Люди всегда стремились к небу. О полетах мечтали еще во времена античности. Достаточно вспомнить миф о Дедале и Икаре. Свои варианты разнообразных летательных аппаратов предлагал известный изобретатель Леонардо да Винчи, оставивший нам чертежи. Со временем человек построил самолеты, вертолеты, космические корабли. За чудесами прогресса легенда об Икаре потускнела, так и не дав людям настоящего ощущения полета, который зависел бы от человека.

Совершать полеты, опираясь исключительно на силы своего организма сложно, но можно. Для этого люди придумали необычный летательный аппарат - мускулолет. Внешне это устройство больше всего напоминает гибрид из обычного велосипеда и планера. Получается своего рода самолет с педальным движителем. Однако любой человек, используемый в качестве двигателя, довольно слаб. Даже самые тренированные спортсмены-велосипедисты способны лишь на протяжении нескольких минут развивать мощность порядка 1 л.с. Даже у самых примитивных допотопных паровых машин, не говоря уже о современных двигателях внутреннего сгорания, вырабатываемая мощность в десятки раз выше.


Именно по этой причине создание мускулолетов долгие годы оставалось очень сложной задачей, которую удалось успешно решить лишь сравнительно недавно, когда широкое распространение получили легкие сплавы и композитные материалы, которые позволили создавать конструкции обладающие малым весом и высоким запасом прочности. Из-за особенностей физического строения человеческого организма мускулолеты остаются по большей части спортивными снарядами и хобби для любителей воздухоплаванья. Придумать им практическое применение очень сложно. Не случайно еще один из основателей и отцов русской авиации Н. Е. Жуковский говорил, что человек будет летать, опираясь не на силу своей мускулатуры, а на силу своего разума.

Однако полет на реактивном лайнере и мускулолете, как говорят в Одессе, это две большие разницы, в первую очередь по самим ощущениям. Именно поэтому данное направление очень популярно у энтузиастов. К тому же мускулолет развеивает представление о том, что личный летательный аппарат доступен только богачам из числа VIP-персон. Гибрид самолета и велосипеда гораздо демократичнее и дешевле любого личного самолета. При этом столь необычное транспортное средство уже имеет в своей коллекции некоторые рекорды. К примеру, американец Брайен Аллен в 1979 году перелетел на мускулолете Ла-Манш. А грек К. Канелопулос в 1988 году совершил полет по стопам легендарного Дедала, перелетев с острова Крит на материк. Он преодолел по воздуху 115 километров, потратив на перелет по прямой около 4 часов.

Для современных мускулолетов по-прежнему важна хорошая физическая форма, но выдающаяся мускулатура и сила икр и квадрицепсов немного отходит в тень. На современных моделях оторваться от земли (а это самое сложное) и лететь в состоянии любой человек, отличающийся средней мышечной развитостью. Для того чтобы свести трудозатраты пилота к минимуму, мускулолеты собирают только из наиболее легких материалов, таких как карбон, кевлар, углеволоконные трубки.

По этой же причине все мускулолеты - это довольно хрупкие «создания», обычно они весят около 30 кг. При этом данный летательный аппарат обладает большим размахом крыльев - до 35 метров и большим винтом - до 2 метров в диаметре. Такая конструкция довольно сильно подвержена поломкам, большая часть которых случается при разгоне и приземлении аппарата. Зато в небе такой агрегат может парить подобно птице. При отсутствии встречного ветра опытные пилоты в состоянии развить скорость до 45 км/ч, а если ветер дует пилоту в спину, скорость устройства вполне может кратковременно достичь рекордных для него 90 км/ч. Несомненным плюсом таких летательных аппаратов является полное отсутствие топлива, хорошо питаться придется лишь самому пилоту.

мускулолетов

Первые попытки человека взлететь описаны в мифе о Дедале и Икаре. По сути, именно они и создали первый махолет, создав крылья из воска и птичьих перьев. Взлететь на чем-то подобном, согласно преданиям, пробовал и некий холоп Никита, пытавшийся совершить полет с колокольни Александровской слободы в 16 веке. За эту свою попытку он поплатился жизнью. Решить проблему полета в эпоху Возрождения пытались и в Европе. При этом титаны итальянского Возрождения опирались не на вульгаризированную бионику, а на передовые научные достижения тех лет. Некоторые полезные соображения на этот счет содержались в трудах Леонардо да Винчи. Он развивал данную идею, начиная с 1475 года и до самой своей смерти, посвятив этой теме большое количество чертежей и рисунков.

По этим чертежам Леонардо можно заметить, что он много наблюдал за полетами птиц, он оставил после себя много вариантов разнообразных конструкций летательных аппаратов и орнитоптеров, чем-то похожих на современные вертолеты, только с архимедовым винтом вместо пропеллера как с ножным, так и с ручным приводом, а также с вертикальным положением пилота в аппарате, и геликоптеров, машущих крыльями. Однако реализовать свои задумки в реальных образцах известному итальянскому изобретателю было не суждено.

Только спустя три сотни лет «карманную» модель геликоптера создали французы Лонуа (Launoy) и Бьенвеню (Bienvenu), которые, естественно, ничего не знали о наследии инженера да Винчи. Детище французских изобретателей, которое оснащалось четырехлопастным винтом, легко поднималось в небо за счет раскручивания пружины, изготовленной из китового уса. В будущем прообраз современных вертолетов стали приводить в движение паровыми двигателями и электромоторами, в связи с чем говорить о желании человека парить в небе, полагаясь на мускулатуру своих рук и ног, не приходится.

Мускулолет Gossamer Albatross

К идее разработки настоящего мускулолета вернулись только в начале XX века. Интерес к такому необычному летательному аппарату подогрел Робер Пежо, который специализировался на производстве велосипедов в известной автомобильной компании своего дяди. В 1912 году Пежо назначил приз в размере 10 тысяч франков для того, кто сможет пролететь на велосипеде с прикрепленными к нему крыльями всего 10 метров, и 1000 франков тому, кто сможет преодолеть по воздуху хотя бы 1 метр. С его стороны эта акция была неплохим рекламным ходом. В назначенный им час в «Парке принцев» при огромном стечении публики 30 энтузиастов-удальцов с развитой мускулатурой приступили к попыткам совершить полет. Данное состязание продолжалось несколько часов, но добиться успеха не удалось никому, а Пежо не потратил на это ни одного су.

Однако сама идея подняться в воздух только за счет подъемной силы крыльев и скорости разгона без использования толкающего винта снова ожила, и работы в этом направлении продолжились несмотря на кажущуюся бесперспективность. Чудо свершилось в 1921 году, когда конструктор Габриэль Пулен все-таки смог поднять аппарат в воздух, прикрепив к велосипеду, который весил 17 кг, два больших крыла. Он смог разогнать свое устройство до 40 км/ч, после чего мускулолет поднялся в воздух и сумел преодолеть расстояние в 12,3 метра.

А уже в 1935 году в Германии специалистами известной компании Юнкерс (Junkers) был спроектирован прообраз всех современных мускулолетов самолетного типа, который получил обозначение Mufli. Он оснащался тянущим винтом, на который крутящий момент передавался от велосипедных педалей. Однако поскольку в момент разгона аппарата мышечные усилия пилота передавались не колесам, а винту, поднять в воздух такой аппарат не удавалось. В итоге Mufli в воздух «выстреливали», используя для этого катапульту из резиновых канатов. Всего этот мускулолет поднимался в небо боле 100 раз. В 1935 году ему удалось преодолеть по воздуху 235 метров, а в 1937 году его рекорд был доведен до 712 метров.

Мускулолет Daedalus-88

И хотя немецкая разработка еще не могла совершить автономно классический цикл (взлет, полет и посадка) стало ясно, что со временем будет решена и проблема взлета для такого аппарата. Долгое время фактором, который тормозил развитие мускулолетов, было само время - отсутствие в тот момент легких и достаточно прочных материалов. После окончания Второй мировой войны с появлением современных прочных и легких синтетических полимеров это препятствие было устранено.

Так появилась и машина, которой удалось покорить Ла-Манш - мускулолет Gossamer Albatross Пола Маккриди. Вес этого летательного аппарата составлял всего 30 кг. Все прочие модели, количество которых к тому моменту перевалило уже за 200 единиц, весили как минимум на 5 кг больше. Данный аппарат отличался и уникальным аэродинамическим решением - его «хвостовое» оперение располагалось спереди. В то время как конструкторы большинства предыдущих моделей ориентировались на классическую самолетную схему. Спустя два года спустя после постройки, 12 июня 1979 года, Gossamer Albatross совершил перелет через Ла-Манш, преодолев дистанцию в 37 км.

В целом же все основные модели, производившиеся в ряде стран по всему миру, мало чем отличаются друг от друга, они будто сошли с одного конвейера. Технические параметры устройств лежат в достаточно узком коридоре. Размах их крыльев - 28-34 метра, площадь крыла - 38-44 квадратных метра. Крылья производятся из тончайших материалов, они очень хрупкие, поэтому в момент взлета и посадки помощники пилота придерживают крылья, для того чтобы они не касались земли. Вес таких устройств никогда не превышает 45 кг.

Тянущий (то есть установленный спереди) винт обладает диаметром от 1,5 до 2 метров. Пилот в полете вращает педали с частотой примерно 90 оборотов в минуту. Благодаря цепной передаче данное вращательное усилие передается на винт, частота вращения которого составляет уже 160-180 оборотов в минуту. Потери энергии при передаче составляют не более 5%. При этом скорость полета подобных устройств лежит в диапазоне от 20 до 45 км/ч. А пилот теперь располагается внутри полностью закрытой кабины, что позволяет существенно уменьшить сопротивление воздуха.

Вторая половина XX века стала временем настоящего мускулолетного бума: стали появляться одна за другой дорогостоящие модели, которые обновляли рекорды скорости, дальности и продолжительности полета. В настоящее время многие фонды любителей аэронавтики уже опустошены, непобитым остается лишь рекорд, по которому за час необходимо преодолеть дистанцию в 90 км. Приз за это достижение носит имя инженера Пола Маккриди.

Рекорд же дальности полета на мускулолете был установлен в 1988 году на аппарате под названием Daedalus-88. Он был спроектирован выпускниками и студентами Массачусетского технологического института, а сам рекорд принадлежит греку Канеллосу Канеллопулосу. Он совершил перелет протяженностью 115 километров 110 метров, пролетев по маршруту Дедала - с острова Крит на материк. Полет занял у него 3 часа 54 минуты 59 секунд. Годом ранее американец Глен Треммл на аппарате Light Eagle смог совершить полет по замкнутому кругу длиной 58 километров 660 метров.

В настоящее время мускулолеты большей частью бьются уже не за рекорды, а просто соревнуются между собой. Каждый год на всех материках, за исключением лишь Антарктиды, проходят разнообразные открытые национальные чемпионаты, в которых участвуют десятки летательных аппаратов. Мероприятия эти являются очень зрелищными и обычно привлекают большую аудиторию. Очень популярными они стали в Японии, где каждый год на озере Бива организуются открытые международные соревнования среди таких машин. На сегодняшний день японский рекорд дальности полета составляет 49 км по прямой, а рекорд скорости - 29 км/ч.

Источники информации:
http://vikond65.livejournal.com
http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/technics/347
http://www.permmag.ru/interesting/1403-muskulolet_gibrid_samoleta_i_v

Сверхлёгкий квадрокоптер на мускульной тяге Gamera II установил новый мировой рекорд длительности полёта, вдвое превзойдя достижение 1994 года, сообщает «Компьютерра–Онлайн» . Пока это достижение еще не прошло официальный процесс одобрения Национальной ассоциацией аэронавтики (National Aeronautic Association).

Полёт летательного аппарата на мускульной силе возможен. Еще в 1979 году Gossamer Albatross пролетел 35 километров, но это был аппарат самолетного типа. Для веловертолетов же это достижение оставалось недоступным. Приз Сикорского, учрежденный в 1980 году, должен был достаться тому, кто первым совершит полёт на вертолёте, приводимом в движение мускульной силой.

Требования премии, на первый взгляд, выглядят скромно: вертолет-победитель должен продержаться в воздухе минуту на высоте трех метров. До сегодняшнего дня ближе всего к этому подошли японцы с квадрокоптером Yuri I, продержавшиеся 19,46 секунды на высоте в 20 сантиметров.

Квадрокоптер Gamera, разрабатываемый студентами и аспирантами Мэрилендского университета (США), в 2011 году лишь на 11,4 секунды. Его новая версия, Gamera II, стала легче предшественника на 30 процентов. Вес пустого летательного аппарата составляет всего 32 килограмма. При этом габаритная длина квадрокоптера достигает 32 метров. Таких показателей конструкторам удалось достичь за счет использования углепластика и более рационального применения материала в конструкции, но главным их достижением стало не это. Студенты добились существенного усиления экранного эффекта, расположив четыре винта квадрокоптера максимально близко к поверхности.

В итоге энергия, необходимая для полёта, составила 460 Вт - в полтора с лишним раза больше, чем у самолётного Gossamer Albatross. И все же усилие, требуемое от пилота, упало по сравнению с первой Gamera на целых 44 процента - с 770 до 460 Вт.

20 июня энтузиасты записали видео, на котором запечатлен первый в истории полёт летательного аппарата без крыльев на мускульной тяге, продлившийся целых 40 секунд - вдвое дольше рекорда 1994 года. Тем не менее, до Приза Сикорского еще далеко: экранный эффект будет резко снижаться при наборе высоты, а значит, до трёх метров подняться будет очень непросто.

Хотя на первый взгляд работа студентов не имеет никакого смысла, на самом деле у нее может быть практическое применение. Конструкцию, добившуюся столь экстремально низкого энергопотребления, можно использовать как для пилотируемого полёта с применением солнечных батарей, так и в микро- и наноБПЛА на литиевых батареях с радикально меньшим энергопотреблением в сравнении с существующими.

В начале 1980-х годов на основе Gossamer Albatross был сделан гелиоплан, впервые в истории перелетевший через Ла-Манш. Использование вертолета в практическом смысле перспективнее. Пилот весом в 63 килограмма вместе с самой Gamera II даёт 95 килограммов общей массы. Если БПЛА весом в 950 граммов удастся тратить для полёта одну сотую энергозатрат Gamera II, литиевой батареи ему будет хватать на очень длительный промежуток времени.

Сверхлёгкий квадрокоптер Gamera II установил новый мировой рекорд (пока, впрочем, неофициальный) длительности полёта вертолёта на мускульной тяге, вдвое превзойдя достижение 1994 года. Получат ли создатели машины когда-нибудь Приз Сикорского?

Хотя полёт летательного аппарата на мускульной силе и возможен — такой аппарат ещё в 1979 году пролетел 35 км, едва ли не марафонскую дистанцию (настоящую, а не нынешнюю), — до сих пор по-настоящему это удавалось только аппаратам с самолётным крылом. Gossamer Albatross, ЛА самолётного типа, имел велосипедный привод и мощность всего в 300 Вт, однако при ветре эта цифра лавинообразно росла. Слишком большие крылья при очень маленькой массе осложняли полёт даже при нежнейшем дуновении ветерка. Наконец, всё это было возможно в основном за счёт экранного эффекта, существенного для средней высоты полёта Gossamer Albatross, составившей всего 1,5 м.

Именно после этого достижения в 1980 году был учреждён Приз Сикорского: премия за полёт на вертолёте, приводимом в движение мускульной силой. Дело это значительно более трудное, ведь вертолёту нужна бóльшая энерговооружённость. Требования, казалось бы, скромные: чтобы взять приз, надо продержаться в воздухе минуту на высоте до 3 м. До сегодняшнего дня ближе всего к этому подошли японцы с квадрокоптером Yuri I , продержавшиеся 19,46 с на высоте в 20 см. Впрочем, по сравнению с требованиями Приза Сикорского это было, как сказал бы Иа, «жалкое зрелище»: высота в 15 раз меньше, время полёта втрое короче.

Gamera, квадрокоптер разработки студенческо-аспирантского коллектива из Мэрилендского университета (США), в 2011 году не достиг и того, приземлившись через 11,4 с. Правда, педали этого ЛА вращала увлекающаяся велосипедом аспиранточка, и не из ГДР, а из США, что делает её достижение значительным на фоне предыдущего японского вертолётчика, представителя сильного пола.

Новый вариант аппарата, Gamera II, оказался легче предшественника на весомые 30%. Вес пустого ЛА — всего 32 кг (!), и это при том, что в плане размеры квадрокоптера составляют 32 м (!!). Разумеется, благодарить за это надо углепластик, который использовался самым активным образом. Но это не новинка — Gossamer Albatross 1979 года тоже был углепластиковый, как и Gamera I. Новость в улучшенном, более рациональном применении материала в конструкции, а также в «педалировании» экранного эффекта, для чего четыре винта квадрокоптера пришлось максимально приблизить к поверхности, разместив предельно низко.

И всё равно энергия, необходимая для полёта, составила 460 Вт, в полтора с лишним раза больше, чем у самолётного Gossamer Albatross. Это ожидаемый результат, ведь вертолёту в нормальных условиях вообще нужно больше энергии, чем самолёту. Самое главное, что усилие, требуемое от пилота/мотора, упало по сравнению с первой Gamera аж на 44% — с 770 Вт до 460. Это — настоящий скачок: чтобы выдать 770 Вт, человеку нужно «переплюнуть» одну лошадиную силу, что, если вы работаете длительное время, мягко говоря, проблематично. И тем не менее!

Результат не заставил себя ждать: на видео, записанном вчера, 20 июня, вы можете наблюдать первый в истории человечества полёт летательного аппарата без крыльев (приводимого в движение мускулами), продлившийся целых 40 секунд — вдвое дольше рекорда 1994 года:

Конечно, до Приза Сикорского пока далеко: экранный эффект будет резко снижаться при наборе высоты, то есть до трёх метров подняться будет очень непросто. И всё же прогресс налицо, как минимум по времени непрерывного полёта.

Предупредим неизбежный вопрос: зачем всё это нужно? А вот зачем. Конструкцию, добившуюся столь экстремально низкого энергопотребления, можно использовать двояко: пилотируемый полёт с применением солнечных батарей и масштабирование до микро- и наноБПЛА на литиевых батареях с радикально меньшим энергопотреблением в сравнении с существующими.

Первый подход был продемонстрирован ещё в начале 1980-х: на основе Gossamer Albatross был сделан гелиоплан, впервые в истории перелетевший через Ла-Манш. Второй подход в практическом смысле перспективнее. Пилот весом в 63 кг (именно столько весит рекордсмен, которого вы можете видеть выше) вместе с самой Gamera II даёт 95 кг общей массы. БПЛА весом в 950 г не редкость, и если ему удастся тратить для полёта одну сотую энергозатрат Gamera II, то литиевой батареи такой конструкции хватит на куда большее время.

Словом, битва за весовую экономию и эффективность винтов ведётся ребятами из Мэрилендского университета не напрасно. И — они настоящие молодцы.

Представьте, вы за рулем оригинального самолета, что-то наподобие велосипеда с огромными крыльями, крутите педали и взлетаете. Мечта? Нет, это мускулолет.

Изобрести летательный аппарат на мускульной тяге мечтал еще сам Леонардо да Винчи. Жаль, что подняться в воздух такие механизмы вряд ли смогут, если только при помощи катапульты.

Зато неплохо летают другие, даже на расстояния более 100 километров. Сейчас в мире около сотни моделей, успешно преодолевающих земное притяжение только за счет работы человеческих мышц. Самые жизнеспособные из них - мускулолеты самолетного типа на педальном приводе. Пилот такого велосамолета усиленно крутит педали и, набирая необходимую скорость на взлетной полосе, отрывается от земли.

Первопроходцем в этой категории стал аэровелосипед Поля Дидьера: он поднялся в воздух где-то на 30 сантиметров. Удачливее оказался французский велогонщик Пулен. В 1921 году он получил приз от компании «Пежо » в 10 тысяч франков за полет в 11 метров при старте с ровной площадки. Но это все смешные расстояния. Более километра пролетел англичанин Джон Поттер. Не в его ли честь назвала героя своих книг Джоан Роулинг? В 1972 году он управлял педальным самолетом «Юпитер» и смог разогнаться до 33 км/ч.

А теперь о рекордсменах. Самую большую скорость показал мускулолет «Мускулар II» под управлением Хольгера Роче: более 48 км/ч. Дата этого знаменательного события - 2 октября 1985 года. Да-да, уже почти 30 лет никому не удавалось побить этот рекорд.

Американский инженер Пол Маккриди сконструировал несколько легендарных безмоторных самолетов. В 1977 году он выиграл приз британского промышленника Генри Кремера, выполнив все условия: полет на «человеческой тяге» должен проходить на высоте не менее 3 метров, траектория движения - в форме восьмерки. Таким образом, он доказал, что человек может не только подняться в воздух своими силами, но и управлять полетом.

В 1979 году его аппарат «Госсамер Альбатрос» перелетел через пролив Ла-Манш, правда, в самой узкой его части. Дистанция около 35 километров была преодолена благодаря феноменальной выносливости велосипедиста Брайана Аллена, который, собственно, и крутил педали почти 3 часа.

Выбор Английского канала в качестве препятствия не случаен: за этот полет команда «Альбатроса» получила Второй Приз Кремера, 100 тысяч фунтов стерлингов. Все-таки слава и деньги - неплохой стимул для рискованных затей.

Рекордное расстояние на похожем аэротранспорте пролетел в 1988 году другой спортсмен, греческий чемпион Канеллос Канеллопулос: 119 километров за 3 часа 54 минуты. Канеллопулос скажет потом:

Я думал, самым сложным будет взлет, но это был и самый удивительный момент: шасси отрываются от земли, и ты вдруг чувствуешь, как крылья несут тебя, и слышишь только легкое жужжание педального механизма, стрекот пропеллера, свист ветра да собственное дыхание.

Его маршрут пролегал через Средиземное море, от острова Крит до острова Санторин, точно как в древнегреческом мифе о Дедале и Икаре. С той лишь разницей, что мифологические герои орудовали не педальным механизмом, а крыльями из птичьих перьев.

Мускулолеты , оснащенные подвижными крыльями, тоже существуют - это так называемые орнитоптеры, «птицекрылые ». Один из самых удачных примеров - «Швингуин » немецкого авиаинженера Александра Липпиша. Примечательно, что его машина была оснащена «весельным» приводом, то есть пилоту приходилось тренировать не ноги, а руки. Так, дергая за рычаги, Липпиш в 1929 году парил в воздухе на своем махолете. Однако оторваться от земли получалось только с помощью катапульты.

Но довольно истории, тем более что о ней было написано немало интереснейших статей, в том числе и в . Что нового происходит сегодня в этой области авиации?

В июле 2013 года вертолет на мускульной тяге под названием «Атлас » продержался на высоте трех метров более 1 минуты. Проект канадской компании AeroVelo заслужил Приз Игоря Сикорского, учрежденный Американским вертолетным сообществом в далеком 1980 году. Кстати, это ни много ни мало 250 тысяч долларов. Целых 33 года инженеры пытались сконструировать самолет на одной человеческой силе, который бы выполнил все условия для получения Приза Сикорского. И вот долгожданный момент настал!

Все это, конечно, впечатляет, но каково практическое применение таких вот громоздких конструкций? Российские изобретатели тоже задумались над этим вопросом и задались целью построить мускулолет, пригодный для использования в качестве… аттракциона. Ну или тренажера. В общем, игрушку для тех, кто мечтает летать, словно птица, совершенно автономно и без всяких выхлопных газов.

Студенты механического факультета Самарского государственного технического университета (филиал в г. Сызрани) разработали вертолет на педальном приводе «Сызрань-2». Сверхлегкая алюминиевая рама, два несущих винта, система управления, шасси и, главное, накопители энергии - все это позволит каждому желающему полетать в свое удовольствие и остаться в живых. С одним только ограничением: вес пилота не должен превышать 60 кг.

Однако хватит ли сил среднестатистическому человеку «раскрутить» педали до нужной скорости? Разве полеты на велосамолетах - это не привилегия спортсменов?

Стоит снова углубиться в историю, как тут же найдется ответ. Еще в 1991 году Сьюзан Грей опробовала мускулолет с говорящим названием «Небесный велосипед» (SkyCycle). С первой же попытки ей удалось пролететь 200 метров. Кроме Сьюзан, на нем летали Аманда Смит и Мэрион Тейлор, доказав тем самым, что самолеты на мускульной тяге - не исключительно мужская забава.

Более того, в некоторых странах мира проходят международные соревнования между любителями такого вида спорта. Так, в Японии подобные чемпионаты организуют при Университете Кюсю с 1976 года. Как следствие, основные участники японского Birdman Rally - студенты, что заметно оживляет это мероприятие. Вместо официальности и жесткой конкуренции - дружеская поддержка единомышленников и веселая атмосфера молодежной тусовки. Да что говорить - проще один раз .

Тем, кому за тридцать, тоже не стоит терять надежду. Джем Стэнсфилд (1975 г. р.), английский инженер и ведущий научно-популярного шоу на канале BBC One всего за пару недель собрал собственную модель аэровелосипеда и весной 2012 года с успехом его протестировал.

Кто знает, может быть уже совсем скоро мускулолеты в небе станут таким же привычным явлением, как пассажирские авиалайнеры?