Лактионов - Письмо с фронта

Передо мной картина известного советского художника А.И.Лактионова «Письмо с фронта».

Картина посвящена тематике Великой Отечественной Войны, которая никогда не будет забыта не одним гражданином нашей страны. Миллионы смертей бравых отцов, мужей, братьев и несчастных женщин и детей, голод и разруха. Но не только черные вести приходили в разрушенные бомбежками города и деревни. Приходили письма с фронта, веселые и задорные, полные надежд и любви. Они поддерживали сломленный дух, воскресали надежду и веру, заставляли трудиться и делать невозможно во имя победы и страны.

Яркие солнечные лучи озарили дворик полуразрушенного городка. В воздухе веет теплом, наступила весна, принеся с собой аромат душистых трав и распускающейся молодой зелени.

Чистое лазурное небо с белыми кучевыми облаками-барашками надо головой, не видно не одного вражеского самолета, не свистят бомбы, не трепещет, не искрится воздух от напряжения. Наступило мирное время. Конец жестокой кровопролитной войне. На крыльце дома собралась семья. Счастливые улыбки озаряют их лица. Всех их здесь собрала добрая весть, тот, кого они ждали, возвращается с войны!

Мальчик с усердием читает по слогам, крепко сжав в руках листочек. Все с пониманием и одобрением смотрят на него. Слева на переднем плане, девочка в чьи волосы вплетена алая лента, прислонилась к дверному косяку. Справа русоволосая женщина, в белой рубахе и косынке, облокотившись о стену, она внимательно слушает. Мы не видим их лиц, но мне кажется, они улыбаются, и вот-вот кивнут в такт, слушая усердное чтение мальчишки.

На пороге, закурив сигарку, стоит бывалый солдат, он уже вернулся с войны, с фронта, возможно, он и принес добрую весть. Не раз он бывал в бою, потерта гимнастерка, рука на перевязи, грудь увешена медалями, опирается на трость – наверное, его ранило осколком или шальной пулей. Но он остался жив, гордо, приосанившись, стоит, несмотря на увечье, тепло улыбается.

Рядом красивая русоволосая девушка, облокотившись на старые деревянные перила, тоже внимательно слушает, одета она ярко, по-весеннему, но ярче всего на левой руке горит красная повязка.

Смотришь на картину – и тепло становится на душе, искренне радуешься счастью обычных, таких же, как и ты людей. Ведь не было в нашей стране ни одной семьи, которая бы не потеряла кормильца и помощника. Черная война-злодейка унесла многих достойных людей, наше народное горе объединяет нас, потому мы так живо и с пониманием всматриваемся в картину, и сопереживаем ее героям.

6, 7 класс

  • Сочинение по картине Васнецова Иван Царевич на Сером волке (описание) 4 класс

    Совсем недавно мне выпала честь ознакомиться с картиной Васнецова «Иван – Царевич на сером волке». Ее автор взял за основу одну из моих любимых сказок и изобразил Ивана-Царевича с Еленой Прекрасной, которые мчат по лесу верхом на волке.

  • Сочинение по картине Н. Рериха Заморские гости 4 класс (описание)

    Глядя на картину, я сразу обратил внимание на чаек. Они как будто стремятся пересечь неуловимые границы полотна и вот-вот вылетят на волю. Ярко-синее море тоже изображено так, что его глубина кажется реальной и туда можно окунуться

  • Юон К.Ф.

    Родился двенадцатого октября 1875 года в Москве. Отец был клерков в страховой компании, а мать была музыкантом-любителем. Учился в московском училище живописи. После его окончания работал в мастерской

  • Сочинение по картине Билибина Гвидон и царица 5 класс (иллюстрация) (описание)

    Сказочно - вот что звучит в голове, разглядывая картину Билибина Ивана Яковлевича «Гвидон и царица».

  • Сочинение по картине Левитана Озеро. Русь сочинение

    В картине Исаака Левитана «Озеро. Русь» заложен образ родного края. По мнению автора полотна, именно так, несмотря на время года, должна выглядеть наша великая страна – торжественно, ярко

Сочинение по картине Письмо с фронта Лактионова для учащихся школ.

Сочинение по картине Письмо с фронта 4 класс

Действие картины А. Лактионова «Письмо с фронта» происходит летним солнечным днём в небольшом городе. Через открытую входную дверь старого кирпичного дома видна улица. Вдали стоят двухэтажные дома, растут высокие деревья.

По ярко-голубому небу плывут белые пушистые облака. На крыльце дома стоит табуретка. На ней сидит семилетний мальчик. Он читает вслух письмо своего отца. Отец мальчика ушёл на фронт ещё в самом начале Великой Отечественной войны. Вот уже несколько лет он отважно сражается с фашистскими захватчиками.

Каждое его письмо сын ждёт с большим нетерпением. Письма приходят. А это значит самое главное - отец жив. Вокруг мальчика несколько слушателей: мама, соседская девочка, молодая девушка и солдат. На их лицах улыбки. Все очень рады хорошим новостям с фронта. Они внимательно слушают мальчика и вспоминают ушедших на войну своих близких людей. Всем хочется, чтобы поскорее закончилась эта страшная война.

Сочинение по картине Письмо с фронта 6 класс

Во время Великой Отечественной войны многие мужчины нашей страны уходили воевать, покидая свои дома. Со своими родными они общались в основном по переписке. Полученные с фронта письма бережно хранили и много раз перечитывали. Они были очень дороги для их получателей.

Людей в стране настолько сплотила общая беда, что со всеми своими горестями и радостями они делились с соседями. Картина А. Лактионова «Письмо с фронта» - яркий тому пример. Центральное место на картине занимают крыльцо многоквартирного жилого дома и часть подъезда. Его входная дверь широко распахнута. За ней видна городская улица с двухэтажными домами и большими деревьями.

На небе много кучевых облаков, но летний день довольно солнечный. Главный герой картины - сидящий на крыльце маленький мальчик. На вид ему не дашь больше семи лет. Со всех сторон его обступили мама, сестра, девушка и солдат. Они с большим интересом смотрят на мальчика, который читает им долгожданное письмо своего отца.

В письме отец сообщает родным о своей фронтовой жизни, о победоносном наступлении наших войск, об отваге своих однополчан и своей награде, полученной за проявленное им в бою мужество. Эти новости соседи принимают с радостью. А мальчик, гордясь своим отцом, готов читать строки из его письма снова и снова.

Сочинение по картине Письмо с фронта Лактионова 7 класс

А. Лактионов - известный художник. В конце Великой Отечественной войны с ним произошёл такой случай. Однажды на прогулке к живописцу обратился солдат с перебинтованной рукой и тростью. Военный искал указанный на письме адрес. Найдя нужный дом, они стали свидетелями трогательного момента получения фронтового письма. Эта сцена в дальнейшем послужила основой для картины Лактионова «Письмо с фронта».

На этой картине изображены пять человек. Они находятся у широко распахнутой входной двери старого двухэтажного дома. Роль каждого из них вполне ясна. Как и в реальной истории, письмо с фронта принёс солдат. У него перевязана рука, очевидно ранение. После госпиталя он сумел передать письмо родным своего боевого товарища. Вот только нужный дом помог найти ему не художник, а молодая симпатичная девушка с красной повязкой на руке. Мальчик, его мама и маленькая сестренка - получатели письма.

Художнику мастерски удалось передать чувство радости этих людей. На их лицах счастливые улыбки. Одни рады, что получили весточку от родного человека, другие - что помогли им её доставить. Но больше всех, конечно, радуется читающий письмо малолетний мальчик. Большую жизнерадостность картине придают и художественные приёмы: тёплый летний день, яркое солнце, белоснежные облака голубого неба. Все это нам показывает светлую новую жизнь, она продолжается.

Своё произведение живописи автор закончил уже после войны. Никто уже не получал фронтовых писем. Несмотря на это, картина завоевала огромную популярность у зрителей. Ведь тёплые воспоминания об этих счастливых моментах остались в душах наших людей на долгие годы.

картина Лактионова Письмо с фронта фото

Советский художник Александр Иванович Лактионов известен правдоподобностью своих картин, он не изучал технику старых мастеров, он имел собственный взгляд на живопись и следовал, в первую очередь, призыву Бродского быть ближе к натуре.

Когда гремела Великая Отечественная война, художник не принимал участия в боях. Его творческая натура изнемогала от невозможности изобразить главные сражения, показать настоящих героев. Но он нашел выход: решил написать полотно, на котором был бы показан один из моментов мирной жизни на войне/ Такие минуты очень ценили бойцы. К этому его подвело знакомство с солдатом, который нёс весть от своего сослуживца его семье. Такие минуты становились огромным событием для каждой советской семьи тех годов - ведь так они узнавали, что их близкий любимый человек жив. Люди тыла существовали, надеясь, что это страшное время скоро пройдет и не повторится более.

Полотно создавалось два года: с 1945 по 1947. Художнику позировал его близкий друг, тоже живописец, которому довелось побывать на войне, рядом с ним были его родственники и соседка.

Сюжет полотна довольно прост: боец получил ранение в одном и сражений и попал в госпиталь, после выписки он понес письмо от фронтового товарища его семье. Солдат был встречен радостно, письмо решено было прочитать вслух. Даже соседка пришла в квартиру, чтобы узнать вести. Солдат решил остаться тоже. Они все уселись в проеме двери. Старушка, которая надела очки и собралась читать, вероятно, мать бойца, сидящие рядом девчонка и мальчишка - его дети.

Мать солдата первая узнала весточку и передала его мальчонке, чтобы тот прочитал его всем собравшимся вслух. Он гордится заданием, чувствует себя взрослым и стремится показать всем, что уже научился неплохо читать. Чтоб было комфортно, чтеца расположили на высоком стуле, рядом стоят остальные. Все смотрят в его сторону. В положении сестры виднеется некая зависть к брату. Она бы тоже хотела быть в центре. Соседка с улыбкой, но сочувственно смотрит на девочку. Эта женщина носит красного цвета повязку на предплечье, какую давали дружинникам, следившим за полетами врага. Скорее всего она только вернулась домой, а, быть может, только уходит на дежурство. У бойца перевязана правая рука и проблемы с ногой, он оперся на палку, облокотился на косяк, курит и с интересом слушает мальчугана.

Понятно, что письмо добралось до семьи с задержкой, ведь тот, кто его доставлял, сначала побывал в госпитале, а потом еще ехал к адресатам. Но в позах слушающих чувствуется некое облегчение: раз есть письмо, значит тот, кто его писал жив и здоров. Вокруг создалась очень теплая, дружественная атмосфера.

Общее настроение картины подчеркивается ярким светом солнца, которое наполняет все полотно. Особенно ярко освещает оно лицо сына, заостряя внимания на том, что сейчас он здесь самый главный. Совсем недавно он стал пионером, теперь на шее у него аккуратно повязан красный галстук. Мальчик очень гордится своим положением и не снимает галстук, придя домой, демонстрируя его всем. У дочки красивые косы, которые смогли не отстричь в страшные голодные годы. Бабушка одета в тёмного цвета юбку и светлую блузу. На ногах у нее домашние тапки, которые она от волнения позабыла поменять на другую обувь. О подвигах солдата говорит множество наград на его груди.

Семья живет в стареньком доме. Война не дает возможности сделать хотя бы небольшой ремонт. Сейчас у жителей другие желания.

На втором плане полотна виднеется небольшой солнечный двор. Дома в нем старенькие, маленькие, с печным отоплением. По двору ходит какой-то солдат. Наверное, он в отпуске. Это напоминание, что время на картине военное.

На заднем плане изображено светлое небо с белыми облаками. Только что пролетел самолет, оставивший след. Пилот выполнял мертвую петлю. Наверняка, неподалеку находится летная часть или училище, которое готовит будущих бойцов неба.

На данном полотне художнику удалось остановить прекрасное мгновение общего семейного счастья. Где-то далеко гремит война, рушатся города, умирают люди, но в данный момент это как будто забылось и люди полны счастья и радости. Смотря на картину, зритель начинает верить, что страшная война больше не повторится, и еще больше ценить своих близких, наслаждаться возможностью быть рядом с ними.

Александр Иванович Лактионов (1910-1972) уже до своего часа славы (6 часов утра 21 апреля 1948 года, когда по радио сообщили о присуждении ему Сталинской премии первой степени за картину «Письмо с фронта») имел свой особый, заметный на общем сероватом фоне живописи эпохи соцреализма стиль, построенный на довольно незатейливом, невинном, идущем от его учителя Исаака Бродского реализме-натурализме, на редкой для тех тусклых времен игре света и теней. Важно, что как и учитель, Лактионов так писал не просто пейзажики, а идейно выдержанные картины («Курсанты выпускают стенную газету» (1938), «Речь товарища Сталина 7 ноября 1941 года»). Особенно бросается в глаза непожесть картины «Письмо с фронта» на полотна, также получившие в тот же год «сталинку» первой степени. Речь идет о картинах В. А. Серова «Ленин провозглашает Советскую власть» и И. М. Тоидзе «Выступление И. В. Сталина на торжественном заседании, посвященном 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции». Дело, конечно, в самом солнечном сюжете картины. Письмо с фронта – плотно исписанный треугольник (а не приводящая в дрожь серая бумажка из военкомата – извещение о смерти или пропаже воина без вести) – для миллионов советских семей, переживших войну, было желаннейшим, вожделенным посланием, предметом восторга, любви, объектом несказанной радости: «Здравствуй, дорогая Маменька! Шлю тебе свой сердечный привет и желаю всего хорошего от души, доброго здоровия, еще шлю привет своей жене Натальи и милым деткам – Колиньки и Лидочке, и желаю вам всем всего хорошего. Мама! Письмо я ваше получил, которое писан 9-го числа августа и сразу пишу ответ. Вы пишите, что наши все ранены, кроме Жени Манькова и я остался один из ближних знакомых. Саня Косолапов – ранен, Ребров пищивицкий – ранен. А миня, дорогая Мама и жена, действительно спасает Бог. Сидел в одном окопе с товарищем за пулеметом, разбило весь пулемет, убило товарища, а миня только засыпало песком, но нигде не царапнуло, так что я, Маменька, пока в порядке и молюсь каждний день Богу, чтобы он миня сохранил. Мне, Маменька, очень охота повидатся с табою, со своей женой и с детьми, но не знаю, дорогая Мама, как придется, потому, что враг перед кончиной злой, переходит часто в контроатаки, а в атаки я еще участвовал только один раз. А атаки, дорогая Маменька, это с двух одно: или убьют, или ранют, но меня, дорогая Мама, пока Бог спас и теперь пока ни в бою. Наша девизия отошла, ее сменила другая девизия. В настоящий момент нахожузь от передовой километра четыре, но я, дорогая Маменька, считаю, что от своей судьбы не уйдешь. Мама! что я хочу написать. В ночь на 15-е августа, уже часа в 2, был сильный дождик, мы шли под грохотом немецкой артиллерии и мне легонько екнулось, я говорю Сани своему, что, наверное, проснулось Материнское сердце, посмотрело на погоду и вспомнило про миня и ектать больше не стал.

Дорогая Маменька и жена! Писать пока кончаю, потому всего не опишешь, и прошу вас – пишите письма как можно чаще, вы знаете, как веселей, когда получишь письмо. До свиданья, остаюсь жив, здоров, жду вашего письма. Ваш Саня».

Сюжет этот, казалось, лежал на поверхности, к нему подступался Б. Дрыжан, обращались к этой теме и другие художники. Лактионов вспоминал, что идея картины пришла ему в 1943 году, когда он, живя в Троице-Сергиевой лавре, где в одной из келий поселили семью художника, как-то раз увидел выписавшегося из госпиталя военного с палочкой, который доставал из кармана письмо и сверялся с адресом. Лактионов сумел выразить эту столь понятную послевоенным зрителям солнечную радость чуда – получения письма с фронта. Ведь война только что закончилась, люди 1947 года все еще жили ею, сколько миллионов людей надеялись получить такое же письмо от не вернувшегося с войны любимого человека. И Лактионов верно уловил эти волны человеческих эмоций и лучше других выразил их в своей картине.

Как вспоминают сотрудники Третьяковской галереи, выставочной комиссии картина Лактионова не понравилась, художника вызывали с красками и кистями и требовали, чтобы он «починил» на картине гнилой пол. В конце концов картину повесили в полутемном коридоре, под лестницей, и тотчас экскурсоводы стали жаловаться, что вести группы стало невозможно – в коридоре у картины Лактионова всегда стояла плотная толпа. Картину пришлось перевесить, и к ней началось паломничество. Самой характерной записью в книге отзывов были слова: «Самая правдивая картина на выставке». Людей можно понять, если только перечислить то, что тогда выставлялось в залах Третьяковки: В. П. Ефанов «В. М. Молотов на фоне Кремлевской стены»; А. Н. Яр-Кравченко «М. Горький читает тт. И. В. Сталину, В. М. Молотову и К. Е. Ворошилову свою сказку «Девушка и смерть»; М. И. Хмелько «За великий русский народ!»; В. М. Орешников «В. И. Ленин на экзамене в университете»; Е. А. Кибрик «Есть такая партия!», «Ленин в Разливе» и т. д. И вот тут Лактионов нашел свой путь к славе. Он приходил в галерею каждый день, как на работу, и переписывал отзывы о своей картине в тетрадку, затем уже перепечатанные на машинке листки (а их были десятки, сотни) он рассылал в разные высокие инстанции: в ЦК ВКП(б), в Академию художеств, в Комитет по Сталинским премиям, и – о чудо! – это сработало: глас народа и Лактионова был услышан. Замдиректора Третьяковской галереи заявил правительственной комиссии, пришедшей отбирать картины на премию, что такого ажиотажа вокруг картины Лактионова галерея не знала с 1912 года, когда была выставлена только что отреставрированная после нападения сумасшедшего картина Репина «Иван Грозный убивает своего сына». В итоге Лактионов получил премию, стал знаменитым, репродукции его картины появились повсюду: с разворота «Огонька», «Работницы», «Крестьянки» они перекочевывали на стены комнат, попали в учебники, виднелись на задниках календарей-численников, на открытках. Делались и бесчисленные копии картины маслом – сам Лактионов лично написал пять автокопий! Впрочем, он продолжал писать и другие полотна и… о ужас! Одна картина получалась хуже другой: «Вновь я посетил… (Пушкин в Михайловском)» (1949), «В новую квартиру» (1952), «Обеспеченная старость (ветераны русской сцены)» (1954-1960). Художник будто не чувствовал своих все более фальшивых упражнений со светом, с натуралистическими, детально прописанными, но совершенно одинаковыми и лишенными внутреннего мира фигурами, с красивыми, но неживыми (как в фильмах ужасах о высокотехнологичных роботах) лицами на многочисленных гламурных портретах. Но он был воодушевлен постоянными похвалами простых зрителей, заполнявших сверху донизу, как и в 1947 году, книги отзывов восторженными словами: «Как хорошо написаны листья, какая кора – хочется пощупать… какой чудесный свет! Прекрасный художник». Недаром к концу жизни Лактионов похвалял манеру письма Шилова – он был явным предтечей этого современного направления в искусстве…

Великой Отечественной войне посвящено огромное количество литературных и музыкальных произведений, а также картин. Что касается последних, то одной из наиболее известных работ является «Письмо с фронта», автором которой стал советский художник А. Лактионов. «Письмо с фронта» - картина была написана в 1947 году, как раз через несколько лет после окончания войны.

История

Работа «Письмо с фронта» имеет свою историю создания. Идея сюжета появилась еще за 2 года до написания картины. В 1944 году Лактионов и его семья возвратились из Самарканда (там они пребывали в эвакуации) в Подмосковье. Через год после возвращения художник утвердил тематику своей первой последипломной картины, которая должна была называться «Встреча».

Картина «Письмо с фронта»

В первые годы после войны выбор тематики для создания произведений искусства не вызывал каких-либо затруднений, поскольку актуальной на то время для всех без исключения граждан СССР была тема Великой Отечественной войны. Сложно было отыскать человека, у которого не было бы ни близких, ни друзей, ни просто хороших знакомых, не участвовавших в боевых действиях. Однажды в 1945 году А. Лактионов на одной из улиц подмосковного Загорска повстречал на улице молодого фронтовика, который из-за полученных на войне ранений шел, опираясь на трость, и имел перевязанную руку. Солдат находился в поисках необходимого ему адреса для того, чтобы передать письмо, и художник оказал ему помощь. Диалог с фронтовиком оставил неизгладимые впечатления у Лактионова, поэтому тематика его будущей картины была сразу определена - художник пожелал изобразить долгожданное получение весточки с фронта.

Описание

Выбор позирующих художнику людей занял немало времени, так как сам Лактионов хотел изобразить на полотне реального человека, который побывал на фронте. Образ фронтовика, принесшего письмо семье, ожидающей весточки от своего солдата, был написан с В. Нифонтова. Этот мужчина действительно был участником боевых действий (десантник). Семьей, получающей долгожданное письмо, стали жена и дети самого Лактионова.

Работа над картиной заняла у художника 2 года, а точнее, 2 лета. Лактионов стремился изобразить все солнечное тепло и краски лета, поэтому непосредственным изображением задуманного сюжета занимался в летнюю пору.

Эта картина нашла отклик в душах миллионов граждан СССР. Все дело в том, что художнику максимально реалистично удалось передать всю ту радость, связанную с получением долгожданной весточки с фронта от близкого человека. Также акцент был сделан на теплоте взаимоотношений советских людей, которых сплотил пережитый ужас войны, забравшей десятки миллионов жизней. Картина также впечатляет своей реалистичностью и четким изображением деталей.

В 1948 году А. Лактионов получил за свою работу «Письмо с фронта» Государственную премию первой степени им. Й. Сталина. Однако наиболее ценной наградой за труд для художника стал восторг граждан СССР, которые увидели эту картину. «Письмо с фронта» воспроизводилась в печатном виде - работу изображали на страницах советских учебников, в календарях и журналах. В 1973 году репродукция работы была изображена на почтовых марках серии «История советской живописи».