Тема 2 Нововведение как объект инновационного менеджмента

2. Классификация инноваций

3. Инновационный процесс, его этапы, элементы и виды.

Определение «инновация особую культурную ценность материальную или нематериальную, которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая.

Шумпетер определил инновации как:

Новое, т.е. еще неизвестное в сфере потребления благо либо новое качество известного блага;

Новый, более эффективный метод продукции;

Открытие новых закономерностей сбыта известной продукции;

Открытие новых источников сырья или производства продукции;

Организация производства, ведущая к прорыву какой-то установившейся в нем монополии.

Новшество - это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой либо сфере деятельности по повышению её эффективности.

Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рациональных предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, ноу-хау.

Новация (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой новшество, которого не было раньше. В соответствии с гражданским правом новация означает соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим, т. е. этот результат и есть новация.

Термин «новшество» и «новация» - синонимы.

Нововведение (инновация ) представляет собой замену старого объекта новым.

Можно дать следующее определение инновации.

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования, приемы анализа.

Свойства инноваций:

Новизна. Новизна – это совокупность свойств, характеризующих радикальность изменений объекта(продукта, услуги, техники, технологии) и дающих право называться новым. Новизна-это свойство, действующее только определённый период(например, новизна продукции ограничивается наступлением срока ее морального старения(износа).

Производственная применимость (экономическая обоснованность) характеризует материализацию изобретений и научно-технических разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и способы организации производства.;

Коммерческая реализуемость (отвечать запросам потребителей).

Инновация выполняет три функции:

1) воспроизводственную;

2) инвестиционную;

3) стимулирующую.

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства.

Инвестиционная функция инновации означает использование прибыли от инновации для инвестирования. Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала, который может направляться на финансирование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций.

Выделяют следующие источники инноваций.

1. Неожиданное событие, которым может быть внезапный успех, непредвиденная неудача.

2. Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и ее отражением во мнениях и оценках людей.

3. Изменение потребностей производственного процесса.

4. Изменения в структуре отрасли или рынка.

5. Демографические изменения.

6. Изменения в восприятии и в ценностных установках.

7. Новые знания, научные и ненаучные.

Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, другие приспособления, созданные человеком.

Открытием же является результат получения ранее неизвестных данных или наблюдения ранее неизвестного явления природы.


Классификация инноваций (нововведений).

Классификация инноваций предусматривает распределение инноваций на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленной цели. Классификация инноваций позволяет

1) четко определить место каждой инновации в системе инноваций

2) выделить отличительные характеристики данной инновации для эффективного использования определённых приёмов управления инноваций;

2) рационально организовать инновационный процесс;

3) осуществлять выбор инновационной стратегии в зависимости от типа нововведения;

4) конструировать экономические механизмы и организационные формы инновационной деятельности;

5) определять положение конкретного нововведения формами его реализации и продвижения на рынок.

П.Н. Завлин и А.В. Васильев предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на семи классификационных признаках: область применения, этапы НТП, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций.

В.В. Горшков и Е.А. Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций используют два признака: структурную характеристику и целевые изменения. С позиции структурной характеристики инновации подразделяются на три группы :

Инновации «на входе» в предприятие;

Инновации «на выходе» из предприятия;

Инновации структуры предприятия как системы, включающей в себя отдельные элементы и взаимные связи между ними.

В «Руководстве Осло» отмечается, что существуют два типа технологических инноваций:

Продуктовая;

Процессная. (технологическая)

Продуктовая инновация охватывает внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Поэтому продуктовые инновации подразделяют на два вида:

1) базисная продуктовая:

2) улучшающая продуктовая.

Процессная инновация представляет собой освоение новых форм и методов организации производства при выпуске новой продукции. При этом имеется в виду, что выпуск новой продукции можно организовать с использованием уже имеющихся технологии, оборудования, энергетических ресурсов и при использовании традиционных методов организации производства и управления.


В литературе приведен ряд классификаций инноваций. Например, А.И. Пригожин предлагает типологию нововведений по 9 признакам:

№ п/п Признак классификации Виды инноваций
По типу новшеств Материально-технические, экономические. организационно-управленческие, правовые, педагогические.
По инновационному потенциалу Радикальные(базовые) Улучшающие (модифицированные) Комбинаторные (инновации с предсказуемым риском)
По принципу отношения к своему предшественнику Замещающие предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым и те самым обеспечение более эффективного выполнения соответствующих функций; Отменяющие, которые исключают выполнение какой-либо операции или выпуск какого-либо продукта, но не предполагают ничего взамен: Возвратные, которые подразумевают возврат к некоторому исходному состоянию случаи несоответствия новшества новым условиям применения Открывающие, которые создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников.
По объему применения Точечные, системные, стратегические
По эффективности Эффективность производства, эффективность управления, улучшение условий труда
По социальным последствиям Вызывающие социальные издержки, новые виды монотонного труда, вредные условия труда.
По особенностям механизма своего существования Единичные(на один объект), диффузные (на многие объекты), завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные
По особенностям инновационного процесса Внутриорганизационные, когда разработчик, проектировщик, изготовитель, пользователь, организатор инновации находится в одной структуре. Межорганизационные когда все три роли распределены между организациями, специализирующими на выполнение отдельных стадий процесса.
По источники инициативы Прямой социальный заказ В результате изобретения

С точки зрения влияния на достижение экономических целей организации материально-технические инновации включают:

Продуктовые инновации

Инновации-процессы

По инновационному потенциалу:

- радикальные (базовые) инновации,

- улучшающие (модифицированные)

Классификация инноваций означает распределение инноваций на конкретные группы по определенным критериям. Построение классификационной схемы инноваций начинается с оп-ределения классификационных признаков. Классификационный при-знак представляет собой отличительное свойство данной группы инно-ваций, ее главную особенность.

Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки. В экономической литературе представлены самые различные подходы к классификации инноваций, а также к выделению ее критериев.

Инновации классифицируются по следующим признакам:

  1. значимость (базисные, улучшающие, псевдоинновации);
  2. направленность (заменяющие, рационализирующие, расширяющие);
  3. место реализации (отрасль возникновения, отрасль внедрения, отрасль потребления);
  4. глубина изменения (регенерирование первоначальных способов, изменение количества, перегруппировка, адаптивные изменения; новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род);
  5. разработчик (разработанные силами предприятия, внешними силами);
  6. масштаб распространения (для создания новой отрасли, применение во всех отраслях);
  7. место в процессе производства (основные продуктовые и технологические, дополняющие продуктовые и технологические);
  8. характер удовлетворяемых потребностей (новые потребности, существующие потребности);
  9. степень новизны (на основе нового научного открытия, на основе нового способа применения к давно открытым явлениям);
  10. время выхода на рынок (инновации-лидеры, инновации-последователи);
  11. причина возникновения (реактивные, стратегические);
  12. область применения (технические, технологические, организационно-управленческие, информационные, социальные и т.д.).

По значимости различают базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники; улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий.

По направлениям воздействия на процесс производства инновации могут быть расширяющими (нацелены на глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций), рационализирующими (по сути, близки к видоизменениям) и заменяющими (предназначены для замены старых продуктов или технологий новыми, основанными на выполнении той же функции).

Классификация инноваций по глубине вносимых изменений позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уровня к более высокому:

  • регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;
  • изменение количественных свойств системы, перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;
  • адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;
  • новый вариант - простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений;
  • новое поколение - меняются все или большинство свойств системы, но базовая концепция сохраняется;
  • новый вид - качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа;
  • новый род - высшее изменение в функциональных свойствах системы, которое меняет ее функциональный принцип;
  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные (частные).

По масштабам распространения могут быть выделены локальные инновации, развивающие имеющиеся базисные технологии; отраслевые инновации, ставшие основой для новой отрасли; и глобальные инновации, которые находят применение во всех отраслях.

По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые.

По степени новизны инновации могут быть основаны на новых открытиях или быть созданными па основе нового способа, примененного к открытым явлениям.Также, по типу новизны для рынка инновации делятся на:

  • новые для отрасли в мире;
  • новые для отрасли в стране;
  • новые для данного предприятия (группы предприятий).

По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные, обеспечивающие выживание фирмы, представляющие собой реакцию на нововведения, осуществленные конкурентом; и стратегические - инновации, внедрение которых имеет упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

По области применения инновации весьма своеобразны: технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами; технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции; организационно-управленческие связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения; информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации; социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

По месту инноваций в системе (на предприятии) можно выделить:

  • инновации «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
  • инновации «на выходе» предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

Научно-исследовательским институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на:

  • технологические;
  • производственные;
  • экономические;
  • торговые;
  • социальные;
  • в области управления.

В теории инновационного менеджмента выделяют общую (традиционную) классификацию инноваций и инновационных продуктов и классификацию инноваций, учитывающую развитие технологий на основе «подрывных» инноваций.

Основу общей (традиционной) классификации инноваций и инновационных продуктов составляют следующие признаки .

Как источник идеи для инновации могут выступать:

  • открытие, научная идея, научная теория, явление;
  • изобретение, ряд изобретений, лицензии;
  • рационализаторские предложения;
  • прочие ситуации.

Вид новшества:

  • продукта, его конструкции или устройства, системы и механизма;
  • технологии, метода, способа;
  • материала, вещества;
  • живых организмов, растений;
  • постройки, здания, сооружения, офиса, цеха или участка, другого архитектурного решения;
  • информационного продукта (проекта, исследования, разработки, программы и т.п.;
  • услуги;
  • прочих решений.

По областям применения в научно-производственном процессе в сфере промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства выделяются следующие виды инноваций:

  • научно-исследовательские, которые изменяют процесс в сфере НИОКР;
  • технические или продуктовые, которые появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;
  • технологические, которые возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;
  • информационно-коммуникационные, которые ведут к изменению технологий обработки информации и технологии связи у потребителя;
  • маркетинговые, которые ведут к изменениям в исследовании рынков и работе на них, изменениям брэндов товаров и организаций;
  • логистические, которые ведут к изменениям в сфере организации движения потоков, снабжении и сбыте.
  • организационно-управленческие, которые ведут к изменениям в организационном механизме и системе управления, совершенствуют их;
  • социально-экономические, правовые и другие, которые изменяют социальные, экономические и правовые условия функционирования предприятия.

По областям применения в сферах обслуживания :

  • образование;
  • питание;
  • спорт и молодежь;
  • культура;
  • здравоохранение;
  • правовое обслуживание и охрана;
  • туризм;
  • торговля;
  • финансовое обслуживание;
  • другие.

По уровню новизны инновационные товары и услуги могут распределяться на обладающие признаками:

  • мировой новизны;
  • отечественной новизны;
  • отраслевой новизны;
  • новые для фирмы;
  • расширение имеющейся гаммы товаров, ассртимента, портфеля товаров и услуг;
  • обновленные товары и услуги;
  • товары и услуги с измененным позиционированием;
  • с сокращенными издержками (производственные инновации).

Масштабы распространения инноваций:

  • транснациональные;
  • народнохозяйственные и федеральные;
  • региональные;
  • муниципальные;
  • в рамках объединений и ассоциаций;
  • в рамках организации;
  • в рамках подразделения.

Широта воздействия инноваций:

  • глобальна, мировая;
  • народнохозяйственная, национальная;
  • отраслевая;
  • локальная.

Темпы осуществления инноваций:

  • быстрые, нарастающие;
  • замедленные, равномерные;
  • медленные, затухающие.

Стадии жизненного цикла инноваций , с которых начинается инновационный процесс для данной организации и которыми он заканчивается:

  • исследования;
  • разработки;
  • промышленное производство;
  • маркетинг;
  • логистика;
  • диффузия;
  • рутинизация;
  • сервисная поддержка.

По преемственности выделяют следующие инновации:

  • открывающие, за которыми может следовать поток новых инноваций, на которых основан мультипликационный эффект;
  • закрывающие - инновации, закрывающие ряд отраслей;
  • замещяющие;
  • отменяющие;
  • ретровведения.

Классификация инноваций, учитывающая развитие технологий на основе «подрывных» инноваций.

Эволюция инновационных стратегий и инновационного бизнеса согласно концепции К. Кристенсена предполагает периодическую смену «подрывных» и поддерживающих технологических инноваций и их приложений - инновационных продуктов и услуг.

«Подрывные» технологии - те, которые идут на смену устоявшимся и развитым технологиям. Они ведут с собой новые продукты и новые услуги, которые сменяют прежние. «Подрывные» инновации, стратегии постепенно вытесняют поддерживающие инновации. Вместе с ними изменяется весь инновационный бизнес.

Г. Менш выделил базисные, улучшающие инновации (способствуют появлению новых отраслей и новых рынков) и «псевдоинновации» - мнимые нововведения (улучшают качество предмета или незначительно изменяют элементы технологического процесса).

Российский исследователь Ю.В. Яковец развил взгляды Г. Менша и предлагает выделять следующие виды инноваций:

  • базисные инновации, которые реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания новых отраслей;
  • улучшающие инновации, предусматривающие реализацию изобретений среднего уровня и служащие базой для создания новых моделей и модификацией данного поколения техники (технологии), заменяющих устаревшие модели более эффективными, либо расширяющих сферу применения этого поколения, а также существенно видоизменяющих используемые технологии;
  • микроинновации, улучшающие отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники и применяемых технологий на основе использования мелких изобретений, что способствует более эффективному производству этих моделей либо повышению эффективности их использования;
  • псевдоинновации, которые, по мнению Ю.В.Яковца, направлены на улучшение моделей машин и технологий, представляющих вчерашний день техники.

Следует отметить, что подходы Г. Менша и Ю.В. Яковца сосредоточивают свое внимание на рассмотрении исключительно технологических нововведений, при этом используется единственный критерий классификации, в роли которого выступает степень радикальности инновации, уровень ее новизны, поэтому оба данных подхода к классификации инноваций носят в существенной степени ограниченный характер.

В свете этого следует отметить, что рядом российских ученых предлагаются подходы, в основе которых лежит многокритериальная классификация инноваций. К их числу могут быть отнесены подходы П.Н. Завлина и А.В. Васильева, В.В. Горшкова и Е.А. Кретовой, Э.А. Уткина, Г.И. Морозовой и Н.И. Морозовой, С.Д. Ильенковой.

П.Н. Завлин и А.В. Васильев предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на семи классификационных признаках: область применения, этапы НТП, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций.

Таблица 2.1 Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву

Классификационный признак

Классификационные группировки инноваций

1. Область применения

Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др.

2. Этапы НТП, результатом которых стала инновация

Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные

3. Степень интенсивности

«Бум», равномерная, слабая, массовая

4. Темпы осуществления инноваций

Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные

5. Масштабы инноваций

Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие

6. Результативность

Высокая, низкая, средняя

7. Эффективность инноваций

Экономическая, социальная, экологическая, интегральная

В.В. Горшков и Е.А. Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций используют два признака: структурную характеристику и целевые изменения.

С точки зрения структурной характеристики инновации подразделяются на три группы:

  • инновации на «входе» в предприятие;
  • инновации на «выходе» из предприятия;
  • инновации структуры предприятия как системы, включающей в себя отдельные элементы и взаимные связи между ними.

По целевому изменению инновации разделяются на инновации тех-нологические, производственные, экономические, торговые, социальные и инновации в области управления.

Таблица 2.2 Классификация инноваций по В.В. Горшкову и Е.А. Кретовой

Классификационный признак

Вид инновации

1. Структурная характеристика инновации

1.1. Инновации на «входе» в предприятие

1.2. Инновации на «выходе» из предприятия

1.3. Инновации структуры предприятия как системы, т.е. ее отдельных элементов

1.1. Целевое качественное или количественное изменение в выборе и использовании материалов, сырья, оборудования, информации, работников и других ресурсов

1.2. Целевые качественные или количественные изменения

1.3. Целевые изменения производственных, обслуживающих и вспомогательных связей по качеству, количеству, организации и способу обеспечения

2. Целевые изменения

2.1.Технологические

2.2.Производственные

2.3. Экономические

2.4. Торговые

2.5. Социальные

2.6. Инновации в области управления

2.1. Создание и освоение новой продукции, технологии, материалов, модернизация оборудования, реконструкция производственных зданий и их оснащения, реализация мероприятий по охране окружающей среды

2.2. Расширение производственных мощностей, диверсификация производственной деятельности, изменение структуры производства и соотношение мощностей отдельных производственных единиц

2.3. Изменение методов и способов планирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности, снижение производственных затрат и улучшение конечных результатов, рост экономического стимулирования и материальной заинтересованности трудящихся, рационализация системы калькуляции внутрипроизводственных затрат

2.4. Использование методов ценовой политики во взаимоотношениях с поставщиками и заказчиками, предложение новой продукции и услуг, предоставление или взыскание финансовых ресурсов в форме кредитов, займов, применение новых методов распределения прибыли и других накопленных ресурсов и т.п.

2.5. Улучшение условий и характера труда, социального обеспечения, предоставляемых услуг, психологического климата и характера взаимоотношений на предприятии или между его отдельными организационными подразделениями

2.6. Улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений, использование новых средств обработки информации и документации, рационализации канцелярской работы и т.д.

Иные признаки положены в классификацию инноваций Э.А. Уткиным, Г.И. Морозовой, Н.И. Морозовой. По их мнению, классификационными признаками инноваций являются причина возникновения инновации, предмет и сфера приложения инновации, характер удовлетворяемых потребностей.

Таблица 2.3 Классификация инноваций по Э.А. Уткину, Г. И. Морозовой, Н. И. Морозовой

Классификационный признак

Вид инновации

1. Причина возникновения

1.1. Реактивные

1.2. Стратегические

1.1. Обеспечивают выживание фирмы или банка, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке

1.2. Внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе

2. Предмет и сфера приложения

2.1. Продуктовые

2.2. Рыночные

2.3. Инновации-процессы

2.1. Новые продукты и услуги

2.2. Открытие новых сфер применения продукта, а также позволяющих реализовать услугу на новых рынках

2.3. Технология, организация производства и управленческие процессы

3. Характер удовлетворяемых потребностей

3.1. Ориентирование на существующие потребности

3.2. Ориентирование на формирование новых потребностей

3.1. Действующие сегодня потребности, которые не удовлетворены полностью или частично

3.2. Потребности на перспективу, которые могут появиться под влиянием факторов, изменяющих вкусы и интересы людей, их запросы и т.п.

Подход С.Д. Ильенковой к классификации инноваций определенным образом перекликается с рассмотренными подходами Г. Менша и Ю.В. Яковца. Это связано с тем, что С.Д. Ильенкова в качестве одного из критериев своей классификации обозначает глубину вносимых изменений и выделяет радикальные (базовые), улучшающие и модификационные инновации. В то же время в данном случае указанный критерий классификации имеет более широкую сферу применения, поскольку не предназначается для характеристики исключительно технологических нововведений. Основное же отличие классификации инноваций по С.Д. Ильенковой от подходов Г. Менша и Ю.В. Яковца заключается в том, что обозначенная классификация является многокритериальной и предусматривает выделение групп прогрессивных нововведений не только исходя из глубины вносимых изменений, но также и с точки зрения таких критериев, как технологические параметры, новизна, место на предприятии и сфера деятельности. Кроме того, следует отметить тот факт, что место на предприятии как классификационный признак в рамках подхода С.Д. Ильенковой фактически аналогично по смыслу структурной характеристике инноваций, выделяемой в качестве критерия классификации В.В. Горшковым и Е.А. Кретовой.

Таблица 2.4 Классификация инноваций по С.Д. Ильенковой

Классификационный признак

Виды инноваций

1. Технологические параметры

Продуктовые, процессные

2. Новизна

Новые для отрасли в мире, новые для отрасли в стране, новые для предприятия

3. Место на предприятии

Инновации на «входе», инновации на «выходе», инновации системной структуры

4. Глубина вносимых изменений

Радикальные (базовые), улучшающие, модификационные

5. Сфера деятельности

Технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления

И.Т. Балабанов в качестве системы классификационных признаков выделяет следующие:

  • целевой признак - дает ответ на вопрос, что является целью инновации: решение немедленной задачи (текущей) или задачи будущего времени (стратегической);
  • внешний признак - указывает на форму реализации инновации;
  • структурный признак - определяет групповой состав инноваций как единой сферы экономических интересов государства.

Таблица 2.5 Классификация инноваций по И.Т. Балабанову

Классификационный признак

Виды инноваций

1. Целевой признак

Кризисные инновации, инновации развития

2. Внешний признак

Инновации в форме продукта и в форме операции

3. Структурный признак

Производственно-торговые, социально-экономические, финансовые, управленческие

А.И. Пригожин предлагает следующую классификацию инноваций, представленную в табл. 2.6.

Таблица 2.6 Классификация инноваций по А.И. Пригожину

Классификационный признак

Вид инновации

1. По распространенности

Единичные и диффузные

2. По месту в производственном цикле

Сырьевые, обеспечивающие, продуктовые

3. По преемственности

Заменяющие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения

4. По охвату ожидаемой доли рынка

Локальные, системные, стратегические.

5. По инновационному потенциалу и степени новизны

Радикальные, комбинаторные, совершенствующие

Рассматривая различные подходы к классификации инноваций, необходимо учитывать, что обобщение и систематизация классификационных признаков и создание на основе этого научно обоснованной классификации инноваций имеет существенную практическую значимость, поскольку обладает потенциальной способностью дать детальное представление о характеристиках того или иного прогрессивного нововведения. А это, в свою очередь, необходимо для осуществления адекватной поддержки со стороны государства внедрения инноваций на предприятиях страны.

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

  1. Введение
  2. Понятие инновации (измерение, функции, жизненный цикл)
  3. Виды инноваций
  4. Понятие инновационного процесса
  5. Понятие инновационного менеджмента
  6. Приоритетные направления поддержания инновационной деятельности в РФ
  7. Инновации в туристской сфере
  8. Заключение
  9. Список источников

Введение.

21 век неотделим от ставшего в последнее время очень «модным» понятия «инновация». В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
Термин "инновация" стал активно использоваться еще в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п.

В жизни все меняется. Изменения - основа прогресса. А инновации - ключ к изменениям. Непрерывное совершенствование - естественная форма существования всякой человеческой деятельности. Поэтому нет ничего удивительного в том, что к новым идеям, предложениям, разработкам постоянно приковано внимание.

В моей работе в качестве объекта рассмотрения выступает понятие инновации. Предметом рассмотрения являются инновации в туристской сфере, а также направления инновационного развития в РФ. Цель работы – составить представление об инновациях и родственных им понятиям. Задачи – определить понятие «инновация», выделить виды инноваций, рассмотреть понятия «инновационный процесс», «инновационный менеджмент», обратить внимание на современные направления инновационной деятельности в РФ и инновации в туристской сфере.

Понятие инновации.

Под инновацией (англ. innovation - нововведение, новаторство) понимаются «инвестиции в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги.

Новация (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п.

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п.

В литературе насчитываются сотни определений. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация - это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений - новый момент динамизации экономического развития.
В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.
Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций - рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.
Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа).
2. Внедрение продукции с новыми свойствами.
3. Использование нового сырья.
4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.
5. Появление новых рынков сбыта.
Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
Сущность инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий.

При реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги - инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

Таким образом, инновация выполняет следующие три функции:

  1. воспроизводственную ;
  2. инвестиционную ;
  3. стимулирующую .

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.

В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.

Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и близки.

Под инновационным процессом понимается деятельность, пронизывающая научно-технические, производственные, маркетинговые и сбытовые процессы при изготовлении новой продукции и услуг и нацеленная на удовлетворение конкретных общественных потребностей.

Главной стороной и особенностью данного процесса является инновационная способность.

Под инновационной способностью понимается структурная характеристика организации общественной и хозяйственной жизни в стране или же отдельной корпорации к быстрому восприятию производства и распространению новой продукции и услуг.

Это иллюстрируется следующим примером: Индия обладает достаточно высоким уровнем развития науки, но имеет низкую инновационную способность. В тоже время ряд стран, ставших в некоторых отраслях лидерами технологических процессов (Япония, Тайвань, Южная Корея), не располагая соответствующей научной базой, опираются на научно-технический потенциал других стран, обладая высокой инновационной способностью.

Инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которой новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике.

Инновационный процесс представляет собой последовательность действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему распространению результатов.

Для организации управления сложным инновационным процессом требуется проведение так называемой структуризации этого процесса, то есть разбивка его на определенные составные части.

В укрупненном виде схема структуризации обычно формулируется в таком виде:

1) исследования;

2) разработки;

3) производство;

4) маркетинг;

5) продажи.

Более подробно схема структуризации представляется в следующем виде:

1) фундаментальные исследования;

2) прикладные исследования;

3) разработки;

4) изучение рынка;

5) конструирование;

6) рыночное планирование;

7) опытное производство;

8) рыночные испытания;

9) коммерческое производство;

10) сбыт новой продукции.

Перед российской системой образования современный этап развития общества ставит целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Педагогическая инноватика изучает процессы развития практики образования за счет введения в нее каких-то компонентов, которых в ней раньше не было, или замены уже существующих на более совершенные. В данной работе будут рассмотрены понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реферат

Тема: «Уровни новшеств в образовании. Типы инновационных подходов к обучению. Типы педагогических нововведений»

ВВЕДЕНИЕ

1. Уровни новшеств в образовании 5

2. Типы инновационных подходов к обучению 7

3. Типы педагогических нововведений 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Инновации (англ. «Innovation» - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки.

В нашем контексте мы будем рассматривать не только термин инновации, но и педагогическую инноватику как науку. Педагогическая инноватика молодая наука, в России о ней начали говорить только в конце 80 г. прошлого века, т.е. немногим более 15 лет назад. Сегодня как сама педагогическая инноватика, так и ее методология находятся в стадии научной разработки и построения.

По определению С. Д. Полякова: «педагогическая инноватика - это особая сфера научного знания, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования» .

Педагогическая инноватика стала частью общей теории инноватики. Удачное определение этой научной дисциплины дано Н. Р. Юсуфбековой, она трактует ее как: «учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом и, наконец, использовании и применении на практике» [Цит. по 3: с. 12].

Таким образом, современный процесс образования предполагает создавать педагогические новшества, с целью удовлетворения запросов общества.

Перед российской системой образования современный этап развития общества ставит целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования.

В своей статье «Инновации в системе образования» Ю. З. Хуснутдинова отмечает, что: «появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования. Задачей технологии как науки является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения какого-либо результата» .

Таким образом, в данной работе будут рассмотрены уровни новшеств в образовании, типы инновационных подходов к обучению, а также типы педагогических нововведений.

1. Уровни новшеств в образовании

Педагогическая инноватика изучает процессы развития практики образования за счет введения в нее каких-то компонентов, которых в ней раньше не было, или замены уже существующих на более совершенные.

Рассмотрим понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании.

«Инновация и нововведение - тождественные понятия. Понятие «нововведение» (инновация) определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику.

Нововведение (инновация) - внедренное (освоенное) новшество. Если новшество - это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация) - это реализованное изменение, ставшее из возможного - действительным.

Новшество трактуется как изменение, во-первых, кем-то целенаправленно осуществляемое и, во-вторых, прогрессивное, направленное на повышение эффективности образования» .

К уровням новшества в образовании относят:

1. Усовершенствование.

2. Рационализация.

3. Модернизация.

4. Эвристическое решение.

5. Педагогическое изобретение.

6. Педагогическое открытие.

7. Инновация.

«Усовершенствование - изменение одного или более элементов образовательного процесса; приспособление известной методики к новым условиям учебной деятельности (новые способы создания групп).

Рационализация - установление нового правила использования известных педагогических средств, для решения традиционных задач (иной способ составления расписания).

Модернизация - изменение нескольких элементов действующей образовательной системы (вместо 11 лет обучения предполагается 12).

Эвристическое решение - отыскание способа решения известных педагогических проблем; создание и использование неизвестных ранее педагогических форм, методов, средств, для решения актуальных педагогических задач (методика опорных конспектов В. Ф. Шаталова).

Педагогическое изобретение - новое средство, технология или новое сочетание педагогических средств, для осуществления образования (система погружения М. П. Щетинина).

Педагогическое открытие - постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы в целом или существенному улучшению ее составляющего элемента (ТРИЗ-педагогика, компетентностный подход, дистанционное обучение).

Инновация - целенаправленное изменение в функционировании образовательной системы на основе нововведений» .

Деятельность, направленная на осуществления инноваций и инновационных процессов, получила название инновационной деятельности, а изучая инновационную деятельность важно отметить педагогический ин новационный подход к обучению.

Инновационный подход к обучению или воспитанию означает введение и использование педагогических инноваций. Далее мы рассмотрим основные типы инновационных подходов в образовательной системе.

2. Типы инновационных подходов к обучению

Согласно исследованиям М. В. Кларина: «инновационные подходы к обучению делятся на два основных типа, которые соответствуют репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса.

1. Инновации-модернизации, модернизирующие учебный процесс, направленные на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Лежащий в их основе технологический подход к обучению направлен, прежде всего, на сообщение учащимся знаний и формирование способов действий по образцу, ориентирован на высокоэффективное репродуктивное обучение.

2. Инновации-трансформации, преобразующие традиционный учебный процесс, направленные на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Соответствующий поисковый подход к обучению направлен, прежде всего, на формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентации.

Репродуктивная и проблемная ориентации образовательного процесса воплощаются в двух основных инновационных подходах к преобразованию обучения в современной педагогике, технологическом и поисковом.

Технологический подход модернизирует традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как организации достижения учащимися четко фиксированных эталонов усвоения. В рамках этого подхода учебный процесс ориентирован на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения, строится как «технологический», конвейерный процесс с четко фиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами.

Поисковый подход преобразует традиционное обучение на основе продуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как инициируемого учащимися освоения нового опыта. В рамках этого подхода к обучению целью является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.

Определяющей тенденцией дидактических поисков в русле технологического подхода к обучению является то, что они развиваются на основе установки на гарантированное достижение диагностично-заданных целей, как критериально фиксированных учебных результатов, характеризуются тотальной ориентацией обучения на заданный конечный результат, что в свою очередь ведет к сужению педагогических возможностей обучения» .

3. Типы педагогических нововведений

Силой образовательных инновационных процессов являются сами педагоги. Но они являются не только «осваивателями» новшеств, но и создателями, регуляторами, модификаторами инновации.

Поляков С. Д. так писал о нововведениях педагога: «путь нововведения, рожденного как новаторский опыт: рождение практических идей и реализация их в методических средствах - борьба за утверждение и признание разработок - притязание на расширение области применения, вплоть до универсальности - осознание научных идей, лежащих в основе опыта - интеграция с другими подходами» .

Обратимся к трудам А. В. Хуторского, доктора педагогических наук, современного исследователя и реализатора инновационных концепций и технологий. В своей статье « Педагогическая инноватика - рычаг образования» он рассматривает типы педагогических нововведений: «п едагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы:

1. «По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования, в формах, методах, технологиях и средствах обучения, в системе диагностики, контроле и оценке результатов.

2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определенных способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.

3. По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.

4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т. д.

5. По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.

7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т. п.

8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.

9. По объему новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т. п.

10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

В предложенной типологии одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать свое место в различных блоках. Например, такая инновация как образовательная рефлексия учащихся может выступать нововведением по отношению к системе диагностики обучения, развитию способов деятельности учащихся, в учебном процессе, в коллективном обучении, нововведением-условием, периодическим, в старшей профильной школе, локальным, радикальным нововведением» .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы рассмотрели основные понятия и теоретические основания инновационных процессов в образовании. Мы узнали, что новшество - это средство (новый метод, методика, технология, программа), а инновация - процесс освоения этого средства. В идеале грамотно отобранное новшество должно гарантировать успех нововведения в максимально возможной степени.

Инновации в обучении - это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, методы оценивания образовательного результата. Так, п едагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, для внедрения требуют новых форм, методик, педагогических технологий от современного педагога. Кроме этого требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать.

Рассмотрев типы и подтипы педагогических нововведений можно отметить, что одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать свое место в различных блоках.

Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом и есть инновационная деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галеева И. Ш. «Педагогическая инноватика». Презентация. / 900igr.net // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// 900igr.net /prezentatsii/pedagogika/Pedagogicheskie-innovatsii/001Pedagogicheskaja-innovatik a.html

2. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. - 176 с.

3. Поляков С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М. : Центр «Педагогический поиск», 2007. - 176 с.

4. Хуснутдинова Ю. З. «Инновации в системе образования». Scienceforum.ru Подписи к слайдам:

Уровни новшеств в образовании. Типы инновационных подходов к обучению. Типы педагогических нововведений г. Нерюнгри, 2017 г.

Новшество - это потенциально возможное изменение, а нововведение (инновация) - это реализованное изменение, ставшее из возможного - действительным. Новшество

Изменение одного или более элементов образовательного процесса. Приспособление известной методики к новым условиям учебной деятельности Усовершенствование

Установление нового правила использования известных педагогических средств, для решения традиционных задач. Рационализация

Изменение нескольких элементов действующей образовательной системы Модернизация

Отыскание способа решения известных педагогических проблем. Создание и использование неизвестных ранее педагогических форм, методов, средств, для решения актуальных педагогических задач. Эвристическое решение

Новое средство, технология или новое сочетание педагогических средств, для осуществления образования Педагогическое изобретение

Постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы в целом или существенному улучшению ее составляющего элемента Педагогическое открытие

Целенаправленное изменение в функционировании образовательной системы на основе нововведений Инновация

Инновации Инновационная деятельность Инновационный подход введение и использование педагогических инноваций Инновационные процессы

Инновации-модернизации Модернизируют учебный процесс. Направлены на достижение результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Типы инновационных подходов Инновации-трансформации Преобразуют традиционный учебный процесс. Направлены на организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОИСКОВЫЙ ПОДХОД ПОДХОД

Типы педагогических нововведений

Инновации в обучении – это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, методы оценивания образовательного результата. Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом и есть инновационная деятельность.

Уровни новшеств в образовании. Типы инновационных подходов к обучению. Типы педагогических нововведений