Казенное дошкольное образовательное учреждение Орловской области

«Мценский детский дом для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста»

КРАТКИЙ АНАЛИЗ И ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЭТИКЕТА»

Ишниязова В.В.,

социальный педагог

г. Мценск

В начале 2016-2017 учебного года в рамках темы по самообразованию «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома» я изучала уровень развития морального поведения у детей дошкольного возраста (5-6 лет) находящихся на воспитании в КДОУ ОО «Мценский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста».

Диагностика морального поведения проводилась на основе методик «Закончи историю» и «Сюжетные картинки».

На основе применения данных методик была дана оценка уровня культуры поведения, развития нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения детей.

Анализ результатов констатирующего эксперимента по методике «Закончи историю» свидетельствует, что у большинства детей (57%) сформированность культуры поведения на среднем уровне. Дети осознают такие нравственные нормы, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость. Они правильно оценивают поведение детей, называют нравственную норму, но не могут мотивировать свою оценку.

Примерные ответы детей звучали образом:

Соц. пед.: Коле на день рождения мама подарила красивую машину. Коля стал с ней играть. К нему подошел его младший брат Ваня и сказал: «Я тоже хочу поиграть с этой машиной». Тогда Коля ответил… Что ответил Коля?

Руслан: На.

Соц. пед.: Как поступил Коля?

Руслан: Хорошо.

Соц. пед.: Почему?

Руслан: Потому что дал поиграть, он нежадный.

Оценка: 3 балла, так как Сережа оценил поступок и назвал нравственную норму.

На высоком уровне развития морального сознания находится 1 ребенок (14,5%). Этот ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Примерные ответы детей:

Соц. пед.: Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя?

Иван: Я сломал.

Соц. пед.: Почему он так сказал?

Иван Потому что он сломал. Он был хороший и никогда не врал.

Соц. пед.: Как поступил Петя?

Иван Хорошо.

Соц. пед.: Почему?

Иван: Потому что надо говорить правду.

Оценка: 4 балла, так как Семен назвал норму и мотивировал ее.

На низком уровне развития морального сознания находится 2 человека (28,5%). Эти дети правильно оценивают поведение детей как положительное или отрицательное (хорошее - плохое), но оценку не мотивируют и нравственную норму не формулируют.

Примерные ответы детей:

Соц. пед.: Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля?

Вика: Ладно, помогу.

Соц. пед.: Как поступила Оля?

Вика: Хорошо.

Соц. пед.: Почему?

Вика: Не знаю.

Оценка: 2 балла, так как Катя оценила поступок, но не объяснила свою оценку, нравственная норма не сформулирована.

Уровень

Кол-во детей

Очень низкий

Итоги выполнения детьми задания «Сюжетные картинки» показали, что дети по-разному выражают эмоциональное отношение к нравственным нормам (доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость).

На высоком уровне эмоционального отношения к нравственным нормам не было ни одного ребенка. Дети правильно разложили картинки, но не обосновали свой выбор, сопровождая его яркими эмоциональными реакциями.

На среднем уровне развития эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 3 ребенка (43%). Дети правильно раскладывали картинки – с правой стороны – хорошие поступки, с левой – плохие. Дети объясняли свои действия. Эмоциональные реакции на поступок были адекватны, но выражены слабо. Например, Руслан положил картинку с мальчиками, дерущимися из-за лошадки, влево, при этом сказал, что драться нельзя. Рисунок, где мальчики мирно строят башенку, положил направо, сказал, что вместе играть хорошо и весело. Но при этом ни яркого поощрения, ни порицания не проявил.

На низком уровне эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 4 ребенка (57%). Эти дети правильно раскладывают картинки, но не могут обосновать свои действия. Например, мальчика, отвлекающегося на уроке, положили влево, т.к. «в школе учительницу слушать надо», а мальчика, вырезающего из листа бумаги, - направо («что учительница скажет, то и надо делать»).

(начало реализации проекта «Волшебный мир этикета»)

Уровень

Кол-во детей

Очень низкий

Полученные результаты свидетельствовали о необходимости разработки и реализации проекта по формированию культуры поведения дошкольников.

Таким образом, был разработан проект «Волшебный мир этикета», который представляет собой последовательную систему по ознакомлению детей 5-6 лет с основными нравственными показателями, установленным, принятым порядком поведения, форм обхождения (этикетом), принятыми в современном обществе, формированию нравственной и этической воспитанности дошкольников.

В основу работы легли три основных раздела:

    культура общения;

    культура поведения;

    культура деятельности, этикет.

В результате реализации проекта были достигнуты следующие результаты: воспитанники имеют представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения; приобрели этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; почтительное и уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим.

Улучшился внешний вид; манера общения; поведение на занятиях; на прогулке; за столом, во время приема пищи. Снизилась агрессивность.

Дети научились определять и высказывать под руководством педагога общие этические нормы, сформировалась мотивация к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке педагога, научились делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Научились называть нравственную норму, правильно оценивать поведение детей и мотивировать свою оценку. Повысился уровень эмоционального отношения к нравственным нормам.

Таблица 1 - Результаты диагностики по методике «Закончи историю»

Уровень

Кол-во детей

Очень низкий

Таблица 2 - Результаты диагностики по методике «Сюжетные картинки»

(окончание реализации проекта «Волшебный мир этикета»)

Уровень

Кол-во детей

Очень низкий

Заключение

На основе проведенного исследования после реализации проекта «Волшебный мир этикета» можно сделать следующие выводы:

1. Воспитание культуры поведения – важнейшая сторона процесса становления личности, освоение человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения воплощаются в реальных делах и поступках. Моральное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка. В воспитании культуры поведения личности выделяют несколько составляющих: моральное поведение, моральные знания и представления.

Основные цели морального воспитания ребенка:

Становление морального поведения, т.е. сознательный выбор морального поступка в простых и понятных детям ситуациях;

Овладение моральными знаниями и появление личного отношения к соблюдению норм морали (положительного) и к их нарушению (отрицательного);

Возникновение доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и опыта использования положительных групповых норм.

2. Работа по моральному воспитанию дошкольников должна носить системный характер. Процесс морального воспитания для педагога должен стать системой целенаправленного решения педагогических задач, а для ребенка – возникающей по ходу жизни естественной ситуацией деятельности и общения. Поэтому эффективным приемом воспитательной работы с дошкольниками является создание воспитательной ситуации. В результате использования воспитательных ситуаций у детей должны появиться моральные переживания, и соответствующие изменения в поведении.

Организация жизни детей в детском доме содержит значительный резерв морального воспитания. Все это открывает широкие возможности для руководства моральным развитием личности дошкольника и определяет важное направление социально педагогической работы.

Диагностика уровня сформированности культуры поведения у старших дошкольников

Для диагностики нравственного развития можно использовать методики «Закончи историю» (Приложение № 1), «Сюжетные картинки» (Приложение № 2). Этот блок методик позволяет фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения у дошкольников.

При проведении диагностики следует придерживаться основных правил обследования ребенка:

1. Ради обследования не стоит отвлекать ребенка, если он чем-то занят, увлечен. Постарайтесь выбрать такой момент, когда он готов пойти с вами на контакт.

2. Самой главной задачей на первом этапе является установление хорошего контакта между взрослым и ребенком. Доверительная атмосфера, доброжелательное отношение, внимание, подлинная заинтересованность обеспечат взаимопонимание. Только от взрослого зависит настроение ребенка во время диагностики. Помогите ему сосредоточиться, дайте возможность увлечься.

3. Место проведения диагностической процедуры должно быть достаточно уединенным, чтобы другие дети или взрослые (например, родители) не мешали вашему общению, не отвлекали ребенка и уж тем более не давали советов по поводу выполнения задания. Если это незнакомое место для ребенка (например, кабинет психолога), то дайте ему возможность и время осмотреться, освоится. В противном случае ребенок будет думать не о вашем задании, а будет занят изучением нового для него окружения.

4. Следите за состоянием ребенка в ходе обследования: постарайтесь заметить первые признаки усталости, дискомфорта у ребенка и, если не удастся их преодолеть, поблагодарите ребенка за работу и отложите ваше общение на другой день.

5. Не обещайте поощрений и наград за работу, постарайтесь для ребенка сделать приятным само общение с вами.

6. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Не оценивайте его, не комментируйте его ответы, не выражайте недоумения, радости или порицания: в данном случае ваша задача – констатировать уровень развития личности ребенка, а не воспитывать его.

Приложение № 1

Методика «Закончи историю».

Цель. Изучение осознания детьми таких нравственных норм, как:

Доброта – злость;

Щедрость – жадность;

Трудолюбие – лень;

Правдивость – лживость.

Для изучения нравственного осознания были выбраны именно эти понятия, так как с ними детей знакомят в дошкольном возрасте и выполнение этих нравственных норм чаще всего от них требуют. Другими словами, эти нравственные нормы наиболее знакомы и доступны для понимания детей уже в дошкольном возрасте.

Проведение методики.

Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

История первая. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал…

Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?

История вторая. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История третья . Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила

Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История четвертая . Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…

Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, желательно дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов.

1 балл – ребенок не может оценить поступки детей.

2 балла – ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

4 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Приложение № 2

Методика «Сюжетные картинки».

Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным нормам, что и в предыдущей методике.

Предварительные замечания. Картинки подобраны таким образом, что изображенные на них герои проявляли те же нравственные качества, что и на первом этапе. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к этим нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный.

Проведение методики. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».

В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения (желательно дословно).

Обработка результатов.

1 балл – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

3 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

4 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

Список использованной литературы

    Алябьева Е.А. Нравственно – этические беседы с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

    Петрова, В.И., Стульник, Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. [Текст] /В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. – М.: Издательство Мозаика- Синтез, 2009. - 73с.

    Семенака С.И. Уроки добра. Коррекционно – развивающая программа для детей 5-7 лет. - М.: АРКТИ, 2004.

    Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2000.

    Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.

    Семенака С.И. Учимся сочуствовать, сопереживать. Коррекционно – развивающие занятия для детей 5-8 лет. – М.: АРКТИ, 2005.

    И.В. Мирошниченко, Уроки вежливости, Демонстрационный материал, Творческий Центр «Сфера». ООО Изд. «Ранок».2007.

    Л.В. Жданова, Этикет для малышей, Демонстрационный материал, ИП Бурдина С.В., 2015.

    Наши чувства и эмоции. Демонстрационный материал, ИП Бурдина С.В., 2015.

    Л.Б. Фесюкова, Уроки Доброты, Демонстрационный материал. Творческий Центр «Сфера». ООО Изд. «Ранок».2007.

    Л.Б. Фесюкова, Я и мое поведение, Демонстрационный материал. Творческий Центр «Сфера». ООО Изд. «Ранок».2007.

    Игры социально- личностного развития. Коммуникация

    Буре Р.С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985 г..

    Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста М. Просвещение 1986 г.

    Короткова Н.И.Беседы на этические темы Д/в №4-88 г.

    Лисина М. И. Ребенок и сверстники Д/в №9-88 г.

    Зернова О. Воспитание любви и уважения к книге»Д/в №6-89 г.

    Бархатова Н. Воспитание культуры поведения Д/в №11-89 г.

    Рычашкова К. Н.Упражнения по закреплению культуры поведения Д/в №3-89 г.

    Теплюк С. Об опрятности и аккуратности Д/в №9-88 г.

    Якобсон С. Г. Моральное воспитание. – Смоленск,1996

    Курочкина О.Н. Этикет для дошкольников. – Просвещение, 2006г.

    «Азбука общения» Л.М. Щиплицина, О.В.Защиринская

    «Детский этикет» О.В.Корчинова.

    «Уроки этикета и вежливости для детей» Е.Черенкова.

    «Этикет от А до Я» Н.В.Чудакова.

    «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Н. Мулько

    «Весёлый этикет» Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина.

    «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками» С.О.Николаева.

    «Новые правила поведения для воспитанных детей» Г.П.Шалаева, О.М.Журавлёва.

Методическая разработка проекта “Мы сами”

Количество учащихся в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении “ Солоновская средняя школа им. Н.А. Сартина” с. Солоновка, Волчихинского р-на на 2015-2016 учебный год составило – 94 человека. Профилактическая работа социального педагога с учащимися детьми группы риска ведется в рамках должностной инструкции социального педагога и планов работы классного руководителя. В связи с результатами проведенных методик (“Типовое семейное состояние” - Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий; “ Социометрия ” - Дж. Морен и “Cоциализированности личности учащегося” - М.И. Рожков) был разработан данный проект для повышения результативности профилактической работы социального педагога с детьми группы риска через целенаправленную систему мероприятий, в которую включаются все органы системы профилактики с. Солоновка.

Школа, являясь одним из социальных институтов социализации детей проводя профилактическую работу с детьми группы риска в лице социального педагога привлекает всех субъектов социализации, которые окружают детей.

Цель проекта:

Привлечение детей к общественной деятельности, раскрытие потенциала каждого ребенка через деятельность детской организации.

Цель реализуется через решение следующих задач :

­ вовлечь детей группы риска в продуктивную и позитивную деятельность, которая бы соответствовала их интересам и способностям.

­ развить у обучающихся коммуникативные навыки межличностного общения.

­ снизить уровень тревожности, страха.

­ Организовать работу с родителями

Этапы реализации проекта:

Проект рассчитана на пол года - с октября по март и реализуется в 3 этапа.Организационные условия: создание условий для реализации проекта.

I. Подготовительный этап.

Повышение уровня информированности всех участников образовательного процесса о целях и сроках реализации проекта “ Мы сами”. Изучение научно - методических основ профилактической деятельности с детьми группы риска. Разработка и корректировка совместно с детьми проекта “ Мы сами”.

Составление мероприятий социально – педагогического характера с обучающимися детьми общеобразовательного учреждения.

Предварительные результаты от реализации проекта.

II. Основной этап.

Реализация мероприятий проекта “ Мы сами ”.

Внедрение проекта через проведение традиционных мероприятий в образовательном учреждении, направленных на решение поставленных задач.

III. Заключительный этап.

Оценка результатов и анализ реализации проекта.

Механизмы реализации:

Диагностический мониторинг состава школы, на выявления детей группы риска и определение перспектив работы проекта “ Мы сами”.



Взаимодействие с педагогическим коллективом школы, всеми обучающимися в общеобразовательном учреждении, привлечение дополнительных институтов социализации детей и т.д..

Использование здоровье сберегающих технологий, а именно: организация совместной деятельности всех детей общеобразовательного учреждения и взрослых, которые включают в себя интеллектуальную, художественно-эстетическую, экологическую и спортивно-оздоровительную деятельность.

Ожидаемый результат от реализации проекта:

Повышение уровня социализации детей группы риска.

Налаживание межличностных отношений в классе и вне его.

Понижение уровня тревожности и стресса.

Создание банка научно-методических разработок по вопросам профилактической деятельности с детьми группы риска в условиях сельской местности.

Целевая группа:

Участниками проекта являются учащиеся муниципального казенного общеобразовательного учреждения “ Солоновская средняя школа им. Н.А. Сартина”, Волчихинского района, педагогический коллектив учреждения, родители обучающихся детей.

Кадровое обеспечение проекта: социальный педагог, школьный психолог, родители, заместитель директора по УВР, классные руководители, педагоги дополнительного образования, инспектор ПДН, КДНиЗП.

План по реализации проекта “ Мы сами ”

Реализация проекта проходила в виде детского добровольного самоуправляемого коллектива, помощь в лице взрослого осуществляется социальным педагогом школы.

Неделя Мероприятия
Тренинг на знакомство, определение плана деятельности коллектива
Предложения деятельности коллектива от детей(деление на команды)
Тренинг на сплочение
Поход в музей
Каникулы
Мероприятие ЗОЖ (вредные привычки вокруг нас)
Оформление стен газет на тему ЗОЖ
День матери (концерт)
День наоборот
Просмотр кино на новогоднюю тематику
Изготовление костюмов для новогоднего маскарада
Подготовка к новому году
Проведение новогоднего концерта для обучающихся
Каникулы
Игра кругосветка для младших классов
З Д (день добрых дел)
Подготовка мероприятия ко дню Святого Валентина
День святого Валентина
Просмотр тематического фильма к дню защитника Отечества
День защитника Отечества
Помощь пожилым (концерт)
Подготовка к 8 марта
Помощь пожилым (концерт)
Подготовка к мероприятию день именинника
День изменника
Каникулы


Дети принимали участия в предложенных мероприятиях, а так же выдвигали свои предложения по проведению мероприятий. Каждый ребенок был задействован в какой либо роли, которая позволяла ему раскрыть свои способности и не быть замкнутым.

Анализ результатов работы проекта “ Мы сами”:

По результатам реализации проекта и по повторным результатам тестирования у участников наблюдается средний и высокий уровни социальной адаптации в обществе. Наблюдается активный интерес к общественной жизни, общественно полезным делам. Снизился уровень тревожности и стресса с 66% на 42%. Снижение случаев конфликтного поведения и как результат разрешение их конструктивным способом – “изолируемых” и “игнорируемых” детей нет.

В рамках Проекта “Мы сами”, проведены совместные мероприятия с детьми группы риска и различными субъектами социализации которые их окружают. Проект рассчитан на учебный год. Реализация комплекса социально–профилактических мер, направленных на воспитание школьников и на индивидуальную психолого-педагогическую помощь детям показывает положительные результаты. Особого внимания заслуживает ряд мероприятий, которые позволяют восстановить социальный статус детей в коллективе сверстников. Ключевым моментом является объединение усилий педагогов образовательного учреждения, педагогов дополнительного образования, школьного психолога, родителей, работников правоохранительных органов. Все это позволяет совместно выбрать для каждого ребенка индивидуальный подход, изучить его интересы, поддержать в трудную для него минуту, помочь преодолеть те проблемы, которые ему не под силу.

Оценка эффективности реализации проекта осуществля-ется как в целом по проекту, так и по отдельным комплек-сам работ, а также по специфическим задачам управления проектом (распределение ресурсов, регулирование денеж-ных потоков, организация труда и др.). При завершении проекта производится заключительная (итоговая) оценка эффективности реализации проекта, которая носит интег-ральный характер, т.е. учитывает все критерии и показате-ли, принятые в расчет. При этом каждому показателю, включенному в сводную оценку, присваивается удельный вес, отображающий его относительную значимость (при-оритетность).

Интегральная оценка эффективности про-екта имеет следующий вид:

где Э и -- интегральная оценка эффективности реализациипроекта; Э1, Э2, ... Эn -- оценки эффективности реализа-ции проекта по отдельным показателям, включаемым в ин-тегральный показатель;

б1,б2, …,бn -- удельные веса показателей.

Удельные веса показателей, включаемых в сводный пока-затель эффективности, определяются с помощью методов экспертной оценки. При этом должно соблюдаться следующее условие:

У (б1+б2+ …+бn)=1

Заключительная оценка, а также вся совокупность принятых в расчет показателей служат основой для анализа эффективности реализации проекта.

Анализ как научный прием представляет собой разбиение целого на составные элементы, установление между ними причинно-следственных связен, определение формы и степени влияния отдельных частей на состояние всей системы. Пользуясь медицинской терминологией, анализ дает возможность поставить диагноз исследуемому объекту и назначить соответствующие оздоровительные и профилак-тические процедуры. Эффективность реализации проекта может «страдать» от неблагоприятных внешних условий и (или) неграмотного управления проектом. Анализ не толь-ко выявляет «узкие места» в проекте, но и предоставляет пути их «расшивки». Очень важно, что благодаря анализу факторы эффективности реализации проекта классифици-руются по степени влияния на конечный результат. Это дает возможность руководителям проекта выделить глав-ные причины сбоев и сосредоточить на них основные уси-лия.

Информационной базой анализа эффективности реализации проекта служат относительные и абсолютные величи-ны, характеризующие те или иные конечные или проме-жуточные результаты проекта, а также схема организации и управления проектными работами.

Анализ эффективности реализации проекта должен носить системный и комплексный характер, т.е. учитывать внеш-ние условия реализации и окружение проекта, его взаимо-связь с другими проектами и экономическими системами, внутреннюю структуру проекта. Структура анализа эффек-тивности может соответствовать организационной струк-туре проекта, структуре разбиения работ, дереву целей или дереву решений проекта. Вполне разумно проводить ана-лиз в соответствии с деревом задач управления проектом (управление стоимостью, управление качеством, управле-ние рисками и др.). Целесообразно сочетать анализ по всем указанным направлениям.

Различают ретроспективный, текущий (оперативный) и перспективный анализ эффективности проекта. В первом случае анализируются уже достигнутые результаты, во вто-ром -- текущая ситуация, в третьем -- на основе ретро-спективного и оперативного анализа изучаются возмож-ные сценарии развития событий и даются соответствующие прогнозы.

Анализ эффективности проекта осуществляется на всех стадиях его реализации, Держа «руку на пульсе», проект-менеджеры получают возможность влиять на ход реализа-ции проекта таким образом, чтобы обеспечить его макси-мальную эффективность. Однако анализ эффективности реализации проекта следует проводить не только непосредственно в процессе реализации проекта, но и после завершения проектных работ. Ставная цель такого анализа, если он проводится инвесто-ром или исполнителем. -- избежать повторения ошибок в будущем.

Анализ эффективности реализации проекта позволяет его участникам определить, насколько достигнутые результа-ты соответствуют поставленным целям, каковы причины отклонений от плановых показателей, какие меры необхо-димо принять, чтобы устранить дефекты из механизма ре-ализации проекта. Анализ эффективности реализации про-екта позволяет:

выявить (идентифицировать) факторы (причины), вли-яющие на эффективность реализации проекта (устано-вить причины сбоев в работе, отклонений от плановых показателей, нарушений сроков и т.д.);

ранжировать эти факторы по степени влияния на эф-фективность реализации проекта (определить основные и второстепенные факторы);

обнаружить форму и степень взаимозависимости и взаимообусловленности между отдельными факторами (что на что влияет и каким образом);

определить возможные меры воздействия на отдельные факторы с целью их устранения или, напротив, усиле-ния;

принимать оптимальные управленческие решения.

Под эффективностью реализации проекта в общем случае понимается соотношение результатов проекта и стоимости ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и др.), потребленных в процессе его реализации. Кроме того, эффективность реализации проекта может определяться как мера соответствия достигнутых результатов поставлен-ным целям.

Поскольку отличительной особенностью проекта является его четкая ориентация на достижение конкретных резуль-татов, важнейшим критерием (качественным признаком) эффективности проекта следует считать факт достижения поставленных целей. В этом состоит отличие управления производством от уп-равления проектом. Принцип эффективности первого зву-чит так: «Достичь больших результатов при имеющихся ресурсах», второго: Потратить как можно меньше ресур-сов на достижение намеченного результата». Оценка и анализ эффективности реализации проекта долж-ны проводиться с учетом интересов разных участников проекта, а также особенностей внешней среды (окруже-ния) проекта.

Информационной базой оценки результатов проекта явля-ется разнообразная документация проекта, содержание которой определяется спецификой самого проекта. Пла-новые показатели (состав и объем потребляемых ресурсов, сроки выполнения работ, выгоды от эксплуатации проекта и т.д.) формируются на стадии прединвестиционных ис-следовании, разработки ТЭО, подготовки рабочей докумен-тации. Фактические показатели «поступают» по мере вы-полнения проекта. Формирование системы критериев, показателей и методов анализа эффективности реализации проекта -- процесс творческий, нешаблонный, требующий системного и ком-плексного подхода к исследованию проекта. Для того, чтобы проанализировать эффективность внедрения и реализации управления проектами, предлагается рассмотрение инновационной деятельности ОАО «Машзавод» (г. Санкт-Петербург).

В целях диверсификации фирмы и увеличения объема продаж на предприятии, выпускающим машиностростроительную продукцию для химической промышленности, разработан инновационный проект «Создание нового оборудования для переработки пластмасс - усовершенствованной модели термопластоавтомата и организация нового производства - цеха по выпуску изделий из пластмасс методом литья под давлением на базе новых термопластоавтоматов.

Учитывая потребности регионального рынка изделий из пластмасс (на основании маркетинговых исследований), необходимо создание соответствующих мощностей. Для этого требуется оснащение создаваемого производства изделий из пластмасс 90 термопластоавтоматов, срок службы которых составляет 5 лет. Производительность термопластоавтомата (литьевой машины) зависит от устанавливаемой на нем пресс-формы - литьевой формы и составляет от 90 до 120 тыс. шт. изделий в год (в нашем случае производительность = 110 тыс. шт.). Учитывая имеющие на предприятии заделы по конструированию усовершенствованной модели термопластоавтомата, для перехода к выпуску нового оборудования необходимо проведение работ по созданию и эксплуатации опытного образца. Предусматривается наладить производство усовершенствованных термопластоавтоматов через год после начала работы над проектом. Создаваемое производство изделий из пластмасс методом литья под давлением предполагается оборудовать термопластоавтоматами в течение 3-х лет - с 2002г. по 2004г.

Динамика технико-экономических показателей представлена в таблице 3.1.

Таблица 3.1- Динамика показателей ОАО «Машзавод»

Для производства усовершенствованных термопластоавтоматов требуется проведение частичной реконструкции производства литьевых машин за счет соответствующего инвестирования. Удельные капитальные вложения составят 1500 тыс. руб. на единицу нового оборудования, т.е. на 1 термопластоавтомат. При проведении частичной реконструкции производства заменяются отдельные виды основных фондов. Предполагается, что ликвидационная стоимость оборудования будет достаточна для покрытия расходов, связанных с демонтажем старого оборудования и подготовке его к продаже.

Предварительно проведенные расчеты издержек производства термопластоавтоматов позволяют оценить стоимость единицы оборудования для оснащения производства изделий из пластмасс - 2000 тыс. руб. Для создания производства изделий из пластмасс методом литья под давлением предполагается использовать имеющийся на предприятии старый производственный корпус, произведя в нем соответствующую перепланировку и ремонтно-строительные работы. Капитальные вложения на эти цели составят 20000 тыс. руб. в целом на весь цех. Кроме того, монтажные работы и наладка термопластоавтоматов требует единовременных затрат в размере 250 тыс. руб. на единицу оборудования. Цена изделия из пластмасс определяется на основании маркетинговых исследований по ассортименту изделий предлагаемых к выпуску и реализации. Текущие затраты планируются следующим образом: в 2002г. и 2003г. - 0,62 руб. на 1 руб. реализуемой продукции, с последующим их снижением в 2004г. - 2006г. до 0,52 руб. и увеличением их в 2007г. и 2008г. до 0,55 руб. Амортизация оборудования определяется исходя из нормы - 20% в год. Износ приспособлений целевого назначения (пресс-форм, устанавливаемых на термопластоавтоматах) оценивается ориентировочно в размере 20% от величины амортизации производственного оборудования. Амортизация производственного здания определяется исходя из нормы - 4% в год. Ставка налога на прибыль составляет 30%. Исходя из сложившегося финансово-хозяйственного положения предприятия, ставку дисконта следует принять равной 17%. Оценка эффективности инновационного проекта выполняется в 3 этапа:

Расчет исходных показателей по годам;

Расчет показателей эффективности;

Анализ показателей эффективности и оценка эффективности инновационного проекта.

Анализ показателей эффективности и оценка эффективности оптимизированного инновационного проекта:

Чистый приведенный доход

ЧПД определяется при сопоставлении величины производственных инвестиций и общей суммой денежного потока в течении прогнозируемого периода времени и характеризует превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами для соответствующего проекта. Так как ЧПД данного проекта величина положительная (ЧПД=201,262>0), то имеет место превышение денежного потока над инвестиционными вложениями, следовательно, проект к рассмотрению принимается.

Индекс доходности

При расчете ИД сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная. ИД показывает, сколько дохода получает инвестор в результате осуществления этого проекта на каждый вложенный рубль. В рассматриваемом проекте ИД>1 (1,57), следовательно, проект можно считать экономически эффективным.

Период окупаемости

Период окупаемости данного инновационного проекта 4,47 лет. То есть, в результате оптимизации инновационного проекта, мы получили значительно улучшенное значение показателя периода окупаемости.

Внутренняя норма доходности

Для оценки эффективности проекта сравним значение ВНД с нормой дисконта. В нашем случае ВНД = 37,94%, что превышает ставку дисконта 17% и ЧПД>0, следовательно, проект считается эффективным.

При сравнении исходного инновационного проекта с оптимизированным можно сделать следующие выводы:

ЧПД оптимизированного инновационного проекта в 5,45 раза превышает ЧПД исходного проекта. В результате мероприятий по оптимизации инновационного проекта было достигнуто увеличение ЧПД на 164,333 млн. руб. (ЧПД(исх. пр.) = 36,929 млн. руб.; ЧПД (опт. пр.) = 201,262 млн. руб.). Следовательно, оптимизированный инновационный проект является более эффективным.

Показатель ИД удобен при сравнении различных проектов. Проект, у которого ИД больше, следует считать наиболее эффективным. В нашем случае ИД (опт.пр.=1,57) > ИД (исх. пр.= 1,114), следовательно целесообразно принять оптимизированный проект.

Значение показателя периода окупаемости оптимизированного проекта также указывает на целесообразность принятия этого проекта. Посредством пересмотра некоторых показателей удалось сократить период окупаемости инновационного проекта с 6,282 лет до 4,47 лет. Более короткий период окупаемости свидетельствует о снижении инвестиционного риска и повышения ликвидности проекта.

Проект считается эффективным, если его внутренняя норма доходности больше ставки дисконта и ЧПД положительное. В данном проекте эти условия выполняются: при ЧПД = 247,232 млн. руб. ВНД = 37,94>17.

В результате можно сделать вывод, что высокие показатели эффективности оптимизированного проекта, соответствующие показатели исходного проекта указывают на хорошую экономическую эффективность. Тем более, что в оптимизированном проекте не учтены дополнительные затраты, сопровождающие проведение мероприятий по оптимизации проекта. Однако, предполагается, что эти затраты существенно не повлияют на показатели эффективности и на эффективность проекта в целом.

Наиболее эффективным с точки зрения инвестора является проект «Виктор и Ко» торгово-развлекательный комплекс «Космопорт»

Место расположения: г. Самара, ул. Дыбенко, 30.

Общая площадь объекта: 127 тыс. мІ

Арендопригодная площадь: 101 тыс. мІ

Наземный/подземный паркинг: на 4 000 машино-мест

Торгово-развлекательный комплекс «КОСМОПОРТ» -- беспрецедентный для региона объект, реализованный на площади свыше 14 га в центральной части города.

Якорные арендаторы: «Ашан», «Leroy Merlin», «Спортмастер», «Media Markt», «Детский Мир», «Снежная Королева», «Modis», «KIABI» и т.?д.

Развлекательная зона: восьмизальный мультиплекс КиноМост, развлекательный центр «Crazy park», ресторанный дворик, фуд-корт.

На данный момент компания готовится к реализации нового торгово-развлекательного центра.

г. Самара, ул. Ново-Вокзальная -- Ставропольская

Формат объекта: суперрегиональный

Площадь участка -- 7,8 га

Общая площадь объекта: 216 тыс.мІ

Арендопригодная площадь: 80 тыс.мІ

Многоуровневый паркинг: 92 тыс.мІ, на 20 000 машино-мест

Этажность -- 3 уровня

В рамках подготовки к реализации проекта собственными силами компании планируется осуществить следующие этапы работ, связанные с вводом объекта в эксплуатацию:

анализ осуществления проектов и его оценка;

эскизное проектирование помещений (Прил.1);

разработка функциональной концепции размещения арендаторов;

разработка общего дизайна проекта;

организация и управление строительством (реконструкцией) объектов недвижимости. Согласование необходимой документации;

согласование ТЭО и утверждение проекта;

контроль сметной стоимости;

техническое сопровождение;

оформление разрешительной документации на строительство и реконструкцию объектов;

технический надзор за строительно-монтажными работами;

передача объектов в эксплуатацию.

Компания провела анализ эффективности месторасположения:

в северо-восточной части города на ул. Ново-Вокзальная, в месте её пересечения с ул. Ставропольской, в Промышленном районе с плотной многоэтажной застройкой (географически охватывает как коммерчески насыщенные, активные зоны, так и «спальные» ареалы).

Торговая зона:

Количество проживающих в зоне пешеходной доступности:

15-ти минутная пешеходная доступность -- 180 000 человек

Количество проживающих в зоне автомобильной доступности:

  • 5-ти минутная автомобильная доступность -- 210 000 человек
  • 10-ти минутная автомобильная доступность -- 470 000 человек
  • 20-ти минутная автомобильная доступность -- 980 200 человек

Конкурентное окружение

Местоположение объекта выбрано оптимально с учетом всех основных критериев, учитываемых при выборе местоположения ТРЦ (численность и плотность населения, конкуренция, перспективы развития и т.?п.)

Отсутствие существенной конкуренции в формате крупных и средних торговых (торгово-развлекательных) центров на общем фоне высокой потребительской активности населения говорит о перспективности развития данного проекта.

Транспортная доступность

Район характеризуется хорошей транспортной развязкой.

Площадка находится в непосредственной близости от остановок общественного транспорта:

в 100 м -- от остановки на ул. Ново-Вокзальная/Ставропольская

в 250 м -- от остановки на ул. Вольская/Ново-Вокзальная

в 300 м -- от ост. на ул. Калинина/Вольская

в 400 м -- от ост. на ул. Ставропольская/Воронежская.

около 1 000 м -- от площадки расположена станция метро «Безымянка»

Количество потенциальных покупателей (человек)

Транспортный поток (машин/день)

  • 65 000 в будний день (в обоих направлениях),
  • 100 000 в выходной день (в обоих направлениях)

Количество маршрутов общественного транспорта

Автобус -11 , троллейбус - 8, трамвай - 9, маршрутные такси - более 12.

Пассажиропоток (человек/день)

Автобус - 40 000 человек в день

Троллейбус - 15 000 человек в день

Трамвай - 35 000 человек в день

Маршрутные такси - 50 000 человек в день

Финансовые расчеты показывают, что срок окупаемости данного проекта составит 7,7 лет.

Валовая выручка, без НДС $ 13 044 055,26

Операционные затраты, без НДС $ 4 677 368,51

EBITDA $ 8 366 686,75

Инвестиции, без НДС - $ 64 502 860,71

Доходность объекта - 12,97%

С учетом сложившейся на рынке города Самара за последние два года тяжелой ситуации на рынке недвижимости данные показатели следует признать высокими. А следовательно проект является востребованным с точки зрения инвестора.

Анализ реализации проектов

Программы развития системы образования Чайковского муниципального района

на учебный год

(по ЦИКТу)

Проект № 1

Цель: внесение изменений в образовательные программы дошкольных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее – ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Задачи проекта:

1. Провести анализ действующих образовательных программ в ДОУ и определить необходимые изменения в их содержании.

2. Обеспечить координацию деятельности ДОУ по изучению и введению ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

3. Организовать методическое сопровождение разработки образовательных программ.

4. Осуществить переход ДОУ на обновлённые образовательные программы.

Ожидаемый результат:

Разработаны образовательные программы, соответствующие ФГТ. Воспитательно-образовательный процесс соответствует ФГТ. ДОУ обеспечены методическими ресурсами для реализации образовательных программ.

В течение всего периода реализации проекта, на каждом этапе, были организованы:

· обучающие семинары для педагогов и руководителей детских садов;

· консультативно-методическая помощь по заявкам ДОУ;

· тема освещена на внутренних совещаниях руководителей.

По запросам педагогов ДОУ 19 профессиональных сообществ педагогов, на которых рассматривались вопросы введения ФГТ. Основным направлением работы проблемных групп и методических объединений является построение образовательного процесса в детских садах в соответствии с комплексно-тематическим принципом с учётом интеграции образовательных областей.

Всего за учебные года на курсах повышения квалификации обучено 357 человек (52,2%). Но курсы повышения квалификации по тематике ФГТ (72 часа) имеют лишь 23,4% от общего количества педагогов. До конца учебного года количество обученных педагогов увеличится: запланированы курсы для двух групп педагогов (24, 25 мая и 6,7,8 июня).

Реализация проекта подходит к завершению и можно говорить о том, что цель достигнута: в образовательные программы внесены изменения в соответствии с ФГТ. Постепенно педагоги осознают суть изменений в образовательном процессе.

В настоящее время, согласно плану, в дошкольных образовательных учреждениях организуется деятельность по изучению и введению в действие ФГТ к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

23 мая 2012 года проведена краевая конференция «Особенности дошкольного образования в условиях ФГТ к структуре основной образовательной программы дошкольного образования», на которой педагоги ЧМР транслировали свой опыт по введению ФГТ, в том числе и по реализации проекта.

Проблемы, которые остаются за рамками реализации проекта:

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов.

2. Организация системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

3. Реализация в дошкольных учреждениях ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования Пермского края от № 000 «ФГТ к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»).

Перспективы развития проекта: продление реализации проекта на 1 год с целью разработки и введения в практику ДОУ системы мониторинга реализации основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГТ.

Проект № 2

· по решению экспертно – методического совета и по приказу Управления О и ПО МОУ СОШ № 10 является пилотной площадкой по введению ФГОС НОО муниципального уровня.

В рамках августовских событий педагоги Гимназии, СОШ № 7 и 10 представили опыт по введению ФГОС на переговорной площадке «Проблемы перехода на ФГОС в начальной школе».

С целью осмысления построения современного занятия с позиций системно-деятельностного метода и соотнесения с опытом своей школы, проведен для зам. директоров по УВР в начальной школе, руководителей школьных методических объединений, руководителей районных проблемных групп семинар-практикум « Системно- деятельностный подход – основа построения учебного занятия».

При решении задачи по созданию многоуровневой системы научного и методического сопровождения введения ФГОС НОО основной упор делался на организацию обучения и курсовой подготовки педагогов .

· Организовано взаимодействие с научными центрами по организации курсов:

- Издательство Академкнига /учебник, г. Москва; (по программе «Перспективная начальная школа»);

- Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования УР;

- «Дом учителя» г. Ижевск (по программе «Школа 2100»);

- факультет переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров ПГПУ;

- НОУ «Центр РОСТа»

Идет информирование педагогов о возможности включения в дистанционные курсы по освоению ФГОС НОО. Четыре педагога прошли курсовую подготовку, используя дистанционную форму обучения «Научно-теоретические и научно-методические основы построения ФГОС-2».

Проведены бюджетные курсы «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: актуальные проблемы реализации» 44 чел. «Электронная школа» 61 чел.

Были организованы внебюджетные курсы «Мастерская творческого письма» (Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования УР).«Современный учебный процесс и актуальные проблемы развития детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС» 1 чел. («Дом учителя» г. Ижевск).

Состоялся двухдневный семинар для учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» с участием преподавателей из г. Москвы;

· Выездные семинары:

1. «Контрольно-оценочная деятельность», г. Пермь 10 ч .

2. «Технологии формирования универсальных учебных действий в начальной школе», г. Пермь 14 чел .

3. «Реализация планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО средствами образовательной системы «Гармония», г. Пермь 1 ч.

4. «Современный урок в условиях перехода на новые стандарты», г. Пермь 7 чел.

5. «Технологии формирования универсальных учебных действий в начальной школе» г. Пермь 10 чел.

6. «Основы религиозных культур и светской этики в начальной и основной школе», г. Пермь 3 чел.

7. Семинар по системе Занкова, г. Ижевск 7 чел .

Работая над созданием системы контроля и мониторинга реализации комплексного проекта введения ФГОС НОО и оценки результатов реализации нового образовательного стандарта, был запущен мониторинг по вопросам введения ФГОС НОО в общеобразовательных учреждениях. Результаты выложены на сайте Управления О и ПО.

Деятельность по организации введения ФГОС НОО в Чайковском муниципальном районе позволила получить ряд положительных эффектов :

· Целенаправленное управление процессом перехода на ФГОС НОО. Создана организационная структура и эффективная модель управления процессом.

· Апробирована модель и алгоритм деятельности ОУ в условиях введения ФГОС НОО, накоплен опыт в пилотных школах.

· Налажен процесс изучения документов и материалов, сопровождающих процесс введения ФГОС НОО, созданы условия для осмысления основных идей ФГОС НОО.

· Согласованы направления изменений в образовательном процессе начальной школы, запущены необходимые инновационные процессы по переходу на ФГОС НОО.

· Создается необходимое нормативно – правовое обеспечение процесса введения ФГОС НОО.

· Выстроена многоуровневая система методического и информационного сопровождения введения ФГОС НОО.

В то же время стали очевидны проблемные точки:

· По-прежнему сохраняется противоречие между провозглашаемыми целями и ожидаемыми результатами начального образования (умения учиться, универсальные учебные действия) и фактическим определением результативности по тестам, направленным на определение знаний, умений и навыков.

· Необходима организация бюджетных курсов на местах для массового повышения квалификации педагогов по вопросам введения ФГОС НОО «Электронная школа».

· Недостаток возможностей у сельских образовательных учреждений для подготовки кадров к реализации изменений в соответствии с требованиями ФГОС НОО (отсутствие средств, удаленность от города, отсутствие завучей по начальному образованию).

· Отсутствие у ряда образовательных учреждений условий и благоприятной мотивационной среды для профессионального развития учителя.

· Ограниченность временных и материальных ресурсов.

В целом можно сделать следующие выводы:

1. Все образовательные учреждения включились в режим введения ФГОС НОО.

2. Объединение педагогов в проблемные группы позволило рассмотреть содержание УМК и новые деятельностные методы обучения в соответствии с ФГОС, что является эффективным методическим сопровождением реализации проекта.

3. В ходе реализации проектных линий были достигнуты конкретные результаты (созданы методические продукты) и выявлены содержательные проблемы, которые будут решены в следующем учебном году.

В учебном году предстоит решить следующие задачи:

1.Обеспечить методическое сопровождение педагогов через работу проблемных групп по следующим направлениям:

· Формирование метапредметных результатов (, СОШ №7).

· Тьюторство в начальной школе (, «Синтон»).

· Современный урок в начальной школе (, СОШ №7).

· Сообщество учителей-занковцев (, СОШ №1).

· Цифровые образовательные ресурсы – средство достижения результатов (, СОШ №7).

· Новые технологии – условие реализации ФГОС (, СОШ № 10).

· Организация исследовательской деятельности на I ступени обучения (, СОШ № 8).

2.Обеспечить переход образовательных учреждений в режим функционирования в соответствии с ФГОС НОО.

3.Распространять методические наработки через создание сборников материалов, размещения на сайте Единого банка образовательных ресурсов.

Проект № 3

«Информационно-образовательная среда общеобразовательного учреждения в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты»,

Цель проекта: создание системы информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

На августовской конференции, в работе одной из секций, были представлены результаты мониторинга «Эффективное использование технических, программных средств и средств телекоммуникаций в начальной школе». Участники круглого стола имели возможность узнать, как организовано использование технических и программных средств в общеобразовательном учреждении, какими нормативными документами следует руководствоваться. Были высказаны пожелания в разработке на муниципальном уровне некоторых Положений. Проектной группой разработаны Положение о сайте общеобразовательного учреждения, Положение о кабинете информатике и ИКТ, Положение о регламенте работы в сети Интернет, которые прошли экспертизу на муниципальном экспертно-методическом совете. Доработан и проведен мониторинг Эффективное использование технических, программных средств и средств телекоммуникаций в начальной школе. Разработан мониторинг по использованию современных педагогических технологий. Результаты мониторинга представлены на совещании с зам. директора для проведения анализа и планирования деятельности ОУ. Проведен семинар с зам. директора, курирующими начальную школу, на котором разработана модель Организации деятельности участников образовательного процесса в информационно-образовательной среде. Эта модель может быть использована для создания собственной модели ОУ. В течении учебного года педагоги имели возможность обучиться на курсах повышения квалификации «Электронная школа», «Использование электронных образовательных ресурсов». Началось оснащение школ техникой в рамках проекта «Модернизация образования» в соответствии с ФГОС. В меняющихся условиях (оснащение техникой, курсовая подготовка педагогов и т. д.) появляется необходимость вносить изменения в проекте: Организовать работу проблемной группы по использованию технических средств для реализации основной образовательной программы начального общего образования, продолжить обучение педагогов по программам повышения квалификации «Использование электронных образовательных ресурсов». Эти направления будут перспективными в предстоящем учебном году.

Проект № 4

Проект «Создание модели предпрофильной подготовки, ориентированной на индивидуальные образовательные программы».

Цель: разработка и реализация общих норм организации системы предпрофильной подготовки учащихся, ориентированной на создание индивидуальных образовательных программ учащихся, через систему партнерских отношений всех заинтересованных субъектов. По решению аппаратного совещания (ноябрь 2011 г) тема проекта видоизменилась. Новое название проекта «Индивидуализированное образование в подростковой школе в контексте федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования». Цель – проектирование образовательных процессов в основной школе, направленных на создание индивидуальных образовательных программ выпускника в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.

Основные процессы, которые проектировались, экспертировались и обсуждались в нынешнем учебном году:

· Образовательные сессии в СОШ № 7 (отчет о промежуточных результатах деятельности ОПП)

· Образовательная сессия в лицее «Синтон» совместно с ООШ № 12 (материалы детских эссе)

· Экспертиза инновационной образовательной практики «Большой процесс: от информации к смыслу» на уровне краевом (проект «Метапредметность в основной школе»), межрегиональном (в рамках конференции «Тьюторское сопровождение»), экпертиза профессионалов (правление Московской тьюторской ассоциации) для признания данной «Технологии продуктивного содиалога» - технологии тьюторского сопровождения (в рамках Черноморского университета тьюторства).

Экспертиза краевая через проект «Метапредметность в основной школе», а затем муниципальная – в рамках муниципальной методической конференции следующих инновационных практик

· Профессиональная проба «Поколение. ру» (СОШ № 7)

· Профессионально-ориентированная практика «Путешествие в профессию» - совместный детско-родительский проект (ООШ № 12)

· Образовательное событие «Интересно выбирать» (ООШ № 12)

· Мастерская «Убеждай и добивайся успеха: секреты эффективной аргументации» (СОШ № 7)

В рамках реализации проекта и на основании решения аппаратного совещания (от 2.12.11), которое рекомендовало создать рабочую группу по моделированию муниципального образовательного события, позволяющего осваивать опыт индивидуализированного образования в совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей, было разработано и проведено образовательное событие – игра-путешествие «Удивительное рядом», которое признано эффективным и рекомендовано к включению в план работы на следующий учебный год.

Большую роль в процессе проектирования инновационных образовательных процессов в основной школе сыграла муниципальная методическая конференция. Около 40% проектов и открытых занятий, представленных на конференции, связаны с проблематикой основной школы.

4. Поздравление, директора МАОУ Гимназия с Почетной грамотой Президента РФ.

Приложение

Сопровождение сюжетов на радио и телевидении ИД «Регион», «Объектив», «Сфера» за 2011 – 2012 учебный год:

1. Августовская конференция « Переход на Федеральные государственные образовательные стандарты: готовность, проблемы, перспективы» (август 2011).

2. Пресс-конференция по теме « Переход на Федеральные государственные образовательные стандарты: готовность, проблемы, перспективы» с презентацией сборника материалов по истории народного образования Чайковского муниципального района Пермского края (август 2011).

3. День учителя (праздничное собрание для ветеранов и педагогов города и района в КСЦ «Гидростроитель»).

4. Фестиваль «Путь к вершинам мастерства», в форме педагогического десанта (ноябрь-декабрь 2011).

5. Сюжет о конкурсе «Шире круг» (ноябрь 2011).

6. Сюжет с интервью о директоре МАОУ Гимназия, о ее благодарности от Президента РФ (декабрь 2011).

7. Муниципальный конкурс «Учитель года – 2012» (январь 2012).

8. Сюжет о семейной игре «Удивительное рядом» (февраль 2012).

9. Муниципальная методическая конференция «Пространство внеурочной деятельности в контексте ФГОС: до урока, после урока, вместо урока» (март 2012).

11. Сюжет о родительской конференции (апрель 2012).

12. Пресс-конференция с победителями краевого конкурса «Учитель года – 2012» (апрель 2012).

Приложение

Электронная информационно – методическая газета «Надежда»

Количество номеров – 2

Количество статей – 17

Статьи номера 3:

1. Главная страница, поздравление с 1 сентября и благодарность авторам и спонсорам в печати сборника материалов по истории народного образования на территории Чайковского муниципального района.

2. Статья «Учительство. Годы и люди» (),

3. «Завтра» нашей профессии. (,),

4. «Кто завтра идет на урок»» (),

5. «Жажда знаний – ничто, имидж – все!?» (),

6. Календарь знаменательных дат на учебный год (),

7. «Три мнения по одному вопросу» ().

Статьи номера 4:

1. Главная страница, поздравление с Новым 2012 годом от коллектива газеты и редактора. (),

2. Подготовила материалы в рубрику «Свет маяков» 2 письма (),

3. «Почему эссэ?» (),

4. «Копить или не копить?» (),

5. «Про пчелку, божью коровук и не только…» (),

6. «Технология» на задворках образования» (),

7. «Маленький ученик, что ждет тебя в школе?» (),

8. «Зачем нашим ученикам нужна информатика, или может ли «лишний предмет» стать жизненным?» (),

9. «Два сердца бьются вместе» (),

10. Новогодний сюрприз ().

Приложение

В выставке «Педагогические династии» приняли участие 10 человек, которые получили сертификаты участия:

- , учитель начальных классов МБОУ СОШ №10;

- , учитель информатики и физики МБОУ СОШ №11;

- , учитель истории и обществознания МБОУ СОШ с. Сосново;

- , МБОУ СОШ с. Сосново;

- , МБДОУ детский сад №20 «Якарек»;

- , МБДОУ детский сад №35 «Гномик»;

- , МБДОУ детский сад №38 «Лесная поляна»;

- , МБДОУ детский сад №18 «Конек-Горбунок»;

В рамках основной деятельности не были организованы курсы по PR- деятельности, набор не состоялся. Одна из главных задач следующего года – это организация курсов и поиск новых партнеров в их организации.

В течение учебного года спонсировались такие PR – мероприятия как: муниципальный и краевой конкурс «Учитель года». Общая сумма привлеченных средств составила около 180 тысяч рублей. В нынешнем году победители получили денежное поощрение выше, чем на краевом уровне. Большинство спонсоров получили благодарность не только через благодарственные письма, но и через сайт Управления общего и профессионального образования.

Все значимые события были освещены в СМИ через телевидение, радио, периодическую печать, сайт Управления О и ПО, блог, методическую газету «Надежда», пресс-конференции.

Задачи на следующий учебный год:

Выпустить 3 тематических номера электронной газеты «Надежда»;

Организовать выставку клуба «Молодых педагогов» (август 2012);

В течение года провести выставку «Т – клуба»;

Организовать PR-акцию в честь 80 – летия образования на территории Чайковского муниципального района и Дня учителя «Педагогический бал» (октябрь 2012)

Организовать курсы по PR –деятельности в образовательных учреждениях для создания новых PR –команд.

Проект № 9

«Английский как второй школьно-государственный язык»

Цель проекта: Повышение престижности изучения и уровня владения английским языком среди учащихся ОУ Пермского края.

Задачи:

1. Повышение профессионализма учителей английского языка.

2. Организация обучения учащихся с использованием современных методик.

3.

4. Предоставление возможности сдачи старшеклассниками языковых школ международных экзаменов.

5. Развитие языковой среды в школах Пермского края через организацию спецкурсов на английском языке, летних профильных лагерей, спектаклей и др.

Итоги реализации проекта

на территории Чайковского муниципального района в 2011-12 уч. г.

1,2. Повышение профессионализма учителей английского языка. Организация обучения учащихся с использованием современных методик.

По итогам региональной олимпиады «ПРОФИ-КРАЙ», проходившей в 2 этапа (заочный и очный тур) в июне 2011 г. На базе ПФ ГУ-ВШЭ, 7 педагогов из 6 ОУ г. Чайковский были отобраны для обучения их современным методикам преподавания английского языка.

· 1 педагог - из МБОУ СОШ №8 была направлена в сентябре 2012 г. На КПК (72 часа) «Совершенствование языковой подготовки преподавателей английского языка», организованные факультетом переподготовки кадров Пермского государственного педагогического университета;

· Еще 3 педагога: из МАОУ Гимназия, из СОШ с. Фоки., из ЧППК (решается вопрос о переходе педагога в школу) прошли месячные курсы по международной программе CELTA у британских специалистов из Оксфорда;

· , учитель англ. яз. из школы для старшеклассников была приглашена. В г. Пермь для обучения на курсах по программе ТКТ;

· 2 педагога из МАОУ лицей «Синтон»: и не прошли обучение (по семейным обстоятельствам). Они имеют возможность пройти курсы повышения квалификации в следующем учебном году.

По итогам обучения по программам CELTA и TKT учителя получили сертификаты, дающие право преподавать английский язык в качестве иностранного языка в любой стране мира. В настоящее время данные педагоги работают под патронажем наставников, оказывающих им методическую помощь в использовании новых методик в преподавании англ. яз.

В мае 2012г. Во второй раз прошла олимпиада «ПРОФИ-КРАЙ», в заочном туре которой приняло участие 30 учителей англ. яз.(72,5 %). На очный этап прошли 7 человек: (МБОУ СОШ №8), (МАОУ лицей «Синтон»); (МАОУ Гимназия), (МАОУ ООШ №12), (МАОУ СОШ №4), (СОШ п. Марковский), (МАОУ ООШ №12).

В связи с отсутствием транспорта, в очном туре олимпиады смогли принять участие 3 педагога: , и Яковлева Г. В.не принимала участия в олимпиаде, т. к. прошла обучение на курсах в декабре месяце 2011 г.

Задача по данному направлению: направить для обучения на КПК в 2012-13 уч. г. 4 педагогов: ,

3. Оценка учебных достижений учащихся.

В течение года 50 учащихся из 4 ОУ: МАОУ Гимназия, МБОУ Фокинская СОШ, МАОУ лицей «Синтон», МБОУ СОШ №10 проходили первичное, промежуточное и итоговое тестирование, целью которого являлось установление актуального уровня знаний учащихся педагогов, направленных на обучение по программам CELTA и TKT до и после прохождения данных курсов. Результаты тестирования неизвестны.

4.Предоставление возможности сдачи старшеклассниками языковых школ международных экзаменов.

Согласно условиям проекта, данный экзамен могли сдать и учащиеся НОЦ, интересующиеся предметами естественно-научного цикла.

В апреле 2012г. трое старшеклассников из НОЦ – учащиеся, поступающие на специальности естественно-научного цикла, выезжали в г. Пермь для сдачи международного экзамена IELTS, целью которого является оценка уровня знаний и владения иностранным языком старшеклассников, обучающихся в ОУ с углубленным изучением иностранного языка по международным стандартам. Средний балл за экзамен учащихся НОЦ составил 4,0. (max балл – 9 баллов).

Причины, препятствующие успешной реализации проекта:

1. Несвоевременное прохождение тестирования учащимися ОУ связано с возникающими техническими проблемами, а также невысокой мотивацией педагогов и учащихся к выполнению тестов в связи с отсутствием информации о результатах тестирования.

2. Отсутствие полной информации о проекте. (в Управление О и ПО приходят лишь информационные письма о направлении педагогов на курсы и информация о педагогах, чьи учащиеся не прошли тестирование; в течение 2011-12 уч. г. не пришло ни одного Положения о краевых мероприятиях, направленных на развитие языковой среды).

В связи с вышеперечисленными проблемами, проектная группа в составе 8 человек: 5 педагогов – непосредственных участников регионального проекта (учителя англ. Яз. из МБОУ СОШ №8, МАОУ Гимназия, МАОУ лицей «Синтон», МБОУ СОШ №10 (НОЦ)), а также зам. дир. По ВР (и учителя англ. яз.) Л из МБОУ СОШ №8.,начальника отдела общего и дополнительного образования и, методиста ЦИКТ предприняла следующие шаги:

1.Выступление на совещании директоров методиста ЦИКТ, на котором было представлено основное содержание проекта, его цель, задачи, первые итоги реализации проекта. Подготовка к данному совещанию выявила и частично помогла решить проблему отсутствия полной информации о проекте.

2.На первом заседании группы с помощью непосредственных участников проекта было сформировано более полное представление о ходе проекта, о КПК, обсуждены проблемы, предложен ряд мероприятий, направленных на успешное участие нашей территории в краевом проекте.

3.Выступление участников проектной группы на РМО учителей англ. яз., на котором выступила с вопросом о реализации проекта в Пермском крае, а учителя, прошедшие обучение у британских специалистов, показали видеофрагменты и рассказали об особенностях данных курсов повышения квалификации и о возможностях, открывающимися перед педагогами, позволило повысить мотивацию педагогов к участию в олимпиаде «ПРОФИ-КРАЙ».

4. С целью развития языковой среды был разработан и проведен муниципальный конкурс чтецов на англ. яз.; учащиеся лицея «Синтон», Гимназии, НОЦ приняли участие в театральном проекте, руководителем которого является Джоанн, выпускница Кембриджского университета; ведется работа по организации муниципального лингвистического лагеря.

5. представила на муниципальный экспертно-методический совет проект, направленный на повышение уровня владения английским языком учащихся МАОУ Гимназия.

Задачи, поставленные проектной группой на 2012-13 уч. г.:

1. Разработать муниципальный проект, направленный на повышение престижности и уровня владения английским языком среди учащихся ОУ Чайковского муниципального района.

3. Организовать работу муниципального лингвистического лагеря для учащихся ОУ, изучающих английский язык.

Проект № 10

«Телекоммуникационная сеть Пермского края»

На протяжении всего учебного года велась планомерная и целенаправленная работа по реализации регионального проекта «Телекоммуникационная образовательная сеть Пермского края (технология web 2.0)».

Организованы и проведены совещания, семинары по заказу образовательных учреждений, многочисленные консультации с педагогами и ответственными за электронные дневники и журналы в ОУ, направленных на повышение эффективности реализации проекта системы электронных дневников и журналов на территории Чайковского муниципального района (увеличение количества учащихся, выполнение показателей качественного предоставления услуги электронный дневник).

Плодотворное взаимодействие со службой технической поддержки портала, руководителями школ, участвующими в проекте, ответственными за ведение электронных дневников и журналов в ОУ позволяет фиксировать следующую ситуацию на конец учебного года:

1.Количество участников увеличилось до 8116 учащихся городских и 1211 учащихся сельских ОУ (составляет 91,5% и 52%) (целевые показатели 92% и 50%);

2.Качество предоставляемой услуги «Электронный дневник» в Чайковском муниципальном районе с января 2012 года по май 2012 увеличилось;

3. Наиболее стабильно качественно услугу Электронный дневник предоставляют ОУ: Марковской СОШ, СОШ №8, Гимназия, ООШ№12, Лицея «Синтон», СОШ №11, СОШ №4, СОШОТ, ООШ №13, СОШ с. Сосново, СОШ с. Зипуново, СОШ с. Уральское, СОШ с. Ваньки, ООШ п. Буренка, СОШ с. Б.Букор, СОШ с. Альняш, СОШ с. Вассята.

По заявке образовательного учреждения с целью повышения мотивации педагогов к использованию ресурсов портала был проведен семинар-практикум для учителей СОШ №8. В семинаре приняло участие более 20 учителей школы, вся деятельность была организована в деятельностном режиме.

Однако, несмотря на положительную динамику большинства школ (особенно сельских) по качественному предоставлению услуги Электронный дневник, наблюдались неприятные тенденции:

· в течение года в некоторых городских школах и двух сельских школах не было постоянного 100% качества предоставления услуги электронный дневник (СОШ №1, СОШ №2, СОШ №7, СОШ №10, Фокинской СОШ, СОШ п. Прикамский);

· наблюдалась низкая активность учителей в использовании портала в иных целях.

В целях фокусировки внимания на проблеме с качеством электронных дневников, в мае 2012 года на совещании директорам был представлен отчет по работе с Электронным дневником школ за период с января по апрель 2012 года.

Для дальнейшего фокусирования внимания директоров на данной проблеме предложено проводить и демонстрировать (на сайте, совещании, по электронной почте) рейтинг школ по качеству предоставления услуги электронный дневник. Рассмотреть как возможность, проведение конкурса среди общеобразовательных учреждений по качественному предоставлению услуги Электронный дневник и использованию ресурсов портала.

Проект № 11

«Дистанционное образование детей-инвалидов в Пермском крае». Для СОШ №10 и СОШ №11 этот год стал налом реализации проекта, для других школ (СОШ №1, СОШ №2, СОШ №4, СОШ №4, СОШ №8, ООШ №13, СОШ с. Б.Букор, ООШ с. Ваньки, ООШ с. Зипуново, Марковской СОШ, СОШ п. Прикамский) – подготовительным этапом. В проект включены еще 22 ребенка-инвалида, нуждающихся в дистанционном обучении. 23 педагога, которые будут работать с этими детьми, прошли соответствующую курсовую подготовку. Обучены и родители (законные представители) учащихся. Завершается установка оборудования в местах проживания детей-инвалидов и рабочих местах педагогов. Подготовительный этап будет завершен подключением рабочих мест к сети Интернет. В школах с. Б.Букор, с. Ваньки, п. Марковский, СОШ №8 для этого будут выполнены работы по установке дополнительного оборудования для обеспечения необходимой скорости передачи данных. Проведен мониторинг потребности детей-инвалидов в дистанционном образовании с учебного года. Результаты мониторинга показали, что еще 5 детей-инвалидов (СОШ №7, ООШ №13, лицей «Синтон», Марковская СОШ, СОШ п. Прикамский) нуждаются в дистанционном образовании. Вопрос о ходе реализации проекта рассматривался на аппаратном совещании и совещании руководителей.

Все показатели, свидетельствующие о качестве реализации проектов выполнены на 90-100%. Это свидетельствует об эффективном сопровождении проектов, курируемых методистами ЦИКТ. Промежуточные результаты и процессы, организуемые в рамках проекта описывается методистами и выкладываются на сайте (в блогах).