Аффилированное лицо — это организация или же физическое лицо, которое способно оказывать непосредственное влияние на деятельность хозяйственного общества посредством своего участия в капитале или же с помощью членства в руководящих органах.

При этом устанавливается связь между лицами в имущественном и организационном понимании. Все последующие действия выполняются только при чёткой координации.

Задействованные лица оказывают непосредственное влияние друг на друга, что впоследствии сказывается на процессе формирования хозяйственных отношений.

Данный термин появился вследствие перехода к рыночной экономике в условиях расширенных и осложнённых экономических связей между двумя хозяйствующими объектами. В качестве аффилированных лиц могут позиционироваться:

  • высокие должностные чины,
  • учредители,
  • акционеры,
  • инвесторы.

Все они могут оказывать непосредственное влияние на деятельность организации, принимая участие в управленческом процессе. В большинстве случаев аффилированному лицу принадлежит порядка десяти процентов всего имеющегося капитала фирмы.

Для юридических и физических объектов аффилированное лицо может быть неидентичным. К примеру, в первом случае таковым может оказаться член наблюдательного совета или же любого другого органа управления. Также им может оказаться лицо, которое выполняет полномочия исполнительного органа, представленного единолично.

Кроме этого, аффилированным может называться лицо, которое имеет принадлежность к той же группе лиц, что и конкретное юридическое лицо. Если учредитель имеет полное право распоряжаться двадцатью процентами голосов или при условии, что он является непосредственным участником финансово-промышленной группы, это также позволяет ему позиционироваться в качестве аффилированного лица.

Для физических лиц аффилированными могут быть лица, которые принадлежат к группе, идентичной для отдельно взятого физического объекта. Ещё один вариант - это юридическое лицо, в котором объект уполномочен распоряжаться двадцатипроцентным количеством голосов. При этом они должны приходиться на голосующие акции или же составлять уставной капитал от общей доли юридического лица.

Данный термин имеет широкое применение в предпринимательском законодательстве. Важно помнить, что на аффилированных лиц ложится ответственность об уведомлении общественности в письменном виде о приобретаемых акциях с указанием их типов и количества. Причём сделать это необходимо в течение десяти дней после осуществления их покупки. Если этого не сделать, то вследствие таких мер обществу может грозить ущерб, который аффилированное лицо обязуется полностью возместить. Любое общество должно вести корректный учёт лиц такого типа. При этом выполнять это необходимо в соответствии со всеми нормами действующего законодательства.

Понятия аффилированные лица и группы лиц определяют неидентичную степень связей между отдельно взятыми субъектами с правовой точки зрения. Дело в том, что лица при этом не могут составлять единого субъекта права, в то время, как группа лиц обладает полной правосубъектностью. Однако это касается не всех предпринимательских отношений, а исключительно тех, которые имеют прямое отношение к сфере антимонопольного законодательства.

Исходя из этого, нетрудно сделать вывод, что аффилированные лица могут позиционироваться в качестве родового понятия, а группа лиц - в качестве видового.

Термин аффилированность юридических лиц возник от английского слова affiliation - связь. Аффилированным или связанным лицом называется человек или организация, которые имеют долю собственности в предприятии, занимают в нем руководящую должность или могут влиять на его деятельность другим способом. Когда речь идет о юридических лицах, аффилированность обозначает связанность одного предприятия с другим.

Аффилированность - юридический термин из корпоративного мира

Аффилированность определяется разными способами:

Путем участия одного юридического лица в капитале другого.

При владении собственником одного предприятия существенной доли в другом предприятии.

При участии собственника одного предприятия в наблюдательном совете другого предприятия.

Аффилированность юрлиц сама по себе не имеет позитивного или негативного характера. Ее учитывают при решении юридических споров и при принятии решения о покупке активов.

Аффилированность юридических лиц в корпоративных спорах

Аффилированное лицо может использовать свое влияние для получения полного контроля над предприятием, покупки или продажи товаров и услуг на выгодных для себя условиях, назначения лояльного менеджмента, банкротства юрлица, выдачи или получения кредитов на нестандартных условиях.

Если акционеры считают действие связанного лица недружественными, они имеют право оспорить сделки или решения в судебном порядке. Суд удовлетворяет требования истцов, если подтверждается аффилированность юридического лица. В этом случае все недружественные сделки и действия признаются недействительными.

Инвестиции и аффилированность юридических лиц

Связанность юрлиц может как уменьшать, так и повышать стоимость и юридическую привлекательность предприятия. Например, стоимость аффилированной с банком или промышленной группой страховой компании увеличивается. Инвестор может рассчитывать на партнерские привилегии в рамках действующего законодательства, поэтому покупка аффилированного страховщика считается выгодной.

Связанная с банком страховая компания имеет доступ к базе заемщиков и страхованию залогового имущества: недвижимости, транспорта. Часто в качестве агентов страховщика выступают банковские работники. На бумаге клиент может выбирать страховую компанию, а на практике банкиры настоятельно рекомендуют оформлять договор со своей компанией.

Инвестиционная привлекательность предприятия снижается, если оно аффилированно с организациями, которые испытывают финансовые трудности. В этом случае есть риск, что собственника аффилированных компаний привлекут к субсидиарной ответственности. В этом случае ему придется рассчитываться по обязательствам за счет всех принадлежащих ему активов.

Итак, аффилированность юридических лиц означает их связанность. Ее нельзя считать позитивным или негативным явлением, пока неизвестны другие обстоятельства.

Аффилированной компанией называется та фирма, которая является подконтрольной более крупной материнской организации. Понятие «аффилированная компания» имеет и синонимы, более близкие нашему уху, например, филиал или дочерняя компания. Понятие аффилированности заимствовано из зарубежного права и в российском законодательстве начало упоминаться с 1992 года.

К слову, термин «аффилированный» упоминается не только относительно фирм, но и относительно физических лиц, находящихся в должностном подчинении.

Понятие аффилированной компании

В российском праве понятие «аффилированная компания» трактуется несколько иначе, чем в зарубежном: если за границей аффилированными компаниями называют лишь подконтрольные фирмы, то в отечественной практике этот термин применим и к доминирующим организациям.

Подобные сложности в трактовке вызваны неоднозначностью самого понятия. Согласно наиболее распространенной интерпретации, об аффилированности можно говорить, когда одна из компаний имеет миноритарный интерес (то есть менее 50% акций). Компания с большинством акций - материнская, с меньшинством – дочерняя. Дочерняя компания всегда является аффилированной. В более широком трактовании (которое принято в России) аффилированной организацией является и материнская.

Дочерняя компания хоть и осуществляет собственную экономическую деятельность, но является зависимой от материнской в плане определения экономической политики. Как правило, аффилированные фирмы – следствие развития основной организации. Целями создания аффилированных фирм могут быть расширение территориального представительства и оптимизация налоговой базы.

Права и обязанности аффилированной компании

Материнская и дочерняя организации связаны друг с другом общей хозяйственной деятельностью. Кроме того, право заключительного слова принадлежит материнской компании. Ответственность за неверное управленческое решение лежит на обеих сторонах.

В то же время обе организации не отвечают за долги друг друга: если, например, аффилированная подконтрольная компания обанкротилась, то материнская организация не несет за это субсидиарной ответственности.

Способы руководства аффилированной компанией

Всего различаются три способа управления подконтрольной фирмой:

  1. Генеральный директор . Материнская организация сама назначает руководителя, который принимает решения в одиночку и может на свое усмотрение распоряжаться имуществом, составляющим по стоимости 25% от общей балансовой стоимости. При этом руководитель несет полную ответственность за результаты деятельности аффилированной фирмы и их соответствие прогнозам управляющих материнской организацией. Схема с привлечением генерального директора наиболее распространена.
  1. Коллегиальный орган . Назначаются собрание правления и председатель правления. Такая форма имеет свои плюсы (например, проще решать сложные задачи коллективным умом), однако, в России не очень часто встречается: в нашей стране в моде авторитарность. Коллегиальный орган имеет интересную особенность: он должен включать примерно в равных пропорциях представителей материнской организации и ведущих менеджеров субсидиарной фирмы.
  1. Управляющая организация . Чаще всего сама материнская организация выступает управляющей и принимает все решения за «дочку». Однако такая форма руководства таит опасность: материнская фирма несет ответственность за убытки дочерней. Предъявить претензии управляющей фирме может любой дочерней, владеющий хотя бы одним процентом акций. Выход, к которому прибегают многие материнские организации: создание двух компаний – непосредственно управляющей и самого холдинга. Управляющей выделяет минимальный уставный (10 тыс. рублей по российскому законодательству) – этой суммой ее риск и ограничивается.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

В российском праве термин «аффилированность» появился в 1995 г. Аффилированными являются лица, связанные в имущественном отношении и способные оказывать влияние друг на друга. В их числе члены совета директоров, набсовета или иного управленческого органа.

Необходимым атрибутом аффилированного лица являются отношения зависимости между юрлицом и аффилированным лицом. Они могут быть имущественными, договорными или родственными.

В российском законодательстве запрещено передавать аффилированным лицам закупочную документацию, что обеспечивает прозрачность закупок и добросовестной конкуренции.

Иногда аффилированными могут являться лица, которые оказывают влияние на действия компании, формально и юридически не имея таких полномочий.

Понятие и признаки аффилированных компаний

Термин «аффилированные компании» был заимствован из зарубежного права и получил распространение с 1992 г. Но в России это понятие применяется в несколько отличном от западного значении. Согласно ФЗ 948-1, ключевым признаком аффилированности является возможность влиять на экономико-хозяйственную деятельность сторонних компаний и ИП.

Если в Европе аффилированные компании - зависящие от других фирмы, то в российском законодательстве - термин применяется и к зависимым, и к доминирующим лицам.

Сложности в интерпретации аффилированных компаний связаны с широким толкованием понятия. В узком смысле аффилированной называют компанию, в которой другая имеет интерес (она владеет менее 50% акций). Аффилированные компании связаны между собой в имущественном и организационным плане.

В узком толковании аффилированной является компания, в которой другая имеет миноритарный интерес, т.е. в ее собственности - менее 50% голосующих акций. Компания, у которой более 50% акций другой, называется - материнской. Компания с меньшинством акций - дочерняя или субсидиарная компания. Субсидиарная компания всегда - аффилированная, но термин субсидиарная предпочтителен, когда существует контроль со стороны над большинством акций рассматриваемой компании.

ТНК в удаленных от головной компании регионах, часто прибегают к созданию аффилированных компаний.

Компания может выступать материнской компании, при этом, она участвует в управлении делами аффилированной на основе договора. Поэтому филиальную и региональную сеть называют аффилированной сетью.

Аффилированная компания, хотя и осуществляет собственную экономическую деятельность, но по сути полностью поддерживает политику материнской фирмы и зависит от ее решений. Часто аффилированность применяется для искусственного дробления бизнеса с целью оптимизации налоговой базы.