Ну вот и приступим. Публикую первые 2 главы. Любому распространению и пиару буду только рад и благодарен. Всем перепостившим отдельное спасибо!

В ближайшее время на http://choojoy.ru подниму или вики, или что еще, где буду ее также сводить воедино. Если есть какие-то пожелания или предложения - пишите. Также создал коммьюнити Фонда развития Электронной Демократии в ЖЖ - idemocracy . Начну там тоже транслировать. Итак, читаем 1. Понятие электронной демократии.

В последнее время идет много разговоров об электронной демократии, электродемократии, э-демократии, eDemocracy, сетевой демократии и т. д. Уже даже общество начинает оперировать терминами «облачная» демократия или «жидкая»:)

Давайте разберемся, что все значит и постараемся отыскать или составить определение этого термина. Поскольку автор этих строк является радикальным сторонником использования технологий коллективного разума [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82 ], то обратимся к определению Википедии и после этого уже начнем его править. Википедия же (на 1 июля 2011 года) говорит следующее: Электронная демократия (э-демократия ) - форма прямой демократии, характеризующаяся использованием информационно-коммуникационных технологий(ИКТ) как основного средства для коллективных мыслительных и административных процессов (информирования, принятия совместных решений, контролирование исполнения решений и т. д.) на всех уровнях - начиная с уровня местного самоуправления и заканчивая международным. В данном определении мне не нравится следующие 2 вещи. Во-первых, электронная демократия - не обязательно форма прямой демократии, поскольку, как мы увидим позже из моделей, она на определенных этапах развития человечества может быть и с элементами представительной демократии. Во-вторых, электронную демократию можно использовать не только на всех уровнях государственных и межгосударственных отношений, но и также внутри общественных и даже коммерческих организаций, как форму управления организацией или сообщества. Т.е. определение в нашей Википедии, очевидно, не достаточно общее. Английская Википедия говорит следующее: E-democracy refers to the use of information technologies and communication technologies and strategies in political and governance processes. Democratic actors and sectors in this context include governments , elected officials , the media , political organizations , and citizens / voters . Или же в переводе это означает: Электронная демократия - обращение к использованию информационных и коммуникационных технологий и стратегий в политических и государственных процессах. Субьектами в данных процессах выступают государство, официальные выборы, СМИ, политические организации и граждане/избиратели. В этом же определении сказано все довольно общо. Т.е. электронное правительство в это определение также входит, а разница между электронным правительством и электронной демократией все же весьма существенна, но это мы обсудим чуть-чуть попозже. Давайте тогда попробуем, глядя на эти 2 определения, выработать свое: Электронная демократия - форма демократии, характеризующаяся использованием информационно-коммуникационных технологий(ИКТ) как основного средства для процессов информирования, принятия совместных решений, контролирование исполнения решений на всех уровнях - начиная с уровня местного самоуправления и заканчивая международным, а также внутри организаций с демократическими принципами управления. Исходя из определения мы видим, что в само понятие электронной демократии входит уже информирование, механизмы коллективного принятия решений, контроль - и все это с помощью ИКТ, также отдельно стоит отметить, что мы рассмотрим еще механизмы электронного голосования, поскольку это является важным вопросом аутентификации и идентификации в системах ЭД, хотя по сути относится скорее к электронному правительству. Становится понятным, что электронная демократия, это не только теория управления государством напрямую гражданами, но также и ряд мер, приближающих эту светлую эру непосредственного народовластия и существования государства для обслуживания своих граждан, а не наоборот, как происходит сейчас в той или иной степени. В данной книге (можно ли это так называть?) мы на уровне обзора коснемся вопросов контроля за деятельностью государства, а в основном будем говорить о механизмах принятия решений и информирования государства о настроениях граждан. (а может и нет:))

2. Электронная демократия vs электронное правительство vs электронное государство.

Давайте сразу определимся с понятием электронного правительства, чтобы позже четко разделять понятия электронной демократии и электронного правительства.

Согласно опять же Википедии: Электронное правительство , e-Government - способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам , бизнесу , другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам , при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии . А также: Электронное правительство - система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки. Т.е. электронное правительство - это направление уменьшения бюрократии при взаимодействии государства и граждан или гражданских объединений, а также внутри самого государства. Но стоит отметить, что информирование граждан о деятельности органов государственной власти зачастую относят и к электронной демократии и к электронному правительству одновременно, я же сразу оговорюсь, что предоставление государством информации о себе, в т.ч. и открытых данных отношу к электронному правительству, а обработку, анализ и дальнейшее использование открытых данных с целью контроля считаю электронной демократией.

Стоит, наверное, также отметить, что такое открытые данные.

По определению эксперта в области открытых данных Ивана Бегтина: Открытые данные - это способ представления общедоступной информации в машиночитаемой форме. В виде в котором разработчики могут загрузить их в базы данных, проанализировать и представить в куда более наглядной и понятной форме, чем то, как это делается в государственных системах. Конечно, здесь имеется ввиду информация, раскрываемая государственными органами. И сам факт открытия этой информации, естественно, является элементом электронного правительства, а вторичное использование информации является элементом контроля деятельности государства, поэтому мы их относим к электронной демократии. Вообще, открытые данные - это одно из важнейших направлений улучшения качества жизни в России, почему расскажу чуть позже в этой книге. Сейчас же вернемся к теме этой главы, а именно к разнице ЭД и ЭП. Подведем тогда итоги. Электронная демократия:

    механизмы коллективного принятия решений

    механизмы информирования государственной власти и граждан о потребностях и желаниях граждан

    механизмы контроля за деятельностью органов государственной власти со стороны граждан

    механизмы иного участия граждан в деятельности государства

Электронное правительство (по материалам Википедии):

    оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

    поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

    рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

Ну и напоследок приведу слава известного американского исследователя и разработчика в области электродемократии Стивена Клифта о разнице электронной демократии и электронного правительства: «Электронная демократия» (e-democracy) и «электронное правительство» (e-government) - это совершенно разные понятия. Если последнее означает повышение оперативности и удобства доступа к услугам государства из любого места и в любое время, то первое относится к использованию информационных технологий для расширения возможностей каждого гражданина. Что же тогда называть «электронным государством»? Давайте в данной книге электронным государством называть весь комплекс механизмов, использующих ИКТ и обеспечивающих взаимодействие как двухстороннее между государством и гражданами, так и между гражданами, так и между органами государственной власти.

Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.

7 лет назад

Христианская Электронная Портал:Политика

Электронная демократия (э-демократия ) - форма демократии , характеризующаяся использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как основного средства для коллективных мыслительных (краудсорсинг) и административных процессов (информирования, принятия совместных решений - электронное голосование , контролирование исполнения решений и т. д.) на всех уровнях - начиная с уровня местного самоуправления и заканчивая международным.

В основе представления об эффективности э-демократии лежат как теоретические исследования (информационная теория демократии), так и экспериментальные данные, полученные, например, в ходе исследований коллективного разума .

Терминология

Следует различать э-демократию и электронное правительство. Стивен Клифт (Steven Clift) подчёркивает:

«Электронная демократия» (e-democracy) и «электронное правительство» (e-government) - это совершенно разные понятия. Если последнее означает повышение оперативности и удобства доступа к услугам государства из любого места и в любое время, то первое относится к использованию информационных технологий для расширения возможностей каждого гражданина.

Некоторые исследователи (например, социолог И. Эйдман) вместо термина э-демократия употребляют термин сетевая демократия.

Электронная демократия в России

Электронная демократия в России делает свои первые шаги. Ниже приводится список недавно возникших проектов, находящиеся в разных стадиях работоспособности.

Экспертный центр электронного государства

В 2012 году создан Экспертный центр электронного государства. Руководитель Экспертного центра – Павел Хилов. Основные задачи деятельности Экспертного центра электронного государства:

развитие и распространение экспертизы в сфере региональной и муниципальной информатизации, формирования информационного общества и электронного правительства;

организация профессиональных обсуждений инициатив и подготовка предложений по формированию приоритетных направлений развития информационных технологий и государственной политики в сферах электронного правительства, электронной демократии и региональной информатизации;

формирование независимого механизма мониторинга и оценки текущих результатов деятельности субъектов Российской Федерации в сфере применения информационных технологий, реализации проектов в сфере создания и внедрения инструментов электронной демократии и электронного правительства на региональном и муниципальном уровнях;

развитие кадрового ресурса для решения задач развития информационных технологий на региональном и муниципальном уровнях;

содействие повышению места России в международных рейтингах развития ИКТ.

В ноябре 2012 года Экспертным центром был проведен первый в России масштабный краудсорсинг среди специалистов в области информационных технологий по определению приоритетов в региональной информатизации.

«AlterRussia»

Волков сообщил, что технологически система для реализации проекта будет создана уже в октябре 2011 года.

Присутствовавший на презентации книги юрист и блогер Алексей Навальный заявил о своей поддержке идей облачной демократии.

7 июня социолог и специалист в области сетевых технологий Игорь Эйдман подверг критике проект «облачной демократии», в особенности идею матричного делегирования. По мнению Эйдмана, в российских условиях она приведёт к массовой скупке и вымогательству доверенностей на голосование, к засилью оппозиционных «вождей», распоряжающихся голосами рядовых участников.

19 июня Леонид Волков и Фёдор Крашенников рассказали о своём проекте участникам гражданского форума «Антиселигер ».

3 июля на заседании Федерального политсовета «Солидарности» концепция «облачной демократии» была названа перспективной для реализации проекта интернет-демократии, одного из четырёх стратегических проектов движения.

2 октября на гражданском форуме «Последняя осень» прошла презентация сайта «Демократия 2» , созданного в русле концепции «облачной демократии». Тогда же началась регистрация участников на сайте.

В настоящее время сайт находится в фазе тестирования, функциональность его постепенно расширяется. По состоянию на 16.10.2011, сайт насчитывал около 1000 участников (группа «Федерация»).

22 октября появилась улучшенная версия сайта, включающая новый дизайн, уведомления о новых комментариях, личные сообщения, делегирование голосов, механизм петиций и газету «Демократия сегодня».

27 декабря известный экономист и общественный деятель Андрей Илларионов выступил с программной статьёй «Декабрьские тезисы для граждан России», в которой, в частности, рекомендовал использование сайта «Демократия 2» для обсуждения и решения всех вопросов, относящихся к общегражданскому движению, и организации голосований участников. Статья Илларионова была опубликована на многих оппозиционных сайтах. После этого численность участников сайта «Демократия 2» быстро возросла и в середине января 2012 г. была близка к 3 тысячам.

9 января 2012 года Игорь Эйдман снова подверг проект «Демократия 2» резкой критике, указав на отсутствие эффективного механизма корректного массового голосования, закрытость группы разработчиков, непрозрачность финансирования и др. Он также обвинил авторов проекта в плагиате своих идей. Эйдман обратился к Алексею Навальному с предложением собрать средства от общественности на проект электронной демократии, сформировать наблюдательный совет и провести открытый тендер на выбор подрядчика для создания сайта электронной демократии .

16 января 2012 года состоялся запуск бета-версии сайта, в которой будет реализована вся необходимая функциональность .

Проект финансируется на средства бизнесмена Сергия Колесникова , который ранее обвинил Путина в коррупции; в настоящее время Колесников скрывается в США. По словам Леонида Волкова, Колесников взял на себя обязательства не вмешиваться в дела проекта и передать все права на него в руки сообщества его пользователей .

«Демократор»

В выборах участвовали кандидаты от общегражданского списка, а также трех курий - левой, либеральной и националистической. Всего было избрано 45 человек. Всего на места в КС претендовали 211 кандидатов. Координационный Совет избирается на один год, после чего будут проведены новые выборы.

Политическая сеть прямой электронной демократии

На первых этапах голосования возникли большие накрутки определённых кандидатов (в основном с еврейскими фамилиями, чтобы дискредитировать проект) с использованием ботов . Потом организаторы в какой-то мере отчистили результаты от голосов ботов, ввели капчу и ограничили многократное голосование с одного IP-адреса (не более раза в час). Результаты стали более адекватными.

После избрания некоторые депутаты подготовили видеообращения к избирателям, которые были опубликованы на сайте «Новой газеты». Однако затем (по данным на март 2012 г.) никакой деятельности Сетевой парламент не проводил (см. например запись в блоге депутата Литвинова).

Фонд развития электронной демократии

В ходе деятельности Фонда к числу его проектов добавились «Web-соседи» и «Прямая викидемократия» . 25 февраля 2012 года ФРЭД провёл первый форсайт на тему электронной демократии в России, в котором принял участие министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щёголев . После проведённого 17-18 мая 2012 года первого Федерального конгресса по электронной демократии ФРЭД совместно с Пиратской партией России сосредоточился на работе над альтернативной концепцией развития электронной демократии в России .

Интернет Партия Российской Федерации

Первая зарегистрированная МинЮстом российская политическая партия, собранная через Интернет, и первая партия с интерактивной политической программой , ИПРФ поставила себе целью собрать лучшие интеллектуальные ресурсы Рунета и дать возможность каждому поучаствовать в разработке, принятии и продвижении серьёзных политических решений. Руководство партии постоянно подчёркивает, что основная цель ИПРФ - практическая работа, а не протест.

Пиратская партия России

Электронная демократия и открытое правительство является одним из главных направлений деятельности Пиратской партии России , а также её основной политической целью.

Портал Гражданских прав и обязанностей Куда-Кому

Электронная демократия на этом портале реализуется посредством сервиса составления жалоб и заявлений в любой орган власти на территории России, бесплатное онлайн-составление исковых и других заявлений.

Интернет-портал «Лица Саратовской губернии»

Особого внимания заслуживает эксперимент с проведением в Интернете опросов при назначении тех или иных руководителей в ХМАО . В августе 2011 года губернатор Н. В. Комарова назначила директора департамента физкультуры и спорта по результатам публичного обсуждения кандидатур . Аналогично проходило назначение директора окружного департамента образования и молодёжной политики в ноябре того же года. При этом в проводившемся в блоге губернатора опросе приняли участие 80.318 человек . В июне 2012 года был принят регламент назначения главного врача Окружной клинической больницы в Ханты-Мансийске , согласно которому на утверждение будут внесены 2 кандидатуры, набравшие наибольший рейтинг среди телезрителей в ходе теледебатов .

Деятельность Президента Российской Федерации по развитию электронной демократии в России

Важное значение для развития электронной демократии в Российской Федерации оказывает деятельность Президента Российской Федерации.

Так, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации поручено обеспечить реализацию следующих мероприятий: - сформировать систему раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов, результатах их общественного обсуждения, имея в виду:

создание единого ресурса в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов, ходе и результатах их общественного обсуждения;

использование федеральными органами исполнительной власти в целях общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов различных форм публичных консультаций, включая ведомственные ресурсы и специализированные ресурсы в сети Интернет; предоставление не менее 60 дней для проведения публичных консультаций;

обязательное обобщение федеральными органами исполнительной власти - разработчиками проектов нормативных правовых актов результатов публичных консультаций и размещение соответствующей информации на едином ресурсе в сети Интернет;

Утвердить концепцию "российской общественной инициативы", предусматривающую: создание технических и организационных условий для публичного представления предложений граждан с использованием специализированного ресурса в сети Интернет с 15 апреля 2013 г.; рассмотрение указанных предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан в течение одного года, в Правительстве Российской Федерации после проработки этих предложений экспертной рабочей группой с участием депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и представителей бизнес-сообщества;

Обеспечить доступ в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти Российской Федерации.

Примечания

  1. Экспертный центр электронного государства
  2. Вчера и завтра «облачной демократии» Радио Свобода. 07.06.2011
  3. «Облачная демократия». Каспаров.ру 06.06.2011
  4. Игорь Эйдман. Демократия: облачная или настоящая? 07.06.2011
  5. Решения Федерального Политсовета ОДД «Солидарность». 04.07.2011
  6. «Последняя осень». Презентация проекта электронной демократии
  7. Дмитрий Чирков. Первые крупные новшества. 22.10.2011
  8. Декабрьские тезисы для граждан России 27.12.2011
  9. Игорь Эйдман. «Декабристы» и электронная демократия. 9.01.2012
  10. Леонид Волков, Федор Крашенинников. Демократия2: ПЕРЕЗАГРУЗКА 15.01.2012
  11. Удальцов: оппозиция рассчитывает привлечь 100 000 человек на выборы в координационный совет. «Ведомости», 18.08.2012
  12. Правила работы сети прямой электронной демократии «Путин должен уйти». Просмотрено 27.02.2011
  13. Д.Барановский. Ещё раз об идее проекта. Блог движения «Просто россияне»
  14. Рабочая группа Совета Движения. «Просто россияне»
  15. Выбираем сетевой парламент Рунета. Новая газета. 28 марта 2011 г.
  16. [К. Полесков. СЕТЕВОЙ ПАРЛАМЕНТ: Финальное голосование завершится сегодня в 23:59 по Москве. «Новая газета», 04.04.2011]
  17. Игорь Эйдман. Новости электронной демократии. 25.04.2011
  18. [К. Полесков. Кто все эти люди? Пользователи Рунета впервые выбрали себе альтернативный парламент. «Новая газета», 24.04.2011]
  19. Представители РАРИО приняли участие в пресс-конференции, посвящённой учреждению Фонда развития электронной демократии , РАРИО . Проверено 3 июля 2012.

Переход к информационному обществу ведет к трансформации политических институтов демократии. В результате быстрого развития современных информационных технологий усилились дебаты относительно теории демократии. В центре дискуссий – вопросы о характере влияния интернета на демократические институты и процессы. Несомненно, что развитие интернета уже влияет на современные властные отношения. НО можно ли без тени сомнения сказать, что «электронная демократия» станет демократией будущего, и с какими основными проблемами она столкнется на пути своего становления? Сложно не согласиться с утверждением М.С. Вершинина, о том, что интернет генерирует и уникальные возможности, и угрозы традиционным демократическим учреждениям и действиям.

Электронная демократия - это форма демократии, характеризующаяся использованием информационно-коммуникационных технологий как основного средства для коллективных когнитивных и административных процессов (информирования, принятия совместных решений - электронное голосование, контролирование исполнения решений и т. д.) на всех уровнях - начиная с уровня местного самоуправления и заканчивая международным.

Следует различать Э-демократию и электронное правительство. Стивен Клифт подчёркивает: «Электронная демократия» (e-democracy) и «электронное правительство» (e-government) - это совершенно разные понятия. Если последнее означает повышение оперативности и удобства доступа к услугам государства из любого места и в любое время, то первое относится к использованию информационных технологий для расширения возможностей каждого гражданина.

Электронная или интернет-демократия – не просто очередной этап глобального развития демократических институтов и в то же время не просто техническое нововведение, позволяющее гражданам удобно общаться со своим правительством, а последнему – оперативно получать информацию о своих гражданах. Интернет-демократия – это способ поставить вопрос о демократии заново, обозначить ключевые проблемы любого демократического устройства, понять, какие опасности готовит массовая дигитализация коммуникаций и какие перспективы возможны для действительной демократизации массовой политики.

С середины 90-х годов прошлого столетия Э-демократия (Интернет-демократия) вступила на путь своего развития, хотя до конца этого пути еще очень далеко. Развитие началось именно с организации электронных правительств различного рода. Больших успехов в этой области достигли Канада, Сингапур, Голландия, Финляндия, Норвегия, Австралия и Эстония.

Постепенно, с осознанием учеными возможностей Глобальной сети стали появляться различные теории электронной или облачной демократии. Существует одноименная книга Л. Волкова и Ф. Крашенинникова, выпущенная в 2011 году в Екатеринбурге. Авторы предлагают создать инновационную интернет систему, в которой каждый гражданин сможет принимать участие в политических процессах страны. Каждый политически активный гражданин, благодаря индивидуальной электронной подписи, получит возможность не только голосовать за законопроекты, но и предлагать их самому. Так же этот гражданин будет иметь право делегировать свой голос по той или иной проблеме более компетентному человеку – эксперту. Так, творцом и держателем власти и закона, в определенном смысле, станет народ.

Электронная демократия представляет собой повышение участия граждан в жизни общества посредством использования ресурсов Сети. То есть, её немаловажной характеристикой является ориентированность на инициативу «снизу». Для того, что бы такая инициатива существовала, придется преодолеть множество препятствий. В первую очередь технического характера. Это и скорость, и охват и стоимость интернета. Хоть интернет в России и развивается стремительно, но во многих районах нашей большой страны доступа к нему до сих пор нет. Однако, согласно данным доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы» при сохранении текущих тенденций в развитии и распространении интернета к концу 2014 года число пользователей вырастет приблизительно на 30 млн. человек. При этом к наиболее активной части (суточной аудитории) можно будет отнести больше половины россиянин - 56%, или примерно 63 млн. человек. Следовательно, техническая возможность установления 100% доступности интернета в России есть, остается только ждать.

Однако помимо технических трудностей установления электронной демократии существуют и другие.

Обеспеченное интернетом увеличение уровня политического участия сопровождается упадком политической ответственности. Информационные технологии снимают социальные барьеры, препятствующие ранее не представленным группам принимать участие в политической жизни. Такое участие на фоне низкой политической интернет культуры может привести к тяжелым последствиям. Как часто мы видим в сети ругань, ни на йоту, не приближающую нас к решению конкретных вопросов? Для перехода к электронной демократии нужно, что бы общество было не только технически, но и психологически готово к этому шагу.

Электронное голосование, в определенном смысле, может усугублять кризисные тенденции в демократическом обществе. Стремление учитывать общую волю народа по любому политическому вопросу, то есть перевести политику в режим непрерывного референдума, грозит тотальным манипулированием избирателями. Кроме того, все теории построения электронной демократии базируются на «принудительной честности», что ведет к уничтожению процедуры “тайного голосования” (а ведь это один из основных принципов демократических выборов). Этот факт способен еще больше ослабить базовые демократические институты, сведя голосование к процедуре социологического опроса или отслеживанию вкусов потребителей. Немаловажен и тот факт, что если люди будут знать, что их выбор, хотя бы потенциально может быть известен другим и обществу в целом (а интернет как раз дает такие возможности), они, скорее всего, будут голосовать иначе или вовсе не будут голосовать.

Стоит опасаться и захламления политических ресурсов. По сути, интернет – это всемирный забор. Одно дело – плюрализм мнений, и совсем другое – потоки неконтролируемой критики и не обоснованных предложений. В этом контексте система явно еще не проработана. Отдельные опасения вызывает процесс делегирования полномочий. Исходя из предложений Волкова и Крашенинникова, каждый пользователь сможет делегировать свой голос по какой-либо проблеме (или нескольким проблемам) одному или многим компетентным людям, будь то экономисты или экологи. Но электорат в нашей стране в большей своей части не активен а, следовательно, возникает вопрос, не приведет ли это в широкой практике покупки голосов? Или и вовсе к появлению экспертократии? В руководящие чины посредством развернутого интернет голосования могут выйти не профессионалы своего дела, а представители маргинальной (а то и девиантной) интернет «элиты» – радикалы, националисты.

Это те риски, которые необходимо учитывать. На данный момент политический контингент уже представлен в сети, политики ведут блоги, партии создают сайты. Есть и вовсе акторы, организации и движения, существующие только в Сети. Существуют порталы государственных услуг. Несмотря на все это, я с трудом могу представить что в России будет сформирована электронная демократия в ближайшие годы. Переход к ней с одной стороны действительно неизбежен. Общество уже давно перешагнуло черту информационности и в бизнесе и в образовании. Но, с другой, для перехода именно к электронной демократии простой технической готовности, как оказывается, недостаточно. Во-первых, многим людям сложно выработать доверие к интернету, но это больше вопрос времени. Во-вторых, электронная демократия должна базироваться на определенной политической и интернет культуре. В нашей стране этого пока нет. Интернет дает ощущение анонимности и свободы, и люди к этому привыкли и ведут себя соответственно. Но такое поведение и ставит под вопрос возможность развития электронной демократии. Пока не сформируются определенные основы культуры политической активности в Сети, представляется маловероятным формирование действенной системы сетевой демократии. В-третьих, нельзя отметать фактор психологической готовности не только членов общества, но и представителей власти. На данный момент этой готовности нет. Сетевая демократия предполагает открытое, неограниченное общение между властью и обществом. Как может быть установлено такое общение когда в социальных сетях и блогах за политика пишет специально нанятый человек, или более того какая-то фирма или контора.

Но все это не значит, что не нужно предпринимать попыток по организации определенных элементов электронной демократии. Существует несколько интернет-порталов которые предоставляют возможность в некотором смысле управлять страной – это «Демократия2», «Демократор». Данные проекты находятся на разной степени работоспособности, можно с уверенностью утверждать что они популярны у определенного круга политически активных пользователей. Так «Демократор» больше работает именно с обращениями граждан по каким-то конкретным, бытовым проблемам существует с февраля 2010 года и насчитывает, исходя из внутренних данным сайта около 400 тысяч пользователей. Сайт «Демократия 2» позиционируется именно как пилотный проект масштабного института электронной демократии, создан в 2011 и пока что насчитывает около 7 тысяч пользователей.

В последние два года мы достаточно часто становимся свидетелями выхода представителей нетократии (политических интернет-активистов) в свет. Достаточно часто они организуют митинги и пикету, участвуют в региональных выборах. Относительно недавно были проведены выборы в Координационный совет Российской оппозиции. Все это является примером современного «хождения в народ». Ведь сама идея электронной демократии имеет еще одну, очень существенную проблему. Эта проблема – элитарность. О том, что интернет может стать основной площадкой для политической активности, знает определенный круг людей. О некоторых «знаменитых» блогерах простой человек, который работает круглые сутки и выходит в сеть для того, что бы просто поговорить с друзьями, может узнать только из новостей. И то, только после того, как этого блогера задержат, за участие в несанкционированном митинге.

Электронная демократия – это инициатива с низу. И для того, что бы она установилась и функционировала, нужно что бы все население знало о тех возможностях, которые предоставляет интернет, для политически активных людей. Сейчас этого, увы, нет. И сомневаюсь, что я ошибусь, если скажу, что основная проблема электронной демократии в нашей стране – это отсутствие информированности и заинтересованности. И с этим предстоит бороться всем идеологам этого инновационного процесса.

Электронная демократия («э-демократия», «виртуальная демократия») - форма демократии, характеризующаяся использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как основного средства для коллективных мыслительных и административных процессов (информирования, принятия совместных решений электронным голосованием, контролирование исполнения решений и т.д.) на всех уровнях - начиная с уровня местного самоуправления и заканчивая международным.

Понятие «электронной демократии» означает широкое использование электронных процедур, Интернета и социальных сетей в политико-управленческих процессах с обратной связью. Речь идет о прямой и обратной интерактивной коммуникации, используемой для обеспечения как подготовки, так и участия граждан в политическом управлении.

Электронная демократия соотносима с демократией, понимаемой как в широком, так и в узком смыслах.

В широком смысле речь идет о форме устройства и функционирования любой организации, основанной на принципах равноправия входящих в нее лиц, принятия решений большинством голосов, периодической выборности и подотчетности органов управления избравшему их общему собранию, конференции, съезду, организации при широком использовании интерактивной коммуникации.

В более узком значении в политологии под электронной демократией понимается эффективное использование интерактивной политической коммуникации в работе государственных и особенно негосударственных органов управления.

Следует различать электронную демократию и электронное правительство. Если последнее понятие означает повышение оперативности и удобства доступа к услугам именно государства из любого места и в любое время, то первое - относится к использованию информационных технологий для расширения возможностей каждого гражданина. Некоторые исследователи вместо термина электронная демократия употребляют термин сетевая демократия.

К сфере электронной демократии относится прежде всего деятельность сетевого интернет-сообщества по обсуждению, выдвижению и актуализации различных политических идей и инициатив, информационное обеспечение и организация различных политических и неполитических акций, а также участие в различных выборах.

Платформой для реализации электронного участия граждан является Интернет, доступ к которому может осуществляться через разнообразные каналы (персональные компьютеры, мобильные телефоны, интерактивное телевидение и т.д.). Так, согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития и ООН, существуют три уровня электронного участия, отражающих степень вовлеченности граждан: 1) информирование, 2) консультирование, 3) активное участие. Они соответствуют трем основным целям: а) увеличению информационной доступности и открытости, б) более широкому вовлечению граждан в дискуссии по различным политическим и социально значимым проблемам, в) расширению прав и возможностей граждан в определении политики.

Первые две цели (информирование и консультирование) реализуются посредством инструментов электронного участия, построенных по принципу «сверху вниз», позволяя гражданам быть информированными о происходящих политических событиях, а также реагировать на инициативы правительства, в то время как достижение последней цели опирается на инструменты участия, основывающиеся на принципе «снизу вверх», согласно которому граждане являются не только потребителями государственной политики, но и ее производителями.

Следуя общемировым тенденциям, Россия также предпринимает попытки активизации участия граждан в решении различных вопросов государственной и общественной жизни посредством И КТ. Среди них - утверждение программы развития информационного общества, предписывающей создание электронных сервисов для обеспечения общественного участия и контроля над деятельностью органов государственной власти.

За последние несколько лег был принят целый ряд нормативно-правовых актов, формирующих правовую базу взаимодействия органов государственного управления с гражданами в электронном формате. Среди них следует назвать разработку «Концепции развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года». Важным является правило, по которому власти будут обязаны рассматривать предложения, получившие поддержку не менее 100 тыс. граждан в течении определенного срока времени.

В соответствии с данной «Концепцией» под электронной демократией понимается такая форма организации общественно-политической деятельности граждан, которая обеспечивает за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень взаимодействия граждан друг с другом, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и коммерческими структурами. Электронная демократия наряду с электронным правительством является одной из базовых основ информационного общества.

Наиболее распространенными среди механизмов электронной демократии являются:

  • - электронное голосование (голосование по мобильному телефону, интернет-выборы и т.д.);
  • - механизмы сетевой коммуникации граждан и коллективного обсуждения социально значимых проблем и вопросов общественно-политической тематики в режиме онлайн;
  • - механизмы формирования онлайн-сообществ, включая механизмы планирования и реализации гражданских инициатив и проектов коллективных действий;
  • - механизмы сетевой коммуникации граждан с органами власти, включая инструменты воздействия на принятие решений и гражданский контроль за деятельностью органов власти;
  • - механизмы общественного онлайн-управления на муниципальном уровне.

Согласно концепции, развитие механизмов электронной демократии до 2020 г. предлагается обеспечить в три этапа.

На первом этапе в 2011-2013 гг. планируется, в частности: апробировать технические и программные решения при создании опытного образца единой системы электронной демократии (ЕСЭД); внедрить ЕСЭД в субъектах РФ, в том числе и на муниципальном уровне, интегрировав ее с региональными и муниципальными порталами органов власти; разработать и запустить мобильную версию ЕСЭД для использования гражданами на мобильных устройствах; обеспечить интеграцию ЕСЭД с популярными социальными сетями.

На втором этапе в 2014-2016 гг. предполагается расширить масштаб функционирования ЕСЭД до федерального уровня, реализовать в полной мере принцип субординации, обеспечить интеграцию ЕСЭД с федеральными порталами органов власти, а также с интернет-порталами информационных агентств и средств массовой информации, с большинством существующих сервисов массовой сетевой коммуникации граждан (форумы, социальные сети, блогохостинги, мультимедиахостинги и др.).

На третьем этапе в 2017-2020 гг. возможна разработка и внедрение дополнительных функциональных подсистем ЕСЭД. В плане организации электронного взаимодействия гражданского общества и органов власти перспективным направлением развития ЕСЭД может стать дальнейшее повышение уровня интерактивности за счет использования технологий онлайн-конференц-связи, а также видеосвязи. ЕСЭД может быть использована в качестве удобной площадки для планирования и организации онлайн-коммуникации чиновников с гражданами, организации онлайновых «прямых линий» и интернет-конференций.

По мнению разработчиков концепции, единая система электронной демократии должна обеспечить участие граждан и организаций в общественном управлении на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, что должно положительно повлиять на качество предоставления государственных и муниципальных услуг на территории РФ, обеспечить повышение эффективности государственного управления, а также повысить удовлетворенность граждан деятельностью государственных органов власти и органов местного самоуправления.

Анализ отношения россиян к электронным формам участия в политике показывает, что до половины опрошенных выражают желание повысить собственную информированность за счет получения электронных рассылок с новостями о деятельности органов законодательной и исполнительной власти; часть из них готова воспользоваться онлайн-нетициями.

Онлайн-чаты с политиками и должностными лицами также являются востребованным инструментом общественного участия у ряда респондентов. Онлайн-протесты, онлайн-дебаты и онлайн-митинги - привлекают внимание и участие до четверти опрошенных.

В то же время значительная часть россиян не воспользовались бы ни одной из предложенных форм электронного участия. Те люди, которые не участвуют в политике, обычно не участвуют и в активной «электронной политической жизни».

Важную роль в процессах электронной демократии играют политические блоги. В России блоги с политической направленностью не являются доминирующими в блогосфере (всего 10-12%), что, однако, нельзя сказать об их значимости, особенно в электоральные или политически острые периоды развития страны. Политический сектор блогосферы Рунета растет. Непосредственное развитие Рунета и приход в российское пространство широкополосного Интернета расширяет и переформатирует коммуникативное пространство сети и помимо сайтов политических партий и персональных страниц политиков в последние годы появилось много ярких политических блоггеров различного уровня, причем их значимость в социокоммуникативпом пространстве возрастает. Политический блог становится мощным имиджевым PR-инструментом, направленным, прежде всего, на целевую аудиторию лидеров мнений.

Внедрение инструментов электронной демократии в целом способно повысить уровень общественного участия и демократизации коммуникационной сферы. В то же время существует опасность ее ограничения и приватизации лидерами общественного мнения в Интернете. С целью уравнивания в правах участников блогосферы в 2015 г. в России был принят закон об обязательной регистрации блогеров (по аналогии со СМИ), у которых в сутки регистрируется более 3 тыс. читателей.

Зарождающийся политический активизм в российском интернет-пространстве уже продемонстрировал свой потенциал влияния па баланс политических сил и доступ к власти через вынесение событий общественного значения на политическую повестку дня и мобилизацию части общественности для оказания давления на тех, кто наделен полномочиями принимать политические и административные решения. Интернет создает как новые возможности, гак и может быть проводником угроз и ограничений для современной демократии.

Что подразумевается под термином «электронная демократия»? Термин стал часто употребляться теми, кто использует компьютерные технологии в политическом процессе. Однако прилагательное «электронный» является не совсем точным. Оно может также относиться к использованию электронного микрофона или телевидения. В некоторых случаях более точным был бы термин «цифровая демократия»(«digital democracy»). Возможны, также, другие термины: «кибердемократия», «виртуальная демократия», или «демократия века информационных технологий». Однако в настоящее время чаще применяется термин «электронный», который подразумевает «применение интерактивных технологий». Поэтому в статье я тоже буду использовать термин «электронная демократия» как основной.

Концепции электронной демократии относятся к теориям, которые рассматривают компьютеры и/или компьютерные сети в качестве важнейшего инструмента в работе демократической политической системы. «Электронная демократия» - это любая демократическая политическая система, в которой компьютеры и компьютерные сети используются для выполнения важнейших функций демократического процесса, таких как распространение информации и коммуникация, объединение интересов граждан и принятие решений (путем совещания и голосования). Эти концепции отличаются по возможности использования прямой или репрезентативной формы демократического правления и по степени активности граждан в государстве. Общим у этих концепций является уверенность в том, что различные свойства новых средств информации, такие как интерактивность, более быстрые способы передачи информации, возможности связи большого количества пользователей друг с другом, изобилие информации и новые пользовательские возможности по управлению процессами могут положительно влиять на демократическую политическую систему.

Во многих западных исследованиях основной целью электронной демократии декларируется повышение уровня политического участия .

Следует заметить, что массовое политическое участие - лишь одна из множества ключевых функций политики средствами Интернета. Равными по значимости функциями Интернета, способными усилить институты представительной демократии, являются: обеспечение условий для конкуренции партий и соревнования кандидатов, активизация и привлечение гражданского общества, обеспечение прозрачности и повышение ответственности в процессе принятия решений, а также их эффективное доведение от властных структур до граждан. Для переходных (транзитных) обществ (Россия в их числе) эти функции даже более важны, чем уровень массового участия.

Выборные демократии могут способствовать высоким уровням явки избирателей, но другие политические права и гражданские свободы сведутся к показухе, если:

  • · гражданское общество останется слабым и разрозненным,
  • · представительные институты будут недостаточно объединены и согласованы,
  • · соревнование между партиями, осуществляемое избирателями посредством реального выбора кандидатов сведено к минимуму, власть поражена коррупцией,
  • · попирается закон,
  • · подавляются оппозиционные движения.

На наш взгляд, предмет изучения (а именно: характер влияния Интернета на демократические институты и процессы) в переходных обществах отличается от общепринятого в предшествующей литературе в США и Западной Европе, где часто полагают, что Интернет только усилит демократию, если увеличатся возможности политического участия, такие, как: влияние граждан на принятие решений, участие в процессе обсуждения политического курса или электронное голосование (многие теоретики электронной демократии приходят к заключению, что если Интернет слабо способствует выполнению этих функций, то цифровые технологии будут иметь минимальное влияние на демократию или демократизацию). По нашему мнению, это слишком ограниченный взгляд. Более приемлем подход (особенно если речь идет о переходных обществах), согласно которому информационные технологии могут усилить институты представительной власти и гражданского общества.

Идеи формирования эффективного гражданского общества с опережающим развитием горизонтальных связей между избирателями приобретают необходимую материальную базу с развитием электронных, компьютеро-опосредованных коммуникаций.

Ключевой вопрос при оценке роли информационных технологий для демократии состоит в том, насколько правительства и гражданское общество научатся использовать возможности, предоставляемые новыми каналами информации и коммуникации, чтобы продвигать и усиливать базовые представительные институты, объединяющие граждан и государство. При таком рассмотрении возможности для общественного участия, создаваемые посредством новой технологии, безусловно, важны, но Интернет способен и генерировать информацию, усиливая прозрачность, открытость деятельности и ответственность властных органов национального и межнационального уровней, а также укреплять каналы интерактивного общения между гражданами и посредническими институтами. Это особые функции, Интернет реализует некоторые из них лучше, чем любые другие средства. В частности, Интернет мог бы:

  • · предоставить более подходящие средства для взаимодействия в политических кампаниях партиям меньшинства, чем традиционные массовые средства информации (газеты, радио, телевидение);
  • · обеспечивать более широкий единовременный доступ к информации для журналистов к официальным документам и текущим законодательным инициативам и предложениям;
  • · способствовать усилению внутренней организации партий и взаимодействия членов партий и др.

Нельзя оставлять без научного анализа проблемы, связанные с опасностями и рисками электронной демократии, в частности:

  • · опасность манипулирования данными голосований и выборов из-за отсутствия достаточной защиты данных,
  • · опасность разделения общества на тех, кто владеет информацией, и тех, кто не владеет (цифровое разделение), и, как следствие, ущемление принципа демократии выбора,
  • · опасность пропаганды преступных и экстремистских группировок и их влияние, особенно на молодое поколение.

Наибольшие перспективы в России имеет процесс использования Интернет-технологий для дальнейшего расширения возможностей существующий системы представительной демократии и развития процессов «электронной демократизации». Ее основной смысл заключается в использовании Интернета для следующих целей:

  • 1) расширения доступа избирателей и СМИ к законотворческой деятельности;
  • 2) снижения издержек по формированию ассоциаций и объединений избирателей;
  • 3) повышения эффективности обратных связей между избирателями и их представителями в законодательных органах власти.