Вспомнить сюжетную линию поучительного произведения Константина Паустовского поможет краткое содержание рассказа «Телеграмма» для читательского дневника.

Сюжет

В забытой богом деревушке последние дни доживает Катерина Петровна. Она совсем слаба и плохо видит. Помогают ей односельчане сторож Тихон и Манюша.

Хотя у пожилой женщины есть взрослая самостоятельная дочь. Она живёт в Ленинграде, Настя много работает и редко вспоминает, что где-то по ней тоскует мать. Вместо писем, что обрадовали бы старушку, Настя присылает денежные переводы.

Понимая, что наступающих холодов ей не пережить, Катерина Петровна пишет дочери и просит навестить перед смертью. Но Настя всё откладывает поездку, погружаясь в проблемы окружающих её людей, никому не отказывая в помощи.

Тихон видя, что несчастная старушка совсем плоха, шлёт в Ленинград телеграмму, в которой сообщает, что мать Насти при смерти. Катерина Петровна умирает в тоске, вечно занятая дочь не успевает вовремя приехать. Проститься ей удаётся лишь с могильным холмиком.

Вывод (моё мнение)

Настя осознала, как была не права слишком поздно. С этим грузом ей предстоит прожить до конца дней.

Катерина Петровна доживала свой век в доме, построенном ее отцом — известным художником. Глаза ее видят плохо, некоторые висящие на стенах картины ей уже трудно разглядеть.

Октябрь выдался на редкость ненастный и холодный. Трудно старухе вставать по утрам, все чаще задумывается она о том, что станет с домом, когда она умрет. Отец вернулся из Петербурга в родное село Заборье жил на покое, занимался садом. Но в доме, который находился под охраной областного музея, было много произведений живописи — не только самого художника, но и других живописцев (например, этюд Крамского). Часто вспоминает старуха свою дочь, которая не только не приезжает ее навестить, но и не пишет. Вот разве что раз в два-три месяца пришлет денежный перевод с припиской в две три скупых строчки: занята, мол.

Длинный, мучительный, как бессонница, октябрь так вымотал старуху, что она написала дочери письмо: «Зиму эту я не переживу. Вся жизнь, кажется, не была такой длинной, как одна эта осень». Письмо пни поручает бросить в почтовый ящик соседской девочке Манюшке, которая помогает ей по хозяйству.

Дочь Настя работает секретарем в Союзе художников. Письмо она к л идет в сумочку, не распечатав. И рада — жива мать, ничего с ней не г пучилось, и недовольна — в каждом письме ей чудится укор.

Настя читает письмо от матери. Нужно бы поехать, но... Тряска, неудобство в пути, неизбежные слезы старухи и скука деревенской жизни...

Настя с головой уходит в организацию выставки молодого неужив-чиного и самолюбивого скульптора Тимофеева. Особенно хорош его скульптурный портрет Гоголя. Выставка получилась очень удачной, было много горячих речей, благодарили Настю. На этой выставке ей мручили телеграмму: «Катя помирает. Тихон».

«Какой Тихон? Какая Катя? Наверное, ошибка...» — думает Настя, но вдруг разбирает обратный адрес — Заборье.

Старый художник спрашивает ее: «Ничего неприятного?»

Так, от одной знакомой... — бормочет Катя.

Но вдруг ощущает на себе чей-то укоряющий взгляд. Это Гоголь г "Iядит на нее, усмехаясь: «Эх, ты!»

«Ненаглядная моя...» — вспоминает Катя обращение из письма ма-тори. Она спешит на вокзал. Билетов уже нет. Настя готова разрыдаться. Кассирша, услышав: «У меня мама...», находит для нее билет.

Катерина Петровна не встает уже десятый день. Манюшка ночует у N66, тормошит:

Бабка, ты живая?

Дед Тихон идет на почту, берет телеграфный бланк и пишет на нем корявыми буквами. Приходит к старухе и читает: «Дожидайтесь. Выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя».

Катерина Петровна все поняла.

Не надо, Тиша. Спасибо тебе за добро, за ласку.

Так и умерла, не дождавшись дочери.

Не будь, Манюшка, пустельгой. За добро плати добром, — наказывает Тихон и посылает девочку в сельсовет.

Хоронили старуху на следующий день. Шла за гробом и молодая учительница, у которой где-то далеко жила мать — такая же седенькая.

Одинокая была? — спросила она про Петровну.

Считай, что одинокая. Дочь у нее в Ленинграде, да, видно, высоко залетела... Некогда было к матери приехать.

В Заборье Настя появилась на второй день после похорон. Темные комья земли на могиле и холодная комната матери, из которой, казалось, жизнь ушла давным-давно, — вот что она застала.

Уезжала Настя крадучись. «Ей казалось, что никто, кроме Катерины Ивановны, не мог снять с нее непоправимой вины».

Рассказ «Телеграмма» был создан Константином Паустовским в 1946 году. Именно это произведение было высоко оценено известной актрисой Марлен Дитрих. Прочитав его, она осталась навсегда большой почитательницей таланта писателя. В статье вы познакомитесь с кратким содержанием замечательного рассказа с описанием всех важных моментов. Текст статьи можно использовать для читательского дневника.

Стояла ненастная октябрьская погода. Катерина Петровна болела, совсем ослабла, ей все сложнее было вставать. Дом ее стал совсем неухоженным. Она жила в селе Заборье, в старом доме своего отца, именитого художника в прошлом. Катерина Петровна очень скучала по Петербургу и Парижу, по прошлой своей столичной жизни. Ей было не с кем было поговорить на волнующие ее темы, окружение было простоватым, не слишком образованным, хоть и добрым.

Ей помогала по хозяйству соседская девчонка, Манюшка, – убиралась, носила воду, ставила самовар. Катерина Петровна рассчитывалась с ней за услуги старыми вещами. Порой захаживал сторож Тихон, который очень уважал ее отца. Он тоже оказывал старой женщине посильную помощь – колол дрова, помогал в саду.

Катерина Петровна говорила очень тихо, еле слышно, часто плакала. Особенно плохо она себя чувствовала ночами. У нее была дочка, Настя, которая жила в Ленинграде, очень далеко от Заборья, и поэтому навещала мать нечасто, в последний раз приезжала около трех лет назад.

Катерина Петровна часто думала о дочери, но не хотела докучать ей, поэтому писала редко. Настя же не писала матери вообще, но иногда присылала почтовым переводом деньги.

Как-то в одну из октябрьских ночей она написала дочке письмо с просьбой приехать поскорее, так как боится не пережить зиму, и очень хочет увидеть Настю.

У Насти была ответственная работа с талантливыми людьми – секретарь в Союзе Художников. Она устраивала выставки и всегда была очень загружена. Получив письмо, она сунула его в сумочку, чтобы прочесть позже. С одной стороны, она радовалась маминым письмам — если пишет, значит, пока жива. Но с другой, воспринимала их как некий упрек, что мало внимания она уделяет родному человеку.

В этот день Настя направилась к молодому скульптору Тимофееву. Так как поступали от него жалобы, что в мастерской очень холодно. В квартире скульптора действительно стоял холод и гуляли ветра. Настя попросила показать его последнюю работу – скульптуру Гоголя. И ей показалось, что глаза писателя осуждают ее за то, что она так пренебрежительно отнеслась к письму. Сама скульптура была очень талантливой, и Настя решила обязательно помочь Тимофееву.

Вернувшись обратно на работу, она долго убеждала председателя устроить выставку скульптур Тимофеева. Уговорив его, Настя вернулась в свою комнату на Мойке и прочитала письмо.

«- Куда там сейчас ехать! - сказала она, - Разве отсюда вырвешься!». И письмо отправилось в ящик стола.

Через 2 недели состоялась выставка Тимофеева, которая стоила Насте много нервов и труда. Скульптор был капризным и несговорчивым, хотя в душе очень радовался выставке. На обсуждении другие скульпторы и художники много хвалили Настю, что она сумела «извлечь» талантливого творца на Свет Божий. И на этой выставке молодой женщине доставили телеграмму, отправленную Тихоном. «Катя помирает», написано было в ней. Вначале Настя подумала, что это какая-то ошибка, а потом заметила, что телеграмма из Загорья и нахмурилась. Стал выступать известный художник Перший, он хвалил Настю за ее заботу к малоизвестному художнику, ее внимание и труд по организации этой выставки.

А Настя тем временем думала о маме. Почувствовав на себе тяжелый взгляд, Настя снова увидела скульптуру Гоголя, смотрящую на нее с осуждением.

Наша героиня выбежала на улицу, села на скамейку под идущим снегом и заплакала. Подумала, что больше они не увидятся и что никто не любил ее больше, чем эта маленькая старушка. Она вскочила и побежала на вокзал, чтобы успеть увидеться с мамой, успеть попросить прощения. Но билетов не было. У Насти задрожали губы, но пожилая кассирша пожалела девушку и нашла ей билет.

Катерина Петровна не вставала с постели уже 9-й день. Манюшка все время находилась при ней. Тихон сходил на почту, пошептался с почтальоном и что-то нацарапал на бумажке. Пришел к Катерине Петровне и сообщил, что получил телеграмму от дочки. Прочитал вслух: ««Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя». Катерина Петровна поняла, что Тихон сам придумал и получение телеграммы, и текст, поблагодарила его за доброту и в тот же день умерла.

«- Не дождалась, - пробормотал Тихон. - Эх, горе ее горькое, страданье неписаное! А ты смотри, дура, - сказал он сердито Манюшке, - за добро плати добром, не будь пустельгой».

Похороны старушки состоялись на следующий день. Молодая учительница, недавно приехавшая в Загорье, увидела процессию и присоединилась к ней. На кладбище она поцеловала руку Катерины Петровны — выразила таким особенным образом свое уважение и печаль.

Насте удалось добраться до Загорья только на 2-й день после похорон. Ее встретил молчанием темный дом матери, ее комната, «из которой, казалось, жизнь ушла давным-давно». Настя проплакала все ночь, а рано утром незаметно уехала, стараясь не попадаться на глаза жителям деревушки. Да и никто кроме умершей Катерины Петровны уже не смог бы снять с нее тяжесть вины.

Вот такой грустный-грустный рассказ. Об одиночестве, о неоплаченном долге детей перед родителями и, тем не менее, о людской доброте.

Дело было в октябре. Катерина Петровна жила в доме своего отца. Отец – известный в своё время художник. Он приехал в село, когда стал старым, ухаживал за садом, картин уже не рисовал. Дом был взят под охрану музеем области. А умрет Катерина Петровна? Что станет с домом? А ведь жили они с отцом в Париже. Теперь в родном селе Заборье ей и поговорить не с кем, разве что с Манюшкой, девчонкой-помощницей по дому. В благодарность хозяйка дома отдавала свои личные вещи: перчатки, шляпу. Иногда приходил сторож Тихон, готовил дрова на зиму. Вот он помнил отца хозяйки, сам он в то время мальчонкой был. Ему нравились работы художника.

Вот и все гости, а ночи казались длинными, нескончаемыми. Единственная дочь обосновалась в Ленинграде, в родном селе её видели три года назад. Мать Насте писала редко, а вспоминала о дочери часто. Дочь ответными письмами не баловала, но исправно ежемесячно переводила матери по двести рублей. В денежном переводе всегда было написано несколько строк, повторяющихся из месяца в месяц. Матери казалось, что деньги хранят запах дочери.

Однажды в садовую калитку среди ночи постучали. Катерина Петровна долго одевалась и тяжёлой поступью подошла к калитке. Вопрос старушки остался без ответа, и она подумала, что ей показалось, что за калиткой кто-то есть. Добрела до дома, написала письмо Насте, не дожидаясь утра. Она просила дочь приехать, попрощаться, она чувствовала приближение смерти.

Письмо отнесла на почту Манюшка. Работа у Насти была ответственная: секретарь Союза художников. Выставки и конкурсы она должна была организовывать. Получив письмо от матери, она отложила его чтение на потом. Она немного успокаивалась, получая такие весточки, значит, мать жива.

По поручению правления Настя пошла осматривать жилище молодого скульптора. Холодно и зябко показалось ей в мастерской творца, Тимофеев начал не очень приятный разговор, и чтобы переменить тему, Настя попросила показать скульптуру Гоголя. Писатель смотрел на неё с молчаливым укором. Она вдруг вспомнила, что так и не прочла письмо.

Выполнив поручение и добившись разрешения на персональную выставку для Тимофеева, Настя пришла домой. Ехать ей сейчас было нельзя, и не хотелось трястись в поезде, а потом видеть слёзы матери.

Около двух недель Настя готовила выставку, и она удалась. Началось обсуждение, в этот момент пришла курьерша и принесла телеграмму. В телеграмме было всего три слова о том, что мать умирает. А обсуждение шло своим чередом, говорили про заботу о человеке, хвалили Настю за чуткость, долго ей аплодировали. Настя держала в руке телеграмму от матери. И опять пронизывающий насквозь гоголевский взгляд. Выбежав на улицу, она заплакала, наконец-то, как будто прозрев и осознав, что её любила только одна мама и дороже и роднее матери у Насти никого нет. Одна только мысль не давала теперь Насте покою: «только бы успеть увидеть маму живой».

Все билеты были распроданы, но пожилая кассирша пожалела Настю и помогла сесть в поезд.
А Катерина Петровна уже совсем не вставала с постели и постоянно вспоминала о дочери. Пришёл Тихон и показал старушке телеграмму, прочитал её. А в ней сообщалась, что Настя выехала к матери. Догадалась мать, что Тихон эти слова утешения сам написал. Не дождалась дочери, умерла тихо, как будто уснула. Настя тоже не дождалась, приехала уже после похорон и уехала с тяжестью в сердце.

Для читательского дневника.

"Никогда больше". Страшно звучит? Но есть слово, которое может звучать еще более безысходно: "поздно". Именно этим печальным смыслом буквально пропитано произведение "Телеграмма". Краткое содержание этой книги, написанной великим советским писателем Константином Георгиевичем Паустовским, мы рассмотрим сегодня в нашей статье.

Об авторе

Родившийся в 1892 году в Москве, хорошо известен как на родине, так и за границей. Романтизм и сентиментализм - основные жанры, в которых пишет автор. Особенно широко известен Паустовский стал благодаря многочисленным рассказам и повестям о природе для детей. В своих произведениях писатель умело пользуется мощью и богатством русского языка, он легко и изящно передает читателю свой взгляд на прекрасную и благородную природу своей любимой Родины.

Паустовскому пришлось жить в тяжелые времена. Он пережил две мировые войны и две гражданские революции в стране. Они не прошли мимо него, приходилось активно участвовать. Это не могло не отложить в его душе серьезного отпечатка. И в то же время, ничто не смогло загубить его талант и тягу к прекрасному. Он продолжал писать и создавать великие вещи. Мировая известность пришла к писателю вскоре после окончания Великой Отечественной Войны, что дало ему возможность черпать новые впечатления и вдохновение в путешествиях по миру.

Паустовский "Телеграмма": краткое содержание

Это небольшое произведение в эмоциональном плане весьма емкое и затрагивает глубокие человеческие чувства. Тема взаимоотношений родителей и детей близка и знакома большинству людей, поэтому мало кто может остаться равнодушным после прочтения книги "Телеграмма". Краткое содержание ее можно уместить буквально в нескольких предложениях.

В далекой и глухой деревне доживает свои последние дни одинокая пожилая женщина. Старушка настолько одинока, что днем ей и поговорить не с кем, а уж бессонные длинные ночи и вовсе не понятно, как выдержать, как до утра дожить...

От старости она стала совсем слабой и немощной, зрение ее ослабло. Ухаживают за ней чужие люди, соседи и односельчане. А тем временем в Ленинграде живет себе спокойно родная дочь этой одинокой женщины. Она не часто утруждает себя воспоминаниями о родной матери, изредка присылает деньги, но никогда не пишет писем, которым мать была бы так рада.

И вот, в одну холодную ненастную осень старушка, чувствуя, что ей не пережить зиму, а век ее подходит к концу, пишет дочери письмо, с просьбой приехать, навестить ее напоследок. Но та, занятая своими делами, не спешит. В это время она активно помогает совершенно чужим людям. А с матерью в это время находятся сочувствующие ей люди, пытающиеся облегчить ее тоску по дочери.

Одним из этих людей (сторожем Тихоном) в Ленинград отправляется телеграмма - краткое послание со словами, что мать при смерти. Но уже слишком поздно, дочь не успевает, и женщина умирает, не дождавшись своей ненаглядной кровинки.

Казалось бы, уместился в нескольких строчках весь рассказ "Телеграмма". Краткое содержание, конечно же, тоже может впечатлить сентиментального читателя и задеть его за живое, но только полностью прочитав всю книгу, человек будет в состоянии ощутить весь трагизм этого произведения. Ведь дочь, кажущаяся такой бесчувственной, тоже умеет быть участливой. А свою вину и ошибку она полностью осознает впоследствии. Просто слишком поздно... И с этим тяжелым грузом ей придется жить дальше.

Экранизация рассказа

Бесспорно, великий был автор Константин Паустовский! "Телеграмма", краткое содержание которого мы еще рассмотрим в нашей статье, поразила умы и сердца многих людей. Одним из этих людей был советский режиссер Юрий Щербаков. В 1957 году он отснял по книге короткометражный фильм с одноименным названием.

Продолжительность фильма чуть более получаса, это незначительно больше, чем уходит времени на прочтение самого рассказа. Однако этот фильм в черно-белой экранизации способен глубоко затронуть душу. По важности и эмоциональности его вполне можно поставить на одну ступень с рассказом, они ни в чем не уступают друг другу.

и Паустовский "Телеграмма"

Ее желанию суждено было сбыться - в 1964 году на своем концерте в Москве она познакомилась с 72-летним Паустовским. Писатель был после очередного инфаркта, но все же вышел к певице на сцену по ее просьбе. Он поцеловал ей руку, а она опустилась перед ним на колени, признавшись, что после прочтения этой книги чувствовала, что просто обязана поцеловать руку такого замечательного человека. И добавила напоследок: "Я счастлива, что успела это сделать". Действительно, ведь Паустовский умер спустя 4 года после этой встречи.

О книге

Свой рассказ "Телеграмма" Паустовский (краткое содержание которого мы еще рассмотрим) написал в 1946 году. Несколько позже автор расскажет о том, что послужило толчком к тому, чтобы написать это произведение. В 1956 году в своей книге "Золотая роза" (глава "Зарубки на сердце") Константин Георгиевич признался, что в свое время занимал комнату в одном доме с одной несчастной брошенной старушкой - Катериной Ивановной. У нее была дочь, Настя, уехавшая в Ленинград и уже 4-ый год не навещавшая мать. Единственной поддержкой пожилой женщины были соседская девчонка Нюрка и добрый старик Иван Дмитриевич, ежедневно навещавшие ее и помогавшие по хозяйству.

И когда Катерина Ивановна слегла, Паустовский лично отправил ее дочери в Ленинград телеграмму. Но дочь не успела и приехала лишь после похорон.

Как видим, писатель мало что изменил в этой жизненной истории. Он даже сохранил имена некоторых героев. Очевидно, что это происшествие оставило глубокий след в его сердце, так называемую зарубку.

Структура рассказа

"Телеграмма" (Паустовский) - краткое произведение. В печатном виде оно занимает буквально 6 листов, то есть 12 страниц. И в среднем уйдет не более 20 минут на прочтение всей этой книги - К.Г. Паустовский "Телеграмма". Краткое содержание по главам мы сейчас и рассмотрим. Хотя формально рассказ и не имеет подобного деления, однако при прочтении можно условно выделить несколько смысловых частей:

    часть первая - "Мать";

    часть вторая - "Дочь";

    часть третья - "Телеграмма. Под хмурым небом";

    часть четвертая - "Не дождалась";

    часть пятая - "Эпилог. Похороны".

Каждая из выделенных нами частей несет свою смысловую нагрузку и по своему важна в структуре книги. Все их мы рассмотрим по отдельности, это позволит сложить единую картинку.

"Телеграмма" Паустовский. Краткое содержание: "Мать"

Стоит на редкость ненастная и холодная осень. Из-за реки тащатся рыхлые тучи, из которых сыпется назойливый дождь. Катерине Петровне с каждым днем становится все тяжелее - ее глаза и тело слабеют, все труднее вставать по утрам, а уж ухаживать за собой и домом оказывается вовсе непосильной задачей. И даже голос ее настолько ослаб, что разговаривает она шепотом. А непомерное одиночество лишь усугубляет ее положение, ведь ей даже и поговорить по душам не с кем. Описание окружающей природы и дома, в котором живет женщина, показывают, что жизнь ее уже давно позади.

Но есть люди, которые искренне сочувствуют старушке и помогают ей. Это соседская девчонка Манюшка и немолодой сторож Тихон. Манюшка навещает бабушку ежедневно, приносит ей воду из колодца, подметает в доме, помогает на кухне. Тихон из сочувствия, как мог, тоже старался помочь: рубил засохшие деревья в саду, для печи.

От одиночества Катерина Петровна частенько плачет, не спит ночами и с трудом дожидается рассвета. Единственная ее дочь Настя живет далеко от нее, в Ленинграде, а с ее последнего приезда прошло уже три года. Раз в пару-тройку месяцев Настя делает матери денежные переводы, однако не находит времени, чтобы написать настоящее письмо.

Однажды ночью Катерине Петровне слышится, что кто-то стучится в ее калитку. Она долго собирается и с огромным трудом доходит до забора. Потом она понимает, что ей причудилось и в ту же ночь пишет дочери письмо с просьбой приехать, навестить ее перед смертью. "Ненаглядная моя. Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день". Вот отрывок из ее трогательного и пропитанного грустью письма. Манюшка относит ее послание на почту.

"Телеграмма" Паустовский. Краткое содержание: "Дочь"

А Настя, ее родная дочь, работала секретарем в Союзе художников. В ее обязанности входила организация выставок и конкурсов.

Письмо от матери она получила на работе, но читать не стала. Эти письма вызывали у нее смешанные чувства. С одной стороны, облегчение: мать пишет, а значит она жива. Но с другой - каждое из них было словно немым укором.

После работы Настя отправляется в мастерскую к молодому скульптору Тимофееву. Он трудится в довольно плохих условиях, помещение холодное и сырое. Скульптор жалуется Насте на то, что все его старания остаются незамеченными, а сам он - непризнанным.

Взглянув на скульптуру Гоголя, Настя на какой-то момент чувствует укол совести: письмо от матери лежит в сумочке нераспечатанное.

Разглядев в скульпторе Тимофееве талант, она решает, что любыми силами вытащит этого человека на свет, и отправляется к председателю, чтобы тот организовал ему выставку. Ей удалось договориться и последующие две недели Настя занята подготовкой. Письмо отложено в "долгий ящик". Мысли о поездке, воспоминания о матери и ее неизбежных слезах, вызвали лишь досаду.

Выставка удается на славу. Посетители восхищаются работами скульптора, немало лестных слов достается и Насте, которая смогла проявить чуткость и заботу к художнику и помогла извлечь Тимофеева на свет.

И вот в разгар выставки курьерша Даша передает ей телеграмму, в которой написано всего три слова: "Катя помирает. Тихон". Настя настолько увлечена происходящим в зале, что не сразу понимает, о ком речь и решает, что должно быть, послание адресовано не ей. Однако прочитав адрес понимает, что нет никакой ошибки. Известие приходит в настолько не подходящий для нее момент, что она комкает телеграмму, хмурится и продолжает слушать выступающих.

В это время с кафедры звучат хвалебные слова. Знатный и уважаемый в кругах художников человек Перший лично передает слова благодарности в адрес Насти. Он благодарит ее за заботу и внимание к незаслуженно забытому автору Тимофееву. В конце речи оратор кланяется Насте, называя ее Анастасией Семеновной, и весь зал долго ей аплодирует, смущая до слез.

В этот момент один из художников спрашивает Настю насчет телеграммы, скомканной у нее в руке: "Ничего неприятного?". На что она отвечает, что это так... от одной знакомой.

"Телеграмма" Паустовский. Краткое содержание: "Телеграмма. Под хмурым небом"

Все смотрят на выступающего Першина. Но Настя долго ощущает на себе чей-то тяжелый и Она боится поднять голову, ей кажется, будто кто-то догадался. Подняв глаза, она видит смотрящего на нее Гоголя - статую, изготовленную скульптором Тимофеевым. Фигура как будто говорит ей сквозь зубы: "Эх, ты!"

В тот же момент на героиню снисходит прозрение. Она, торопливо одевшись, выбегает из зала на улицу, где валит мокрый снег, а хмурое небо опускается и давит на город и Настю. Она вспоминает прошлое письмо, теплые, адресованные ей матерью слова: "Ненаглядная моя!" На Настю приходит позднее просветление, она понимает, что никто ее так сильно не любил, как эта брошенная старушка, и что она никогда уже больше не увидит свою родную маму.

Девушка бросается на станцию в надежде скорее попасть к матери. Все ее мысли только об одном: только бы успеть, чтобы мать увидела ее и простила. Ветер, в лицо хлещет снег. Она опаздывает, все билеты проданы. Настя с трудом сдерживает слезы. Но каким-то чудом в тот же вечер она уезжает на поезде в деревню.

"Телеграмма" Паустовский. Краткое содержание: "Не дождалась"

В то время как Настя суетилась над выставкой, ее мать слегла. Вот уже 10 дней она не вставала с постели, и с ней находились чужие люди. Манюшка дни и ночи проводила возле Катерины Петровны. Днем она топила печку, отчего комната становилась уютнее, и тогда бабушка мысленно возвращалась в те времена, когда дочь еще была рядом. Эти воспоминания вызывают у нее одинокую слезу.

Тем временем добрый сторож Тихон в надежде облегчить ожидание пожилой женщины решается на небольшой обман. Он договаривается с местным почтальоном, берет телеграфный бланк и пишет в нем сообщение корявым почерком. Придя к Катерине Петровне, он долго кашляет, сморкается и выдает свое волнение. Бодрым голосом он говорит, что это хорошо, что скоро выпадет снег и ударит мороз, что от этого дорога станет лучше и Настасье Семеновне будет легче ехать. После этих слов он протягивает телеграмму бабушке. Телеграмма, краткое содержание которой следующее: "Дожидайтесь, выехала".

Но женщина сразу распознает его обман, благодарит за добрые слова и заботу, с трудом отворачивается к стенке и как будто засыпает. Тихон сидит в прихожей, опустив голову, курит и вздыхает. Через некоторое время выходит Манюшка и зовет в комнату старушки.

Паустовский, "Телеграмма". Краткое содержание: "Эпилог. Похороны"

На следующий день Катерину Петровну похоронили на кладбище, которое находилось за селом, над рекой. Подморозило и выпал снежок. Проводить ее в последний путь собрались ребята и старухи. Гроб несли Тихон, почтальон Василий и еще два старичка. А Манюшка с братом несла крышку гроба.

Важным моментом считается появление молоденькой учительницы. Когда она видит похороны, то вспоминает, что у нее в другом городе осталась такая же старушка-мать. Она не может пройти мимо и присоединяется к процессии. Учительница провожает гроб до самой могилы. Там односельчане прощаются с умершей, кланяются гробу. Учительница тоже подходит к телу, наклоняется и целует высохшую руку Катерины Петровны, после чего отходит к кирпичной ограде. После этого она еще долго находится на кладбище, слушает разговоры стариков и стук земли по крышке гроба.

Настя же приезжает в Заборье на другой день после похорон. Она застала лишь свежий могильный холмик на кладбище и остывшую комнату матери. Настя всю ночь проплакала в этой комнате, а наутро поспешила незаметно уехать из Заборья, так чтобы никто ее не встретил и не задал неудобных вопросов. Она понимала, что уже никто, кроме матери, не смог бы снять ее тяжкой и неизгладимой вины.

Заключение

Вот мы и разобрали весь рассказ "Телеграмма". Краткое содержание по главам осветило читателям сюжет книги практически полностью и, возможно, даже о многом заставило задуматься. Но чтобы не упустить важных деталей, которые были вложены автором буквально в каждую сточку книги, конечно, стоит прочесть все произведение целиком, тем более что это не займет много времени. Возможно, этот краткий рассказ "Телеграмма" напомнит читателю, что в повседневной суете и заботах ни в коем случае нельзя забывать о том, что есть самые важные люди в нашей жизни - наши родные и близкие люди. Чтобы потом не стало слишком поздно.