.

Лица на фото выглядят особенно темными, поэтому эту область, возможно, придется обработать дополнительно.

Закрасьте белым области фото, которые вы хотите сделать ярче

Шаг 6: Установите цвет переднего плана на черный

Когда вы закончите с осветляемыми областями, нажмите клавишу «X », чтобы поменять местами цвета переднего плана и фона.

Быстрый и действенный способ осветления или затемнения областей изображения при обработке фото , как замена инструментам Осветление и Затемнение .

С данный способом я познакомился в книге С. Келби «Справочник по обработке в Фотошоп», с.196-197. Здесь метод представлен в качестве замены инструментам Фотошопа Dodge (Осветлить) и Burn (Затемнить) . Метод так понравился мне, что я записал его в виде Action , и пользуюсь им постоянно. А на днях описание этого же метода попалось мне в журнале «Practical Photoshop» (№9 за 2011 год, стр. 55), но несколько в другом ключе, и, — что прямо замечательно! — в нём в качестве инструментов используются именно Dodge и Burn ! Для замены несовершенных инструментов мы используем именно эти самые инструменты!

Но — хватит путаницы, описываю метод.

Для затемнения/осветления проблемных областей изображения (небо, море, глубокие тени, области лица — да что я перечисляю — каждый о них прекрасно знает) — применяются самые различные способы. Уровни с масками, Кривые с масками, режимы наложения (с масками), Тени/Света . Для местного, локального изменения как раз и предназначены вышеупомянутые Осветлить и Затемнить .

Итак, альтернатива.

Открываем изображение, области которого требуют коррекции. В главном меню программы выбираем Слои — Новый — Слой . Обращаю внимание, что сделать надо именно так — через меню, чтобы появилось окошко, в котором мы чуть позже настроим некоторые параметры. Либо можно щёлкнуть по кнопочке Создать новый слой в палитре Слои , но удерживая клавишу Alt.

В появившемся окне выбираем режим Перекрытие , и ставим чуть ниже птицу Выполнить заливку нейтральным цветом режима «перекрытие» (серым 50%) . В результате над исходным слоем появляется новый слой, залитый 50% серым, который в режиме наложения Перекрытие игнорируется, поэтому изображение никак не изменится.

Теперь, в классическом варианте (который от Скотта Келби), выбираем мягкую кисточку и уменьшаем непрозрачность процентов до 25-30. Нажимая по очереди клавиши D и X , устанавливаем в качестве переднего цвета белый. Начинаем водить мышкой по тем местам, которые надо осветлить. Если эффекта осветления недостаточно, проводим по участку второй, третий раз..

Для затемнения светлых участков нажимаем D , чтобы установить в качестве переднего чёрный цвет, и проводим мышью по нужным участкам.

Где-то прочитал ещё такую рекомендацию: при любых работах в Фотошопе надо проделать очередную операцию, потом прищуриться, откинуться на спинку стула, возможно в позе «руки за голову», и после этих манипуляций уменьшить силу воздействия процентов на 10-15. Смех смехом, но я так на самом деле иногда делаю. Так вот у нас есть такая возможность в виде общей непрозрачности серого слоя.

На этом классический способ заканчивается, и есть повод выпить вспомнить о второй возможности. Предлагается в качестве кисточки использовать те самые инструменты — Осветлить и Затемнить . Какие плюсы? Если обычная кисть работает с одинаковой силой в каждом движении, то эта парочка постепенно усиливает своё действие при елозении на одном месте, не отпуская кнопки мыши. При использовании этих инструментов необходимо только увеличить Непрозрачность — до ста процентов. Дополнительно необходимо уточнить диапазон, в котором необходимы изменения — Тени , Подсветка или Средние тона . В результате мы получаем более мягкий, гибкий и тонкий инструмент.

Ну и в качестве бонуса допишем в коллекцию способов осветления/затемнения такой:

В самом начале — добавляем просто пустой слой (нажав Создать новый слой в палитре Слои ), режим наложения установим в Мягкий свет . Берём те же белую или чёрную кисть с Непрозрачностью 30%, и выполняем аналогичные описанным действия. Результат получается более мягким и умеренным, чем первый.

В конце хочу подчеркнуть, что все способы очень легко записываются в Action .